Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Приемы формирования читательской грамотности в начальной школе

Дата публикации: 2023-09-06 15:28:54
Статью разместил(а):
Орлюк Светлана Александровна

Приемы формирования читательской грамотности в начальной школе

Автор: Орлюк Светлана Александровна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9», г. Зима

 

Аннотация: В статье автор рассматривает формирование читательской грамотности на уроках в начальной школе через использование различных приемов. Пишет о том, что систематическая, целенаправленная работа с использованием приемов и методов быстрого и эффективного чтения предоставит возможность сформировать читательскую грамотность у младших школьников.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, читательские умения.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Функциональная грамотность – это возможность каждого человека применять информацию и навыки, полученные в течение жизненного пути для достижения целей и решения поставленных задач во множестве сфер деятельности человека и общественных отношений.

Мы наблюдаем, как день за днём развиваются информационные технологии. Всякий человек ежечасно получает огромное количество сведений, и если в прошлом веке большинство людей получали информацию из бумажных носителей и телевидения, то сегодня каждый первый может почерпнуть данные из интернета.

Таким образом, основное внимание в образовании, которое было направлено на сбор и запоминание информации, сосредоточено на овладении способностью правильного применения данных.

В качестве главных направлений функциональной грамотности необходимо отметить следующие:

– читательская грамотность;

– естественнонаучная грамотность;

– математическая грамотность;

– компьютерная грамотность;

– финансовая грамотность;

– глобальные компетенции;

– креативное мышление.

Фундаментом функциональной грамотности учащихся начальных классов является читательская грамотность как один из главных компонентов. В различных научных работах PISA читательской грамотностью называют возможность человека понимать и применять информацию в письменном виде, рассуждать и очень много читать, чтобы решать определённые задачи и расширять собственные навыки и знания, принимать участия в общественной жизни.

В читательской грамотности можно выделить следующие читательские навыки:  

1. Находить и извлекать информацию.

2. Интегрировать и интерпретировать информацию.

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.

4. Использовать информацию из текста.

Для того чтобы сформировать главные читательские умения, учителю необходимо на своих уроках использовать различные приемы.

Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

1. Прием «Лингвистическая сказка».

Цель – развить умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста и использовать её для решения проблем.

2. Принцип «Письмо с дырками (пробелами)».

Указанный прием направлен на развитие способности интегрировать и интерпретировать сообщения из текста.

3. Прием «Шаг за шагом».

Это прием интерактивного обучения. Его используют на этапе актуализации ранее усвоенных знаний. 

4. Приём «Составление кластера».

Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения извлекать информацию из текста и графически оформлять в виде грозди, объединяя материал по группам.

5. Приём «Мозговой штурм».

Упомянутый прием используется на занятиях, чтобы выяснить, что ученики знают по конкретной теме, а ещё для выдвижения предположений и ассоциаций.

Перечисленные выше приемы – это лишь малое количество, которое можно применять на своих уроках. Каждый учитель может подбирать для своих учеников приемы, которые будут показывать положительную динамику развития читательских умений.

Таким образом, можно сделать вывод, что систематическая, целенаправленная работа с использованием приемов и методов быстрого и эффективного чтения, предоставит возможность сформировать читательскую грамотность у младших школьников.

 

Литература: 

1. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника к постановке проблемы // Начальное образование. 2017. № 3. С. 3–7.

2. Кузнецова М.И. Международное сравнительное исследование грамотности чтения младших школьников PIRLS: концепция, основные результаты и тенденции // Педагогические измерения. 2017. № 2. С. 35–45.

3. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения // Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Cанкт-Петербург, 2011.

 

. . . . .