Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Дата публикации: 2023-09-05 22:33:35
Статью разместил(а):
Румянцева Светлана Владимировна

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Авторы: Виноградова Юлия Николаевна

и Румянцева Светлана Владимировна

ГБОУ "СОШ № 497", Санкт-Петербург

 

Аннотация: На сегодняшний день актуальной проблемой является сохранение здоровья обучающихся начальной школы. В статье рассматриваются несколько технологий, которые можно использовать на уроках и группах продленного дня для развития культуры здоровья, рациональной организации учебного процесса и укрепление психологического здоровья учащихся.  

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, урок, природа, начальная школа. 

Тематическая  рубрика: Начальная школа.

 

В современном мире, где технологии проникают во все сферы нашей жизни, важно использовать их таким образом, чтобы они приносили пользу. Это особенно актуально для начальной школы, где здоровое физическое и эмоциональное состояние учащихся играет важную роль в процессе обучения. Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию и развитию культуры здоровья обучающихся. Главным направлением в развитии культуры здоровья, по мнению педагога-исследователя И.В. Никишиной, является защита, сохранение и укрепление здоровья ребенка, не только физического, но и психического, интеллектуального и социального. Воспроизводство здоровья ребенка зависит, прежде всего, от воспитания. От состояния медицины и соматический компонент здоровья зависит лишь на 10–15% [1].

Одним из основных принципов здоровьесбережения, сформулированных Н.К. Смирновым, является осуществление субъект-субъектных взаимоотношений, то есть обучающийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах [2]. В этой статье мы рассмотрим некоторые здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы в начальной школе.

1. Интерактивные доски и устройства. Использование интерактивных досок и планшетов в классе позволяет детям активнее участвовать в уроках, делает обучение более интересным и захватывающим. Они также могут помочь учащимся развивать мелкую моторику и координацию движений. Кроме того, эти устройства могут быть использованы для проведения физических упражнений и развития физической активности детей во время урока и в группе продленного дня.

В современном мире, где технологии занимают все большее место в нашей повседневной жизни, образовательные учреждения все шире применяют интерактивные доски и устройства для обучения. Эти инновационные технологии изменили традиционные методы обучения и предоставили учителям и учащимся совершенно новые возможности.

Интерактивные доски - это большие сенсорные панели, которые могут подключаться к компьютеру и проецироваться на них изображение. Устройство позволяет писать, рисовать и взаимодействовать с компьютерными программами непосредственно на поверхности доски. Это педагогическое средство превращает статичное обучение в динамичное, способствует интерактивному обмену информацией между учителем и учениками, а также находится на переднем плане в применении информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе.

Преимущества использования интерактивных досок и устройств в образовании очевидны. Во-первых, они делают уроки более увлекательными и интересными для учеников. Благодаря возможности манипулировать информацией непосредственно на доске, они активно включаются в процесс обучения, что способствует повышению их мотивации и вовлеченности. Использование интерактивных досок и устройств способствует также развитию навыков сотрудничества и коммуникации учащихся, так как они могут работать в группах и совместно исследовать материалы.

Во-вторых, применение интерактивных досок и устройств способствует разнообразию образовательного материала. Учителя могут использовать видео, визуальные презентации, графики, аудио и другие интерактивные инструменты для визуализации и объяснения учебного материала. Это позволяет представить информацию в более доступной и понятной форме для учеников различных стилей обучения.

Также, интерактивные доски и устройства обеспечивают возможность для непосредственной обратной связи между учителями и учениками. Учитель может моментально проверять понимание учебного материала и пространство для задавания вопросов, собирания отзывов и идей от учащихся. Это помогает выявить слабые места и потребности учеников и позволяет корректировать обучение в режиме реального времени.

Конечно, использование интерактивных досок и устройств требует не только финансовых ресурсов, но и соответствующей подготовки учителей. Однако, преимущества этих технологий в учебном процессе явно превышают сложности и затраты.

Интерактивные доски и устройства - это современный инструмент, который трансформирует традиционный образовательный процесс, делая его более увлекательным, эффективным и интерактивным. Они стимулируют учащихся к активной деятельности, обеспечивают разнообразие обучающих материалов и поддерживают обратную связь между учителем и учениками. Использование интерактивных досок и устройств создает новые возможности для учебного процесса и подготовки будущего поколения к сложностям современного информационного общества.

2. Разумные перерывы. Длительное сидение за партой может негативно сказываться на здоровье детей. Важно включать в учебный процесс периоды физической активности и отдыха. Можно использовать специальные приложения, которые напоминают учащимся о необходимости растяжки и физических упражнений в течение дня. Такие перерывы помогут предотвратить развитие проблем со спиной, улучшить циркуляцию крови и повысить концентрацию детей в классе.

3. Программы для медитации и релаксации. Стресс и напряжение могут быть встречены даже в начальной школе. Программы для медитации и релаксации помогают детям управлять своим эмоциональным состоянием, снижают уровень стресса и повышают общую психологическую благополучность. Учителя могут использовать специальные приложения или записи, чтобы проводить с учащимися короткие сеансы медитации и релаксации в течение дня.

Медитация и релаксация становятся все более популярными практиками в нашем современном мире, где стресс и напряжение стали обыденностью. Работая учителем, мы видели, как многие ученики страдают от потрясающей нагрузки и требований нашей современной образовательной системы. Поэтому мы рекомендуем использовать программы по медитации и релаксации в образовательном процессе.

Существует множество программ, которые специально разработаны для помощи ученикам и учителям их освоению. Одна из таких программ - Спокойствие. Это приложение для мобильных устройств, которое предлагает широкий выбор медитативных практик, расслабляющих звуков и руководств по дыхательной гимнастике. С его помощью ученики могут научиться контролировать свое дыхание, снижать стресс и тревогу, а также повышать свою концентрацию и внимание. Учителя могут использовать данное приложение в классе, чтобы создать атмосферу спокойствия и помочь ученикам сфокусироваться на учебных заданиях.

Еще одна программа, которую я рекомендую - это  Пространство для мыслей. Это платформа, предлагающая множество медитативных упражнений, разработанных профессиональными медитаторами. Есть специальные программы, ориентированные на работу с юными учениками, включающие в себя игры и анимированные видео. Это позволяет сделать процесс медитации более доступным и интересным. Несомненно, использование подобных методик поможет ученикам справиться с дневным стрессом, повысить их эмоциональное благополучие и улучшить их учебные результаты.

Кроме того, для учительниц и учителей важно уделить внимание своей собственной практике медитации и релаксации. Программа Таймер понимания помогает восстановить энергию и равновесие, укрепить психическое и эмоциональное состояние, чтобы быть более эффективным преподавателем и поддержать своих учеников.

В целом, программы по медитации и релаксации являются отличным способом помочь ученикам и учителям справиться с требованиями нашей современной жизни. Они улучшают фокусировку и концентрацию, снижают стресс и тревожность, улучшают настроение и психическое благополучие.

4. Классы на открытом воздухе. Уроки на свежем воздухе имеют целый ряд преимуществ для здоровья детей. Они помогают укрепить иммунную систему, повысить уровень физической активности и улучшить настроение. Использование технологий, таких как портативные интерактивные доски или дистанционные системы обучения, позволяет учителям проводить уроки на открытом воздухе, сочетая академическое обучение с физической активностью.

5. Образовательные игры и приложения. Современные образовательные игры и приложения помогают учащимся развивать свои навыки и знания в интересной и доступной форме. Они также способствуют активной умственной деятельности и развитию критического мышления. Важно выбирать такие игры, которые соответствуют возрасту детей и способствуют их физическому и эмоциональному благополучию.

"Кроссворды" или "сканворды": эти игры способствуют развитию лексических навыков, способности к анализу и обобщению информации. Ученики должны заполнять пропуски в кроссворде, расшифровывать закодированные слова или отгадывать подсказки, чтобы составить правильные слова.

"Мозаика": эта игра развивает навыки логического мышления и визуального восприятия. Ученики должны составлять картину из небольших мозаичных элементов, следуя инструкциям или используя образец.

"Шахматы": эта игра развивает логику, стратегическое мышление и способность прогнозировать последствия своих действий. Ученики должны планировать свои ходы и анализировать возможные варианты, чтобы достичь победы над соперником.

"Квесты" или "поиск сокровищ": эти игры развивают навыки коммуникации, сотрудничества и решения проблем. Ученикам предлагается серия заданий, которые они должны выполнить, работая вместе в команде, чтобы найти скрытые подсказки или решить загадки, ведущие к заветному сокровищу.

"Тесты": эти игры помогают проверить усвоение материала и углубить знания. Ученикам предлагается серия вопросов или заданий, на которые они должны ответить правильно. Это может быть как письменный тест, так и интерактивная онлайн-игра.

Это всего лишь некоторые примеры игр, их можно адаптировать под различные предметы и уровни знаний.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в начальную школу позволяет создать благоприятную образовательную среду, где забота о здоровье детей становится важной составляющей учебного процесса. Это помогает улучшить физическое и эмоциональное состояние учащихся, повысить мотивацию к обучению и улучшить успеваемость.

 

Список литературы:

1. Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей и педагогов. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. – М.: Планета, 2014. – 90 с.

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе: метод. пособ. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 121с.

3. Дмитриева Е.В. Социология здоровья: методологические подходы и коммуникационные программы / Е.В. Дмитриева. – М., 2012. – 224 с.

4. Агаджанян Н.А. Экология человека: здоровье и концепция выживания / Н.А. Агаджан. – М.: Изд-во РУДН, 2012. – 27 с.

5. Криворотов В.С. Уроки физкультуры на свежем воздухе.

6. Козлова Ю.В. Туристическая тропинка. Туризм и краеведение в начальных классах. Советы, рекомендации, практические занятия. – М.: Учительская газета, 2011 – 128 с.

 

. . . . .