Игровые технологии в начальной школе
Игровые технологии в начальной школе
Авторы: Петрова Юлия Юрьевна
и Ербягина Евгения Владимировна
Аннотация: В данной статье обосновывается эффективность применения на уроках игр и игровых приемов. На каких этапах урока и для чего могут быть использованы игровые практики. Даются конкретные виды игр, которые можно задействовать в учебном процессе.
Ключевые слова: деятельностный подход, игра, игровые приемы, обучающиеся, урок.
Тематическая рубрика: Начальная школа.
Игра – одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы.
Бесспорно, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции обучающегося. Другой, немало важной положительной стороной игры является то, что она содействует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
– дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
– развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
– воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
– социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.)
Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Другими словами, игра есть:
· особое отношение обучающегося к окружающему миру;
· особая деятельность обучающегося, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность;
· социально заданный и усвоенный обучающимся вид деятельности;
· деятельность, в ходе которой происходит усвоение самого разнообразного материала, влияющего на развитие психики ребёнка;
· социально-педагогическая форма организации всей детской жизни.
С дидактической точки зрения применение игровых технологий повысит надёжность и качество усвоения знаний учащихся, а это немало важно, если они:
· отбираются и конструируются в согласовании с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков;
· употребляются в сочетании с другими формами, способами и приемами, эффективными при исследовании нового материала;
· верно организуются;
· соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;
· уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).
Давайте же зададимся вопросом,какое же значение, а следовательно, и результат, имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Игры на уроках выступают, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дают школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.
Педагоги прилагают немало усилий для того, чтобы процесс обучения был познавательным, интересным для всех обучающихся и при этом обеспечивал бы глубокое усвоение учебного материала.
Не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому учитель помогает им в процессе игровой ситуации.
Наличие разных по сложности, форме и содержанию игровых упражнений позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, повышает уровень их знаний.
На практике игровая технология выполняет следующие функции:
• Развлекательную (развлечение, пробуждение интереса);
• Коммуникативную (освоение диалектики общения);
• Игротерапевтическую (преодоление трудностей);
• Диагностическую (самопознание в процессе игры);
• Коррекционную (внесение позитивных изменений в структуре личностных показателей);
• Самореализации (в игре как на полигоне человеческой практике);
• Социализации (усвоение норм человеческого общежития);
• Межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех социально-культурных ценностей).
Педагогические игры достаточно разнообразны. Игры мы можем разделить на физические, трудовые, социальные, интеллектуальные, психологические.
1. По характеру педагогического процесса игры бывают: контролирующие, обучающие, познавательные, развивающие, коммуникативные диагностические, творческие.
2. Пo игровой методике предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации.
3. По предметной области игры бывают: математические, литературные, трудовые, спортивные, народные, экологические.
4. По игровой сфере игры бывают: без предметов и с предметами; настольные; комнатные; уличные; компьютерные с использованием ТСО; технические со средствами передвижения.
Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, является дидактическая игра. Она способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.
Информационная игра - этот вид деятельности с использованием ТСО в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление познавательной деятельностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи информационных игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
Результат использования игр в процессе обучения достаточно велик. Кроме приобретения детьми опыта адекватного эмоционального реагирования, попутно происходят позитивные изменения в развитии высших психических функций (мышления, речи, памяти, воображения, внимания), в развитии личности в целом, а также в овладении младшими школьниками интеллектуальными умениями и учебной деятельностью.
Таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. Если мы на уроках плодотворно внедряем игровую технологию, то сможем без труда решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности.
Хочется закончить словами Конфуция: «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Список литературы:
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 68-69.
2. Исаакова Н.И. Разнообразие игровых методов и приёмов в обучении и воспитании дошкольников.
3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1 – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.