Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Работа с научно-популярным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе

Дата публикации: 2023-08-27 09:15:45
Статью разместил(а):
Лукьянчикова Наталья Григорьевна

Работа с научно-популярным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор: Лукьянчикова Наталья Григорьевна

ГБОУ "СОШ № 54", г. Севастополь

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что для формирования читательской грамотности у учеников начальной школы можно использовать материал учебника по литературному чтению. Предложен пример практического материала для работы с научно-популярными текстами по программе «Планета знаний» (4 класс).

Ключевые слова: работа с текстом, урок литературного чтения, научно-популярный текст, задания для самостоятельного выполнения.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

С первых уроков чтения ученики начальной школы учатся понимать прочитанные произведения, отвечать на вопросы учителя, других учеников, авторов учебника. Постепенно задания усложняются, вводятся разные виды работы на уроке. Одним из приоритетных видов работы является работа с текстом. Данный вид работы к 4 классу, выпускному классу начальной школы, позволяет ученикам, в соответствии с рабочей программой по литературному чтению,  научиться:

- различать художественные произведения и познавательные тексты;

- понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;

- соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;

- владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

- характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;

- объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);

- участвовать в обсуждении прослушанного / прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;

- составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;

Работа с текстом начинается с простых заданий в 1 классе, преимущественно требующих устных ответов, и заканчивается достаточно серьёзным анализом текста в 4 классе. Ученики учатся работать с текстами на уроках литературного чтения, на основе изучаемых в школе литературных художественных произведений. Умение работать с текстом - междисциплинарный навык, который используется и на других уроках.

На уроках окружающего мира, русского языка и даже математики ученики используют полученные умения работы с текстом, совершенствуют свои навыки получения и анализа информации. Умение анализировать доступную учебную литературу и вычленять из текста нужную информацию необходимо школьникам на протяжении всего обучения в школе. Поэтому важно учить детей работать не только с художественной литературой, а и с научно-популярной. В учебниках «Литературное чтение» УМК «Планета знаний» есть раздел с научно-популярными текстами из энциклопедий для школьников. Познавательные тексты об истории нашей Родины, о растениях и животных можно использовать в качестве тренировки самостоятельной работы учащихся с текстом. 

В качестве заданий для самостоятельного выполнения предлагаются:

- простые вопросы, требующие умения ориентироваться в учебнике (назвать автора текста, книгу, из которой взят текст …);

- требующие базовых знаний по литературному чтению (назвать жанр, тему произведения);

- требующие умение ориентироваться в тексте (выписать имена, даты, описания, установить соответствия);

- более сложные вопросы, требующие умения анализировать текст (назвать основную мысль, выявить связь эпизодов, объяснить взаимосвязи событий);

- требующие умения воспринимать новую информацию (объяснить незнакомое слово, соотнести знакомое слово с его другим значением, найти значения устаревших слов);

- требующие умения строить собственное высказывание на основе соотнесения своего жизненного опыта и событий из текста, анализа событий в тексте.

Каждый ученик сам читает текст и потом работает над ним в своём темпе. Ученики, опираясь на текст в учебнике, находят ответы на вопросы учителя, предложенные в бланках для полных или кратких ответов. Свои ответы ученики записывают в бланки. Такая объёмная работа в 4 классе даётся на 1 урок один раз в четверть. В бланке вопросов-ответов содержится максимальное количество заданий для учеников, рассчитанное на высокий уровень подготовки учеников по литературному чтению. Ученики, не достигшие такого уровня в обучении, могут отвечать только на те вопросы, которые не вызывают у них трудностей. Таких не сложных вопросов в заданиях обычно половина.

Такая работа с текстом требует предварительной подготовки на уроках литературного чтения, когда ученики, на примере художественных произведений, учатся так же работать с текстом во время совместной деятельности на уроках, во время выполнения домашних задания. Такая же подготовка проходит и во время совместной и домашней работы с научно-популярными текстами из учебника на уроках окружающего мира. Самостоятельная работа с познавательными текстами позволяет подготовить учеников к работе с научно-популярными текстами из учебников по биологии, географии, истории во время предстоящей учёбы в 5 классе.          

Например, работа с текстом «Восточные славяне в сочинениях византийцев».

1. Напишите жанр данного литературного произведения. Это ...

2. Назовите автора этого литературного произведения. Автор - ...

3. Напишите, из какой книги это произведение.

4. Тема этого произведения - ...

5. Вам встретились слова: византийский писатель. Продолжите мысль: Византийский писатель – это писатель, который жил в стране …

6. Как звали византийских писателей? Напишите ...

7. В каком веке они жили?

8. Часто встречается в тексте слово славяне. Напиши, как вы понимаете, кто такие славяне?

9. Как выглядели внешне славяне по описанию одного из писателей? Выпишите из текста. 

10. Выпишите из текста, какими качествами обладали славяне, по словам другого писателя.

11. Напишите, какое оружие было в руках славян при сражении.

12. Выпишите из текста, что использовали славянские воины, чтобы защититься в бою?

13. Допишите слово: щиты славян были очень ...

14. Напишите, почему славяне предпочитали сражаться в густых лесах, на обрывах, в теснинах.

15. Напишите, почему при сражении воины не показывались на ровных и открытых местах.

16. Правда ли, что славяне нападали только ночью? Докажите словами из текста.

17. Напишите, как славянские воины спасались от врага, если их заставали прямо в реке?

18. Как могли развиваться события, при начале боя на открытом месте? Выпишите нужное предложение из текста.

19. Напишите, какой хитрый приём использовали славяне во время сражения, чтобы нанести неожиданный удар?

20. Ответьте кратко: Брали ли славяне в плен своих врагов?

21. Напишите полный ответ на вопрос: Верно ли, что пленники становились рабами славян и работали на них неограниченное время?

22. В тексте встречалось слово теснины: сражались лучше среди теснин, в теснинах – как ты думаешь, о каком месте так говорится и почему?

23. Как вы думаете, миролюбивым ли народом были славяне? Докажите свою мысль.

 

. . . . .