Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Дата публикации: 2023-08-17 21:43:03
Статью разместил(а):
Салаева ЛюбовьСергеевна

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Автор: Салаева Любовь Сергеевна

МБОУ "Лицей № 5", г. Зарайск

 

Аннотация: В данной статье рассматриваются формирования функциональной грамотности у младших школьников, анализируются формы работы на разных учебных предметах.   

Ключевые слова: функциональная грамотность, формы функциональной грамотности.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека.

Что такое функциональная грамотность?

Понятие “функциональная грамотность” впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальныхотношений (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.). Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Формы функциональной грамотности  

Общая грамотность:

Считать без калькулятора .

Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов.

Написать сочинение, реферат.

Коммуникативная:

Работать в группе, команде, умение договариваться, согласовывать действия .

Расположить к себе других людей.

Информационная

• Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов.

Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение).

Читать чертежи, схемы, графики.

Компьютерная:

Искать информацию в сети интернет.

Пользоваться электронной почтой.

Создавать и распечатывать тексты.

Грамотность при решении бытовых проблем

Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах).

Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями.

Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

Основы функциональной грамотности в начальной школе.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Учителю необходимо научить ученика ориентироваться в потоке информации, обучить его способами мыслительной деятельности.

Исходя из этого, начальная школа ориентирована на достижение элементарной грамотности как ведущего уровня образованности ученика младшего школьного возраста, она закладывает основы в виде отдельных навыков и способностей функциональной грамотности и социальной компетентности. В связи с этим уровень элементарной грамотности включает сформированность опорных умений устной и письменной речи, счета, социального взаимодействия (навыки общения, умение осуществлять совместную деятельность, вести себя в обществе и т.д.).

Общество ставит перед учителем начальной школы задачу обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различного учебного материала. Такое определение приоритетности целей и задач начального звена школы обусловлено, прежде всего учетом психологических закономерностей развития на этом этапе. Задачи школы на начальном этапе обучения традиционно считалось обучение школьников умениям считать, писать, читать.

Но образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника. Т.е. в какой мере учебный процесс позволяет ему: проживать ситуации выбора, постановки целей задания, урока; возможности сформулировать свой, авторский, вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те задачи, которые ему важно или интересно решить; критически относиться к предлагаемым нормам жизни, способу решения той или иной задачи; приобретать опыт при достижении целей; осуществлять нравственный выбор поступка; аргументировано изменять свою точку зрения; оценивать события урока и т.д.

Исходя из вышесказанного, что же удалось сделать для того чтобы наши ученики приобретали элементарные навыки функциональной грамотности.

Учебные предметы и навыки функциональной грамотности.

Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.

Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковыми средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Также умение выполнять задания на компьютере. Учащиеся учатся работать с компьютером и также выполнять задания.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Учебный предмет “Технология” предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитие индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства.

Прежде всего это означает, что школьник должен не только зубрить правила и решать задачи, но и творчески мыслить, уметь выбирать профессиональный путь и быть готовым обучаться в течение всей жизни.

Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление: из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание: развить фантазию и воображение, пространственное восприятие: развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику. Как известно развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за  мыслительную деятельность. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог как в пазлах собирает картинку, получает в результате функционально развитую личность.

Я  думаю, что в образовательном процессе они могут быть приобретены учениками, если соблюдены следующие условия:

- обучение носит деятельностный характер:

- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности:

- представляется возможность для приобретения опыта достижения цели:

- правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса:

- используются личностно-ориентированные технологии.

На уроках используются различные формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Примеры технологий для младших школьников:

· Технология проектной деятельности.  

· Здоровьесберегающие технологии.

· Технологии развивающего обучения: написание четверостиший, ролевая игра.

· Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом способствует развитию сообразительности, творческого чутья.

· Уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиле взаимодействия с учеником. Раздаточный и тестовый материал составляется по уровням.

· Информационные и коммуникативные технологии, интернет, средства мультимедия, библиотека.

Начальная школа – это  только начало большой и кропотливой работы над навыками функциональной грамотности. Существуют логические приёмы формирования функциональной  грамотности на уроках в начальной школе:

1. Уровень – знание. Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать. 

2. Уровень – понимание. Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому.

3. Уровень – использование. Применить, проиллюстрировать, решить.

4. Уровень – анализ. Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 

5. Уровень – синтез. Создать, придумать дизайн, разработать, составить план.

6. Уровень – оценка. Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать. 

Е) Модель развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, также маленькой личности, приходящей к нам на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, по технологиям, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойны восхищения яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к  саморазвитию людей.

Дерево – функционально грамотная личность

Вода – педагогические технологии

Яблочки – ключевые компетенции

Лейка – учитель. Для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться т.е. заниматься самообразованием.

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной  грамотности.

В современном понимании функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. Эта особенность функциональной грамотности четко просматривается в ее определении как умении решать жизненные задачи в различных сферах деятельности на основе прикладных знаний, необходимых всем в быстроменяющемся обществе. В условиях общеобразовательной школы она служит основой подготовки к социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также самообразованию на протяжении всей жизни.

Функциональная грамотность выступает непременным условием успешной адаптации старших школьников к окружающей среде. В современных условиях она является гарантией выживания человека и атрибутом непрерывного образования. В уровне функциональной грамотности просматривается социальный аспект, характеризующий зависимость способности молодых людей применять прикладные знания и умения от материального положения семьи, ее социального статуса. Вместе с тем вызывает тревогу снижение уровня грамотности выпускников вне зависимости от типа школы, в которой они учились. Недооценка уровня функциональной грамотности молодых людей как одного из показателей их готовности к взрослой жизни, надежда на «доучивание» в последующей деятельности усложняет процесс социализации и снижает значение школы как ее института.

 

Список литературы:

1. Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы. // Начальное образование. 2017 № 3.С. 3–7. 

2. Козлова М.И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования. Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. - Петрозаводск, 2020. - с. 116-125. 

3. Кузнецова Н.М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся.

 

. . . . .