Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Групповой метод обучения младших школьников как средство формирования коммуникативных компетенций

Дата публикации: 2023-08-17 15:49:31
Статью разместил(а):
Репина Ольга Федоровна

Групповой метод обучения младших школьников как средство формирования коммуникативных компетенций

Автор: Репина Ольга Федоровна

МБОУ «СОШ № 1», г. Серпухов, Московская область

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о методах групповой работы с младшими школьниками, о технологическом процессе групповой работы.

Ключевые слова: коммуникативные компетенции, групповая работа, младшие школьники.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

«Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь». (Китайская пословица)

 

Как уже было сказано ранее, общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. В структуре общеучебных компетенций младшего школьника одной из важных является коммуникативная компетенция.

Нам нужно приучить детей к самостоятельности суждений, сформировать у них умения спорить, отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативными.     

Психологи доказали, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной инициативы ребёнка является не индивидуальная работа под руководством чуткого взрослого, а деятельность в группе совместно работающих учащихся.

Так же, как уже было сказано выше, главным условием личностного развития и воспитания детей является общение. Младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, актуальная задача образовательного процесса начальной школы -  развитие коммуникативной компетенции ученика. Для этого в современной практике преподавания эффективно применяются различные варианты обучения, которые способствуют привлечению учащихся в интерактивную совместную деятельность на уроках.

Совместная деятельность – деятельность, которая осуществляется несколькими людьми “вместе”.

В структуре совместной деятельности выделяются следующие элементы:

- общая цель как идеально представленный будущий результат, которого стремится достигнуть группа совместно работающих людей;

- общий мотив, побуждающий людей работать вместе;

- совместные действия, которые обеспечиваются строгим согласованием и чётким распределением индивидуальных действий;

- общий результат как совокупность индивидуальных вкладов каждого.

Структура совместной деятельности складывается, функционирует и развивается через взаимодействие между отдельными её участниками. Без взаимодействия нет и совместной деятельности. Оптимальным типом взаимодействия является сотрудничество.

Сотрудничество позволяет добиваться наилучших результатов в совместной деятельности учащихся. Обучение в сотрудничестве  рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно является непременной составляющей инновационных педагогических систем и технологий.

Китайская мудрость гласит: «Расскажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я научусь».

Учебное сотрудничество направлено на общие для всех  способы мышления и действия, а не на уникальную неповторимость каждого. Учебное сотрудничество направлено на результат, а результатом являются новые способы действия, освоенные ребенком.

Можно выделить три формы учебного сотрудничества младшего школьника:

 - обучение в коллективе,

-  взаимооценка,

- обучение в группах.

Сегодня мы подробнее остановимся на групповой работе, как одной из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества учащихся начальных классов, так как она позволяет:

- дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;

- дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса;

- дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (в 1 классе - это функции контроля и оценки, позже - целеполагание и планирование).

- дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

Особое внимание следует обратить на постепенность освоения любой формы работы, а особенно групповой.

Технологический процесс групповой работы.

Работа на уроках предполагает групповую деятельность учащихся под руководством учителей, которые выступают в роли консультантов, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть  работы.

Человек в процессе своей жизнедеятельности вынужден участвовать в огромном количестве групп: семья, школа, класс, профессиональный коллектив. Знать и принимать правила, нормы, стремления группы, осознавать свой статус в группе, поддерживать функциональные отношения  жизненно важно. Человек должен уметь жить в группе. И чем раньше он получит необходимые для этого знания, тем лучше.

Организуя на уроке работу в малой группе, мы моделируем реальные ситуации, которые могут встретиться детям в будущем, и в игровой форме, более понятной для этой возрастной категории, учим детей общаться.

Подготовку к групповой работе необходимо начинать практически с первых дней пребывания ребенка в школе, причем делать это нужно с большой осторожностью, дабы не нарушить очень тонкий и ранимый внутренний мир ребенка. Многие дети, поступая в школу, не доверяют себе и нуждаются в психологической поддержке. Важно помнить о том, что нормальная равноправная дискуссия возможна только в атмосфере доверия и доброжелательности. Для установления благоприятной атмосферы используются различные психологические игры и упражнения, которые помогают ребенку устанавливать контакт, развивают зрительные, слуховые, тактильные анализаторы, его психические процессы (мышление, внимание, ощущение, восприятие, память, речь), способствуют развитию уверенности в себе и собственной значимости. Самое главное – превращают ребенка в равноправного участника познавательного процесса.

При совместной деятельности в малых группах проявляется, в первую очередь, активность учащихся – там им комфортнее. Ученик пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения. Когда ученик наедине с каким-нибудь заданием, оно может оказаться ему и не под силу. А когда он в команде, когда чувствует интерес, дыхание, поток мыслей партнёров, которые помогают ему уверенно двигаться вверх, тогда любая задача оказывается не такой уж страшной и неприступной. Неуверенность отступает! А интерес, подогреваемый соседями, служит отличным «топливом» для путешествия, во время которого ученик находит себя. Также, групповая работа – это способ совместного решения проблем.

Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Важно научить ребят учиться вместе. Чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы  сообща.

Групповая работа имеет ряд преимуществ:

1. Объем усваиваемого материала возрастает.

2. Возрастает творческая и познавательная самостоятельность.

3. Характер взаимоотношений между детьми меняется.

4. Класс становится сплоченней.

5. Ребята получают удовольствие от работы.

В процессе ведения групповой работы выделяем следующие элементы:

- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

- раздача дидактического материала;

- планирование работы в группе;

- индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;

- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);

- сообщения о результатах работы группы;

- общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Деление учащихся на группы.

Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Опыт показывает, что высокую результативность дают не все группы.

Целесообразно так же знать какие опасности могут подстерегать учителя.

Класс может быть поделен на группы:

•  стихийно (группа формируемая по принципу случайности. Формирование «случайной» группы возможно из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними столами. Это может быть билетик с номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета, различные геометрические фигуры; фанты; считалки).

•  по интересам:

а) по желанию (учащиеся сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать, т.е. объединяются по взаимному выбору);

б) по отношению к проблеме, к предмету; (группы выполняют задания, отличающиеся по теме работы).

в) по уровню познавательной активности; (активные – пассивные учащиеся).

•  слабые и сильные; (учащиеся в группах выполняют задания различной степени трудности, которые  учитель предлагает учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения знаний).

Важно помнить! Выбор способа формирования групп определяется учителем в зависимости от имеющегося временного ресурса, наличия/отсутствия в классе конфликтов, сложившихся традиций групповой работы и т.д.

При определении количества обучающихся в группе целесообразно учитывать степень их подготовленности к слаженной и эффективной работе, а именно, по мере приобретения соответствующего опыта количество обучающихся в группе может увеличиваться.

Состав групп рекомендуется варьировать. В этом случае дети будут каждый раз учиться взаимодействовать и согласовывать свои действия с разными людьми и иметь больше шансов проявить себя в групповой работе иначе, нежели в предыдущей группе.

При организации групповой работы особое внимание нужно обратить на:

• Жесткую регламентацию времени на группообразование.

• Нормирование будущей работы.

• Четкость и внятность поставленной задачи.

• Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).

• Недопустимость группы из одних только слабых учеников.

• Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать!

• Групповая работа должна занимать не более 10-15 минут от урока.

• Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.

Способы деления на группы: 

1) На начальном  этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

2) Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

3) Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом, равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

Игры на сплочение группы.

Также, при организации групповой работы важной частью являются игры и упражнения на сплочение группы.

Цель — объединение участников группы для совместного решения поставленных задач, развитие умения выражать симпатию и уважение друг к другу.

1. «Печатная машинка».

Прежде чем вы начнете работу в группе, я хочу, чтобы вы придумали слово из 6 букв, теперь каждый произнесет одну букву из этого слова по порядку, после каждой буквы хлопок в ладоши.

Участникам загадывается слово или фразу. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

2. «Посылка».

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и должен вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (разное количество или виды движений).

3. «Что в нем нового».

Инструкция: Внимательно посмотрите друг на друга. Постарайтесь увидеть каждого, обратив внимание на то, как выглядит сегодня этот человек, в каком он состоянии, как он себя проявляет. Для этого у нас будет 3 минуты. Затем трехминутная пауза. А сейчас вы будете бросать мяч друг другу, сообщая при этом человеку, которому адресован мяч, что нового по сравнению со вчерашним днем вы в нем увидели. Будьте внимательны и старайтесь никого не пропустить.

7. Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.

8. Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.

9. Лото. Дети берут картинки лото и ищут ''свое место'' на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т.д.

Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит учитель в данный момент. Например, для того, чтобы учащиеся научились работать вместе, целесообразно использовать подобранные учителем группы, которые могут оставаться без изменения несколько недель. Когда учащиеся уже усвоят основные навыки работы в группах, учитель может поставить перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми одноклассниками, даже если они и не нравятся друг другу.

Различные способы группового взаимодействия учащихся.

Сама организация совместного обучения предполагает учебное взаимодействие детей, поэтому строятся  взаимоотношения не с каждым учеником в отдельности, а с группой совместно работающих детей. Для этого используются следующие приёмы:

• Предлагать учащимся такую работу, которая позволяет общаться;

• Обеспечить положительный эмоциональный фон во время работы;

• Стараться высоко оценивать и поощрять достигнутые ребятами результаты;

• Организовать самоконтроль и взаимоконтроль учащихся;

• Организую работу в группе так, чтобы каждый мог проявить инициативу и ответственность;

В групповой работе часто используются такие методы обучения, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм.

Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Элементы кооперативного обучения: положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества.

Как руководить группами кооперативного обучения? Здесь ещё  важно учесть, что:

В 1-2 классе делить детей на пары или тройки.

В 3-4 классе лучше делить класс на группы по четыре или  шесть человек.

Желательно поместить в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания.

Роли могут быть, например, следующие:

• чтец - читает вслух;

• секретарь - записывает что-то от лица группы;

• докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;

• хронометрист - следит за временем.

Итак, что же такое групповая дискуссия? Это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме.

Мозговой штурм или свободное выражение мыслей, приводящее к появлению множества идей. Во время мозгового штурма дети концентрируются на том, чтобы выплеснуть все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они ни казались на первый взгляд. Позже мы сможем сами оценить, какие из идей наиболее приемлемы. Во время мозгового штурма нельзя обсуждать, какая идея плохая, какая хорошая. Записывать все предложенные идеи, стараться, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делаем позже, после мозгового штурма.

При проведении «мозгового штурма» возможны следующие варианты организации работы:

«Круглый стол» Члены группы (в произвольном порядке) высказываются. Пока один говорит, остальные слушают.

«Обсуждение по кругу». Порядок работы такой же, как на «круглом столе». Отличие в том, что члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).

Игра «Продолжи». Задания разного рода выполняются группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном: один учащийся рассказывает о месте обитания, другой – о питании, третий – о размножении и т.д.)

«Охота за сокровищами». Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

«Снежный ком». Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Мозаичная группа (пазлы). Еще один возможный вариант сотрудничества, кооперации и повышения уровня «Я умею, Я познаю» у ребенка в школе. Условно его можно назвать метод мозаики Дети распределяются на группы по пять — шесть человек, с различными самооценками, успеваемостью и мотивацией к учению. Учитель разбивает изучаемую тему учебного предмета (например, Ознакомление с окружающим миром в 4 классе «Зона степей»)

Конвейерный тип взаимодействия. Между детьми распределена последовательность операций, составляющих действие по решению задачи. Конвейерный тип взаимодействия удобен, прежде всего, для отработки навыков. Он эффективно работает при освоении операционального состава действия, где каждый участник малой группы отвечает за одну конкретную операцию. До тех пор, пока не будет выполнена одна операция, не может быть начата другая, например, при решении задачи в паре один участник читает задачу. Второй разбирает условие. Третий составляет краткую запись, четвёртый записывает решение, пятый участник проверяет правильность выполнения задания. Этот способ взаимодействия эффективен и полезен для слабых учеников, где они стараются вникнуть в тонкости  разбора той или иной задачи, казавшейся им трудной и нерешимой.

Правила организации групповой работы.

Всегда необходимо установить правила работы группы и критерии оценки ее достижений, убедиться в том, что ученики понимают критерии оценки их совместной работы в начале каждого урока. Надо стараться устанавливать для групп только реалистичные задачи, а в качестве критериев оценки работы использовать выступления групп перед классом, сценки и другие виды активности, которые дети любят. Желательно вместе с детьми установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Например:

- убедись, что в разговоре участвует каждый;

- говори спокойно и ясно;

- говори только по делу.

Можно использовать плакат с правилами перед тем, как дети начнут работать в группах.

Во время групповой работы необходимо контролировать ход работы, отвечать на вопросы, регулировать порядок работы, в случае необходимости оказывать помощь отдельным ученикам или группе в целом.

Также, при построении учебного сотрудничества нужно всегда учитывать, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи - без проработки всех этих "ритуалов" взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся.

Ещё следует учесть, что в классно-урочной деятельности групповая работа не требует перестановки парт. Группа работающих учащихся собираются возле одной парты в круг так, чтобы было всех видно. Но во внеурочной деятельности для работы тройками, а тем более четверками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга:                               

Основные противопоказания при организации работы в группе:

• Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.

• Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится общее правило: «Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом, и все вместе предупредите учителя до урока».

• Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках.

Вот ещё несколько «нельзя» при организации работы в группе:

• Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право найти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка)

• Нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1-2 классе и более половины урока в 3-4 классе - это может привести к повышению утомляемости.

• Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачей, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен так называемый «шумомер»- звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума.

Контроль учителя за групповой работой.

Созданные группы могут быть зрелыми и достаточно, с точки зрения учебных целей, самостоятельными. То есть, когда в группе есть выраженная позиция организатора, есть понимание и умение точно следовать правилам групповой работы всех участников группы, в группах протекают все обязательные процессы, группа всегда готова оформить результат своей работы. В этом случае преподаватель оценивает работу группы в конце, в ходе доклада группы об итогах работы.

Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль за ходом работы и группы, и ее организатора. Этот контроль осуществляется при помощи введенных норм правильной организации групповой работы и с помощью объявленной процедуры, т.е. точного описания последовательных операционных действий.

Когда процедура введена и зафиксирована, преподаватель начинает реагировать на малейшее отклонение, и останавливает работу, если, конечно, при этом видит, что организатор проявил пассивность или не заметил нарушения процедуры. Преподаватель должен попросить вспомнить норму, правило и убедиться, что всем стала очевидной ситуация нарушения процедуры или нормы групповой работы. Только после этого работа группы может быть продолжена.

Учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за работой группы:

- Как дети сидят?

- Внимательны ли они или отвлекаются?

- Как ведут себя: живо или апатично?

- Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?

- Слушают ли друг друга?

- Вовлекаются ли в работу аутсайдеры?

- Демонстрируются ли в ходе работы уважение, доброжелательность, готовность к сотрудничеству?

Обсуждение результатов групповой работы.

Когда истекло отведенное для работы время или когда работа завершена, учитель организует обсуждение результата работы групп.

Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не интуитивно, а был продуктом определенном мыслительной работы. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. Поэтому акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный, т.е. после того, как группа сделала сообщение, надо спросить: ''А каким способом получен такой результат?''. Если этот вопрос для учащихся окажется трудным, можно спросить: ''Почему вы так думаете?''

Подводя итог всего урока, стремиться прокомментировать не только количество и качество выполненного, но и обсудить с ребятами уровень их коммуникабельности, успешность совместных усилий, умение действовать сообща.

Что касается отметок за урок, то их, как правило, получает каждый. Выставляет же оценки сама группа  после небольшого обсуждения, для которого надо обязательно запланировать минутку в конце урока. Учитель оставляет за собой право скорректировать эти отметки или отменить ту, что по каким-то соображениям не устроила её обладателя.

В заключение хочется сказать следующее:

За последние десятилетия были проведены сотни психологических и педагогических исследований. Результаты их говорят о высокой педагогической эффективности групповой работы. Доказано, что в сотрудничестве обеспечивается высокий уровень результативности, повышается самооценка и коммуникативность  обучающихся,  в классе формируется доброжелательная обстановка. В группе каждый ученик проговаривает материал, формулирует свои мысли, тем самым развивается его речь. Партнеры контролируют ответы и предупреждают возникновение ошибок. В результате творческие способности обучающихся развиваются, появляется чувство удовлетворенности, для каждого ученика создается ситуация успеха.

Проведение занятий в групповой форме – это один из мощных педагогических инструментов, которыми должен пользоваться каждый учитель.

Приоритетной задачей начальной ступени является сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством развивающего обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности, сформированность умений и навыков.

Большую роль при этом играет организация групповых форм обучения, во-первых, потому, что они основаны на учебном сотрудничестве младших школьников, а во-вторых, потому, что учащиеся работают без пошагового учительского руководства и контроля. Ученики делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения разных вариантов решения задачи, разных точек зрения на одно и то же явление.

Обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.

Групповые виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у младших школьников сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, а также  позволяет детям стать активнее, повышая количество  их участие в олимпиадах, конкурсах, проектах, выставках.

Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в современном демократическом обществе.

 

. . . . .