Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Практические методы обучения на уроках математики в младших классах

Дата публикации: 2023-07-17 01:05:28
Статью разместил(а):
Закора Александра Владимировна

Практические методы обучения на уроках математики в младших классах

Автор: Закора Александра Владимировна

МОУ "СОШ № 35", г. Подольск

 

Аннотация: В статье рассмотрены практические методы обучения на уроках математики в начальных классах.

Ключевые слова: практические методы обучения, математика, младшие школьники.

Тематическая рубрика: Начальная школа.

 

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Среди них: упражнения, практические, лабораторные работы, дидактические игры.

Во время использования практических методов используется такой алгоритм действий:

- постановка задания;

- планирование выполнения задания;

- оперативное стимулирование;

- регулирование и контроль;

- анализ итогов практической работы;

- выявление причин недостатков;

- коррекция обучения для полного достижения цели.

Практические методы не могут быть изолированы от других методов обучения, поэтому на уроках, особенно в начальной школе, практические методы необходимо совмещать с наглядными и словесными. Упражнения, лабораторный работы, игры должны сопровождаться теоретическим материалом, объяснением, так как практическая работа будет продолжением теории. Так же обязательно должна быть предоставлена инструкция по выполнению работы.

Практические методы можно классифицировать на: метод упражнений, метод лабораторных работ, практических работ и метод игр.

Метод упражнений - это метод обучения, предполагающий многократное, сознательное повторение умственных и практических действий с целью формирования, закрепления и совершенствования необходимых навыков и умений.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

Устные упражнения имеют широкое использование в процессе обучения. Они связаны с развитием культуры речи и логического мышления.

Письменные упражнения достаточно разнообразны, среди них могут быть диктанты, решения задач, конспекты, описание опытов. Задание письменных упражнений - формирование, развитие и укрепление умений и навыков. Данный тип упражнений очень важен в обучении, поэтому учить должен позаботиться о достаточном их количестве и разнообразии.

С письменными упражнениями тесно связаны и графические - это схемы, рисунки, работа с контурными картами, создание таблиц, графиков, диаграмм. Графические упражнения учащиеся осваивают на уроках математики, черчения, рисования, физики, химии, истории, биологии.

Лабораторно-практические упражнения способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой).

При выполнении упражнений следует соблюдение требований:

- сознательный подход учащихся к их выполнению;

- соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.

Метод лабораторных работ основан на самостоятельном проведении экспериментов, исследований учащимися и применяется, прежде всего, при изучении математики, физики, химии, биологии. Опыты могут проводиться индивидуально или в группах. Данный метод требует активности обучающихся, как на стадии подготовки, так и в процессе работы. 

Метод практических работ - применение полученных знаний к решению практических задач в деятельности учащихся, умение использовать теорию на практике. 

Выделяют определенные этапы во время организации и выполнения практических работ:  

- объяснение учителя; 

- показ - демонстрация выполнения работы учителем;  

- проба - несколько учеников (2-3) под руководством учителя выполняют работу, остальные наблюдают, делают замечания, если допущены ошибки; 

- самостоятельное выполнение работы - на данном этапе особое внимание уделяется отстающим ученикам либо тем, кто не справляется с заданием; 

- контроль - работы учащихся оцениваются учителем. При оценивании учитывается качество, скорость и правильность выполнения задания. 

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами учебного учреждения. 

Познавательные игры (дидактические) - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. На современном этапе популярность набирают симулиционные игры - способствующие воспроизведению определенного качества, а также такие разновидности игрового метода, как инсценирование и генерация идей, так же существуют метод случайности, ситуативный метод и микро-преподавание. 

Симуляционные игры - это те игры, в которых учащиеся копируют, воспроизводят определенные действия, качества людей разных профессий. В симуляционных играх проигрываются ситуации, которые возможны в повседневной жизни.  

Метод инсценизации основан на проигрывании ролей с специально смоделированных ситуациях. Данный метод включает такие этапы: подготовка, начало, организация, инсценировка, анализ. Каждый этап включает определенные цели, как для учителей, так и для учащихся. Целями для учителя могут быть: определение теми и цели игры, распределение ролей, наблюдение, руководство и подведение итогов, в это время целью для учеников являются: понимание, мотивация, принятие ролей, участие и понимание. 

Метод генерализации идей («мозговая атака», «мозговой штурм») служит для активизации мыслительной деятельности учащихся. Цель данного метода - за очень короткий отрезок времени найти максимальное число ответов, идей для разрешения какой-то ситуации, задачи, проблемы.

Метод случайности основан на разборе какой-либо ситуации учащимися, под руководством преподавателя. Во время игры, основанной на методе случайности, происходит сопоставление решений, предлагаемых отдельными учениками, с правильным решением; подведение итогов и формулировка общего вывода.

Ситуативный метод основан на введении учащихся в какую-то сложную ситуацию, из которой нужно найти правильный выход.

Ознакомившись с классификацией практических методов, можно сделать вывод, что ведущую роль во время применения данных методов занимают учащиеся. Практические методы применяются не только с целью приобретения новых знаний, а в большей степени с целью их закрепления. Они играют решающую роль в формировании умений, которые необходимы для развития самостоятельной познавательной деятельности учеников. Процесс организации обучения с использованием практических методов должен выполняться согласно дидактическому принципу доступности обучения. Также необходимо использование активных методов совместной работы преподавателей и обучающихся.

 

Список литературы:

1. Крысько В.Г. Психология. Курс лекций, 303 с.

2. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

3. Педагогика. Учебник / Под ред. Кришенко Л.П. М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2004. - 287 с.

4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 408 с.

5. Подласый. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

6. Разработка инновационных подходов к обучению в сфере информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственного управления. / Под ред. Кривов В.Д., Мамедова Н.А., Крупенков В.В., Мельников А.А. - Издательство «Академия Естествознания», 2010. - 119 с.

 

. . . . .