Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Приемы работы с текстом на уроках в начальной школе для формирования читательской грамотности

Дата публикации: 2022-12-25 10:40:28
Статью разместил(а):
Горкуша Анна Геннадьевна

Приемы работы с текстом на уроках в начальной школе для формирования читательской грамотности

Автор: Горкуша Анна Геннадьевна

МАОУ "Вторая гимназия", г. Новосибирск

 

Аннотация: функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. С каждым годом информации становится все больше, поэтому главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного.

 

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.

Международное исследование функциональной грамотности PISA относит к компонентам функциональной грамотности (а, значит, к самым важным умениям школьников) читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность – то есть способность применять знания из этих областей в реальной жизни; а также глобальные компетенции, финансовую грамотность для школьников, их креативное и критическое мышление.

Научить ребенка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – вот важная задача учителя. Именно поэтому читательская грамотность  приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

Формирование читательской грамотности  резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Учитель организует исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Читательская грамотность включает три этапа  стратегии смыслового чтения при работе с текстом, трехступенчатый процесс. 

Практическая часть.

Одна из основных проблем у учащихся начальной школы - слаборазвитое произвольное внимание и память. Для этого мы проводим следующие приемы перед работой с текстом:

· Методика "Корректурная проба". Корректурная проба – это метод, который позволяет оценить переключаемость, распределение, устойчивость и концентрацию внимания. Работая 1 неделю, учимся выделять по одной букве в строке (зачеркни). На 2 неделе – выделяем по 2 буквы (одну зачеркни, другую обведи). Работая систематически, данный вид дает результаты.

Для развития памяти можно предложить следующее задание:

· Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.

Матрешек будем рисовать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка:

Зеленый сарафан, кокошник.

За ней сестра - вторая,

В жёлтом платье выступает.

Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой.

У четвертой матрешки

Рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий,

Яркий и красивый.

Пятая матрешка -

В красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.

Проблемами при работе с текстом у учащихся начальной школы являются:

- то, что у учащихся недостаточный уровень смыслового чтения;

- трудности при нахождении явной и скрытой информацию в тексте;

- трудности в решении задач, требующих операций (анализа, сравнения, классификации, обобщения);

- слабое владение информацией, представленной в графическом виде.

Основная цель формирования заданий: мотивировать учащихся на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения. Приёмы должны быть составлены таким образом, чтобы:

- давали возможность выявить пробелы ЧГ ученика;

- был очевиден процесс размышления ученика над текстом;

- достижения рассматривались  в их динамике, результаты сравнивались.

Для достижения результатов формирования читательской грамотности применяем следующие приёмы: 

1. Этап – этап предтекстовой деятельности. Цель – развитие антиципации (умение предполагать, прогнозировать содержание текста). Задача – выработать мотивацию к прочтению текста. 

Приём «Мозговой штурм» («Корзина идей»). Цель: актуализация имеющихся знаний по теме. 

Задание: ответьте на вопросы перед чтением текста («Лев и собачка»):

- Что вы знаете о Л.Н. Толстом?

- Как вы думаете, о чем будет рассказ?

- Кто может быть главным героем?

- Какое событие в рассказе может быть описано.

2. Приём «ЗХУ» (Знаем, хотим узнать, узнали)

Цель: учиться соотносить известное и новое, определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной им информацией. 

2 этап – этап текстовой деятельности.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановка вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и т д). Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Основные стратегии на этапе текстовой деятельности – диалог с автором, комментированное чтение.

1. Приём «Чтение в кружок». 

Цель: проверить понимание читаемого вслух текста. Текст читается по очереди (каждый «член кружка» читает по абзацу). После этого следует остановка: все задают вопросы к прочитанному отрывку. Если на вопрос ответить невозможно (он не соотносится с текстом), то вопрос считается неправильным. Один читает, другие слушают. Текст один.

2. Приём «Чтение про себя с пометами».  

Цель: выявить уровень понимания текста и его критическое осмысление. Пометы на полях:

 + – знал;

– – новое;

? – интересно;

V – непонятно.  

3 этап – этап посттекстовой (послетекстовой) деятельности.

Цель: обеспечить углубленное восприятие и понимание текста, ставить вопрос к тексту в целом, далее следует беседа, результатом которой должно стать понимание авторского смысла. Повторное обращение к заглавию, к иллюстрациям, выполнение творческих заданий. Главная задача: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

1. Стратегия «Тонкие и толстые вопросы».

Цель: сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления. Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

2. Стратегия «Синквейн».

Цель: развитие  устной речи, смысловое чтение.

Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений.

При использовании на уроках в начальной школе представленных в работе приемов у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

Список литературы:

1. Абрамов Б.А. Текст как закрытая система языковых знаков / [Текст] // Лингвистика текста: материалы научной конференции. Ч.1. - М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1974.

2. Адамец П. Порядок слов в современном русском языке. Прага, 1966.

3. Алефиренко Н.Ф. Когнитивно-прагматическая перспектива художественного текста: монография / Н.Ф. Алефиренко, И.А. Ярощук; Федеральное гос. авт. образовательное учреждение высш. проф. образования "Белгородский гос. нац. исслед. ун-т". Белгород: Белгород, 2015.

4. Алимпиева М.Н. Зачёты по русскому языку. 4 класс. Тестовые работы по ФГОС [Текст] / М.Н. Алимпиева, Т.В. Векшина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.

 

. . . . .