Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Как правильно реагировать на агрессию у ребенка

Дата публикации: 2021-09-24 10:27:10
Статью разместил(а):
Ветюгова Ольга Юрьевна

Как правильно реагировать на агрессию у ребенка

Автор: Ветюгова Ольга Юрьевна

МБДОУ "Детский сад № 5 "Теремок" комбинированного вида", г. Шахунья

 

Аннотация: В статье автор пишет о том как правильно реагировать на детскую агрессию. В ней – рекомендации психолога, примеры правильной и неправильной реакции на агрессивное поведение детей, таблица, которая поможет выяснить причины их агрессии. Также есть шпаргалка с экспресс-методами, с помощью которых можно быстро остановить агрессивную вспышку ребенка, и памятка для воспитателя.

Ключевые слова: детская агрессия, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Что нужно знать воспитателям о детской агрессии

Агрессия – нормальная и необходимая реакция ребенка. Она нужна ему, чтобы успешно конкурировать с другими детьми, добиваться целей.

Агрессия переходит в насилие, если ребенок не умеет безопасно для окружающих ее выражать. Задача взрослых – учить детей приемлемым способам выражать агрессию.

Регулярные вспышки агрессии, неадекватность их уровня той ситуации, которая их спровоцировала, указывают на то, что ребенок, возможно, имеет психологические проблемы и ему требуется помощь психолога.

Детская агрессия может быть эпизодической, а иногда это стойкое агрессивное поведение ребенка. Ситуация усугубляется, если агрессивный дошкольник пользуется популярностью у ровесников.

Совет 1. Найдите причину агрессии ребенка.

Не рассматривайте агрессию как проявление плохого характера или невоспитанности ребенка, воспринимайте ее как звено в цепи взаимодействия ребенка с миром.  

Неправильная реакция воспитателя: Ежедневно ругать и кричать на агрессивного ребенка, наказывать, требовать не мешать, запрещать играть с другими детьми, каждый вечер жаловаться родителям.

Правильная реакция воспитателя: Немедленно останавливать агрессивные вспышки, например, с помощью экспресс-приемов. Отнестись к агрессии как к реакции на неудовлетворительные условия. Разобраться в причинах агрессии. Например, Дима компенсирует нехватку общения, Костя агрессивен, когда скучает, а Катя и Наташа страдают от давления и пренебрежения матерей.

Рекомендации: Стимулируйте конструктивную деятельность детей в группе. Занятия должны предоставлять возможность каждому ребенку действовать осмысленно, а не просто убивать время.  

Чаще персонализируйте общение с агрессивными детьми: называйте каждого по имени, побудьте понемногу рядом с каждым, задайте вопрос, скажите свое мнение, улыбнитесь, найдите, за что похвалить. Чаще одобряйте поведение детей, когда они ведут себя неагрессивно.  

Проявляйте внимание к агрессивному ребенку, оказывайте поддержку, не обсуждайте его поведение. Скажите: «Дима хороший, замечательный мальчик», спросите: «Костя, мне кажется, ты скучаешь?».

Постарайтесь понять, какую потребность ребенок удовлетворяет, действуя агрессивно. 

Совет 2. Не запрещайте детям проявлять агрессию, но учите правильно выражать ее.

Воспитатели считают детскую агрессию недопустимой, говорят детям «перестань злиться», «нельзя вредничать», «не смей драться!». Но ребенок не может усилием воли не злиться. Иногда он подавляет внешнее выражение агрессии, но агрессия никуда не девается и ищет возможность выйти наружу.  

Агрессия превращается в насилие, если ребенок не знает, как по-другому ее выразить. Ему нужен опыт наблюдения за «правильно» злящимися значимыми взрослыми.  

Ситуация 2. Дима ползком добрался до одногруппника, больно укусил его. Когда воспитатель подошла к нему, принялся громко лаять и размахивать перед ней руками. Дима скопировал модель агрессии, которую его бабушка использует в семье.

Катя во время занятия повернулась к Игорю, который сидел сзади, и ткнула острым карандашом ему в лицо. Таким способом она, страдая от пренебрежения матери, сумела обратить на себя внимание группы и воспитателя.

Костя грубо обозвал Дашу, обидно раскритиковал и сломал башню, которую она строила. Он скопировал подростковую модель агрессии своих взрослых друзей.

Наташа угрозами и силой заставила девочку из группы отдать ей игрушку. Она использовала прием – подавление других, который применяют в семье к ней самой отчим и мать.

Неправильная реакция воспитателя: Закричать, назвать ребенка злым, жестоким; запретить подходить к другим детям, запретить детям играть с ним.

Правильная реакция воспитателя: Немедленно остановить агрессивную вспышку с помощью экспресс-приемов. Обратить внимание ребенка на то, что он агрессивен, сказать вслух: «Ты ведешь себя грубо». Озвучить его поведение и реакцию других людей на него: «Катя, ты поранила Игоря. Так делать нельзя. Посмотри, Игорь плачет». Показать тут же для всех детей, как правильно выразить злость, несогласие, усталость. Например, твердо сказать: «Я так не хочу», «Мне не нравится».

Рекомендации. Обращайте внимание агрессивного ребенка на то, что он делает, когда злится: «Ты сейчас очень грубо сказал», «Ты портишь чужую вещь», «Ты разрушил башню, которую Даша так долго строила».

Озвучьте чувства, которые возникают в ответ на агрессию. Говорите при этом не об агрессивном ребенке, а о том, кто подвергся его агрессии, не переходите на обсуждение личности ребенка: «Мне сейчас очень обидно», «Даша плачет», «Посмотри-ка, малыши в песочнице испугались».

Показывайте в игре детям разные формы проявления агрессии. В образе героя учите, как правильно защищаться и добиваться своего.   

Совет 3. Организуйте среду в группе таким образом, чтобы она поддерживала эмоциональное благополучие детей

Дети, как и взрослые, реагируют на обстоятельства жизни. Некоторые условия – давление со стороны взрослых, унижение, невозможность уединиться, удовлетворить важные потребности – провоцируют у ребенка агрессию.

Ситуация 3. В детском саду Дима постоянно ищет общения, внимания, Костя физической активности, свободы, Наташа и Катя стремятся утолить потребность в любящей внимательной матери. Дима, Костя, Наташа и Катя воспитываются в эмоционально неблагополучных семьях. Они лишены правильного внимания родителей, их потребностям родители не придают значения.

Неправильная реакция воспитателя: Лишать детей в ответ на агрессивные вспышки желанных условий: общения, игры, свободы, права высказаться. Реагировать на агрессию несистематично, по настроению.

Правильная реакция воспитателя: Оптимизировать условия среды в группе, учитывать состояние и интересы ребенка, склонного к агрессии.  

Рекомендации. Предоставляйте детям возможность больше играть. Двигательная активность и спонтанная игра должны по продолжительности втрое превышать занятия учебного типа и развлечения с гаджетами.

Чередуйте виды активности – двигательную и умственную; индивидуальную и коллективную. Меняйте интерьер группы или вносите в него изменения. Помните, что жизнь ребенка должна протекать здесь и сейчас. Не пытайтесь управлять его поведением с помощью отсылок в будущее или прошлое: «Ты забыл, как мама тебя ругала?», «Что из тебя получится!». Не требуйте постоянно откладывать удовлетворение какой-то потребности: «Сейчас потерпи, а вот потом …».                                                             

Оборудуйте в группе место для уединения, научите детей им пользоваться. Обеспечьте питьевой режим в группе, напоминайте детям вовремя о том, что пора попить. Не нарушайте личные границы детей. Это воспринимается как насилие и ведет к ответному насилию. Ребенок имеет право на личную территорию, имущество, вкусы, чувства и желания. Не давайте оценок вкусам и симпатиям ребенка; придерживайтесь правил «хвалить исполнителя, критиковать исполнение» и «хвалить при всех, ругать наедине».

Не разглашайте сведения, которые вы узнали о ребенке от других или от него самого в личной беседе.  

Совет 4. Если дети в группе подражают агрессивному ребенку, боритесь не с ребенком, а с подражанием ему.

Дети могут подражать агрессивному ребенку по многим причинам: он добивается своего, ведет себя ярко, использует незнакомые раньше формы поведения.   

Ситуация 4. Дети в группе стали проявлять ответную агрессию в адрес Димы, Кости, Кати и (или) Наташи, стали часто подражать им.

Неправильная реакция воспитателя: Не реагировать на ответную агрессию детей в адрес Димы, Кости, Кати или Наташи; не найти, за что похвалить каждого из четверых; уделять им внимание только тогда, когда они ведут себя агрессивно.

Правильная реакция воспитателя: Немедленно и строго пресекать попытки других детей лаять, отнимать игрушки, грубить. Объяснить детям, что Дима быстрее успокоится, если они не погонятся за ним. Поощрять любые мирные контакты Димы и других ребят.  

Хвалить Костю за спортивные умения и контактность, связывать в высказываниях его достоинства и неагрессивное поведение (например, «Костя нам помог выиграть, он сделал хорошо для нас всех»). Следить за вовлеченностью Кости в занятие, давать ему индивидуальные задания, в которых он «легально» сможет подвигаться (например, попросить раздать картинки, нарисовать что-то на доске).

Кате предлагать привлекательную игрушку или задание мирного сюжета, назначать ее в игре или спектакле на роль доброй феи, врача, спасателя, давать поручения, которые требуют заботы о других (полить цветок, помочь кому-то одеться), хвалить ее и высказываться о ее достоинствах. Если она атакует другого ребенка, сразу подойти, стать рядом и твердо сказать: «Я не дам тебе его обижать». Это же правило использовать и с Наташей.

Ежедневно говорить Наташе что-то теплое: «Я рада тебя видеть», «Ты хорошо выглядишь».

Рекомендации. Как можно чаще говорите о положительных качествах агрессивного ребенка, это поможет создать ему другой имидж и выделить в нем другие черты для подражания.

Демонстрируйте уважительное и заинтересованное отношение к тем детям, чье поведение вы хотите изменить.

Четко определите и озвучьте, какие действия, поступки подражателей следует искоренить – например, драки, брань, дележ игрушек. Последовательно реагируйте на такие поступки негативно: делайте замечания, запрещайте, сообщайте родителям, выражайте неодобрение. В то же время поддерживайте подражание положительным качествам агрессивных детей – например, интересу к игре, общительности (выслушивайте, хвалите, задавайте вопросы).

Не распространяйте оценку поведения агрессивного лидера на остальных детей в группе, не говорите обобщенно: «Вы же не слушаете!», а только «Ты меня не слышишь».

Поддерживайте самостоятельность и индивидуальность детей: не вторгайтесь в их активность без нужды, не заставляйте действовать одинаково, интересуйтесь их мнением, сравнивайте точки зрения.

10 условий, которые способствуют снижению детской агрессии:

1. Удовлетворение потребностей ребенка.

2. Баланс контроля, опеки взрослых и возможности проявлять самостоятельность.

3. Наблюдение конструктивных отношений между значимыми людьми.

4. Здоровые семейные формы выражения агрессии.

5. Отсутствие насилия со стороны взрослых и сверстников.

6. Возможность действовать спонтанно и целиком отдаться своему занятию

7. Соблюдение личных границ ребенка другими людьми.

8. Преобладание позитивных эмоций над негативными.

9. Физический комфорт, правильный режим питания, отдыха, одежда по сезону.

10. Опыт доверительных отношений со взрослыми и ровесниками.

 

Список литературы:

1. Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?». Москва, Изд-во Сфера, 2005 г.

2. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению». Ярославль, «Академия развития», 1996г. 

3. Э. Крейри «Я злюсь». СПб: «Комплект», 1995г. 

4. Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей», Ярославль, «Академия развития», 1996г.

5. С.В. Лесина и др. «Коррекционно - развивающие занятия». Волгоград, 2007г.  

6. Е. Лютова, Г. Монина «Шпаргалка для взрослых». Санкт-Петербург, «Речь», 2004г.

 

. . . . .