Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Чирлидинг – современная здоровьесберегающая фитнес-технология в системе дошкольного образования

Дата публикации: 2020-02-04 16:51:59
Статью разместил(а):
Котоманова Наталья Геннадьевна

Чирлидинг – современная здоровьесберегающая фитнес-технология в системе дошкольного образования

Автор: Котоманова Наталья Геннадьевна

МБДОУ «Детский сад № 22», г. Усолье-Сибирское

 

Аннотация: в статье рассказывается как можно эффективно использовать фитнес технологии в детском саду, одна из которых – чирлидинг. 

Ключевые слова: чирлидинг, старший дошкольный возраст, фитнес – технологии.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

«Правильное физическое воспитание детей укрепляет и закаливает организм, повышает резистентность к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является наиболее эффективным средством неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором роста и развития детей». 

М.Я. Студеникин

Проблема здоровья подрастающего поколения всегда будет очень актуальна. В любые времена общество нуждалось в творческих, гармонично развитых, активных личностях. Негативное влияние на организм ребенка различных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния его здоровья, снижению умственной и физической активности.

Современного ребенка, как правило, невозможно оторвать от телевизора, компьютера или игровой приставки. В наше время дошкольники редко занимаются спортом или играют в подвижные игры. В основном физическая нагрузка уменьшается и по другим причинам: некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей в ущерб их физическому развитию. Поэтому наша задача, как педагога, так и родителя – сформировать у ребенка понимание важности физических упражнений, спорта, именно это и есть залог здоровья. И главную роль в решении этой задачи играют дошкольные образовательные организации.

Основная цель дошкольной образовательной организации - это охрана и укрепление здоровья детей. А для реализации этой важной задачи в детском саду осуществляются различные виды работы по обеспечению физического развития и психологического комфорта детей. Активно применяются разнообразные педагогические технологии, направленные на развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста. 

Одна из таких педагогических технологий – фитнес-технология. 

Что такое фитнес? Фитнес появился в нашей стране в 90-е гг. XX в. Это деятельность, направленная на повышение уровня здоровья и предполагающая множество видов физической активности, здоровый образ жизни. Действительно, фитнес подразумевает сочетание различных спортивных упражнений, физкультурных занятий и прочих способов улучшения здоровья, укрепление организма.

Определение детского фитнеса дает Елена Владимировна Сулим в своей книге «Детский фитнес» 

«… Детский фитнес – хорошо продуманная детская физкультура: общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки, и умения. Это занятия под специально подобранную музыку с использованием разнообразного спортивного инвентаря, которые укрепляют мышцы ребенка, повышают способность ориентироваться в пространстве, развивают координацию и ловкость движений, чувство ритма, гибкость и пластичность, внимание и быстроту реакции» [2].  В ДОО занятия фитнесом можно организовать как прекрасное дополнение к образовательным программам.

Елена Гавриловна Сайкина, доктор педагогических наук, автор многих книг по детскому фитнесу сообщает в своих трудах что:

«… детский фитнес можно рассматривать как общедоступную, высокоэффективную, эмоциональную систему оздоровительных занятий разной направленности с целью повышения физических кондиций, профилактики заболеваний и укрепления состояния здоровья, физического развития детей и подростков на добровольной основе, исходя из интересов, занимающихся» [3].

Детские фитнес-программы можно классифицировать:

- по цели проведения занятий;

- по возрасту (от 1 года до старшего школьного возраста);

- по использованию предметов и оборудования, специальных снарядов, тренажеров;

- по направленности используемых средств физической культуры (коррекционные, гимнастическо-атлетические, танцевальные, с элементами восточных-оздоровительных систем, боевых искусств и другие).

Какой бы оригинальной ни была та или иная фитнес-программа, в ее структуре выделяют следующие части (компоненты):

- разминка;

- аэробная часть;

- кардиореспираторный компонент;

- силовая часть;

- компонент развития гибкости (стретчинг);

- заключительная (восстановительная часть) [1].

Одно из направлений в фитнес-технологиях сочетающее гимнастическо-атлетические, танцевальные направления – чирлидинг. 

Чирлидинг – система специально подобранных физических упражнений и методических приёмов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития спортсмена.

Чирлидинг позиционируется как модная смесь спорта и индустрии развлечений. Зажигательный танец, захватывающие дух акробатические трюки, задорные кричалки, украшающие разные развлекательные мероприятия, всевозможные праздники и спортивные соревнования.

Зародился чирлидинг в 1898 году в Соединенных Штатах Америки. С тех пор выступления чирлидеров несколько трансформировались.  Большие изменения произошли в начале XX века. Чирлидинг стал отдельным самостоятельным видом спорта. По нему проводятся соревнования не только российского масштаба, но и европейского, мирового.

В настоящее время чирлидинг стал активно применяться в дошкольных учреждениях.

Чирлидинг для дошкольников – это образовательная деятельность по физическому развитию детей, включающая в себя элементы спортивного танца, хореографии, гимнастическо-атлетические элементы, выполняемая детьми с помпонами и без, под ритмичное музыкальное сопровождение, по определенным правилам, с использованием «Чиров» - кричалок».

С сентября 2015 года на уровне дошкольного учреждения создалась группа чирлидеров, команда «Стрекоза», в которой занимаются дети старшего дошкольного возраста. 

В своей работе я использую методические разработки по-игровому стретчингу, детскому фитнесу, акробатическим элементам. Маленькие чирлидеры учатся выполнять перестроения, вращения, шпагаты, базовые прыжки, учатся составлять слоганы и кричалки, обучаются актерскому мастерству и постановке речи. Занятия включают элементы гимнастики, акробатики, танцевальные движения, общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения, упражнения на согласованность движений с музыкой, элементы художественной гимнастики, хореографии, базовые движения чирлидинга.

Организация занятий, выбор форм, средств и методов обучения, в том числе дозирование нагрузки обусловлены особенностями развития организма старших дошкольников. Подготовка спортсменов осуществляется строго в соответствии с их возрастными особенностями, которые включают в себя анатомические, физиологические и психологические особенности.

Используются фронтальный и групповой способы проведения занятий, которые гарантируют их высокую плотность в целом и максимальную моторную активность каждого занимающегося. Дети занимаются два раза в неделю по 30 минут на протяжении всего учебного года. 

Необходимо отметить положительные моменты такого нововведения:

- возможность развития творчества детей через движение под музыкальное сопровождение;

- увеличение объема двигательной активности в режиме дня;

- формирование навыков общения в коллективной деятельности, в том числе в разновозрастной группе;

- определение места ребенка в группе посредством установления его амплуа, которое требует наличия специальных качеств; 

- положительные эмоции, вызываемые выступлениями на публике.

Результативность программы определяется в ходе выполнения дошкольниками контрольных упражнений, которые предусмотрены на каждом этапе обучения. Их уровень показывает, насколько удалось реализовать поставленные задачи.

Подведение итогов на каждом этапе осуществляется в ходе показательных выступлений, участие в соревнованиях, проводимых как на базе образовательного учреждения, так и на городском, региональном уровне. 

В 2017 году группа чирлидеров, команда «Стрекоза» вступила в Региональную Общественную Физкультурно-Спортивную Организацию «Федерация Чирлидинга и Чир спорта Иркутской области», что обеспечило возможность ежегодного участия в Первенстве Иркутской области по Чир спорту в г. Ангарске. Соревнования организовываются в соответствии с Правилами вида спорта «Чир спорт» Утвержденными приказом Министерства спорта Российской Федерации от «5» февраля 2018г. № 84

В Чемпионате принимают участие команды из городов – Слюдянка, Братск, Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское. Дошкольники соревнуются в дисциплине «Чирлидинг – группа, младшие дети 6-8 лет». Второй год подряд дети становятся призерами. В 2018 – 19 году выступление детей было оценено судьями Дипломом за 2 место. Активную работу в  поддержке детей и этого нового вида спорта оказывает и родительское сообщество. В этом году команда «Стрекоза» одержала победу в региональном онлайн голосовании «Лучшая команда по чирлидингу», за что была награждена Кубком Победителя. 

Занятия чирлидингом показывают, что любой ребёнок может добиться выдающихся результатов. Этот вид спорта приобрел широкую популярность среди детей и подростков. Родители с удовольствием отдают детей как дошкольного, так и младшего школьного возраста в спортивные клубы чирлидинга, т.к. высоко оценивают возможности этого вида спорта в развитии двигательных навыков, совершенствовании координации, укреплении общефизического состояния ребенка. Чирлидинг – можно расценивать как современную здоровьесберегающую фитнес-технологию, применяемую в детском саду. Занятия чирлидингом направлены на повышение функциональных возможностей организма детей, развития у них двигательных способностей и формирование разнообразных двигательных навыков. 

Таким образом, внедрение в образовательный процесс дошкольной образовательной организации современных фитнес-технологий в целях укрепления здоровья и физического развития детей способствует привлечению подрастающего поколения к систематическим занятиям спортом.  А также позволяет сформировать необходимые знания, умения и навыки по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни, и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 

Список литературы:

1. Борисова М.М. Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования: учеб. - метод. пособие / Марина Борисова. - Москва: Обруч, 2014. – 256 с.;

2. Сулим Е.В. Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 112 с. – (Здоровый малыш);

3. Сайкина Е.Е., Фирилева Ж.Е. Лечебно-профилактический танец «Фитнес-данс» СПб. 2007;

4. Коркин В.П. Акробатика - М.: Физкультура и спорт, 1983. – 127 с, ил. – (Азбука спорта)..

  

. . . . .