Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Краеведо-туристская деятельность в детском саду

Дата публикации: 2021-04-12 06:31:25
Статью разместил(а):
Отук-оол Елена Викторовна

Краеведо-туристская деятельность в детском саду

Автор: Отук-оол Елена Викторовна

МБДОУ № 36 г. Кызыла

 

Аннотация: в статье описан опыт работы с детьми по направлению краеведо-туристской деятельности, применяемой в дошкольном учреждении.

Ключевые слова: физическое развитие, двигательная активность, туризм, детский сад.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование. 

 

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, к активному отдыху, остро стоит в современном обществе, где к дошкольникам при переходе из детского сада в школу, предъявляются высокие требования. В связи с этим активизируется поиск подходов в физическом воспитании, которые могли бы одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности. На наш взгляд одним из таких подходов является применение краеведо – туристской  деятельности в работе с дошкольниками.

На базе нашего учреждения организован кружок «Туристенок» для детей 4-7 лет, с целью  реализации комплексного подхода к развитию детей, осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников средствами краеведо - туристской деятельности. 

ЗАДАЧИ:

· Развивать двигательные качества и обогащать двигательный опыт;

· Закаливать организм с помощью природных факторов;

· Расширять объем знаний в области туризма и краеведения;

· Формировать дружеские отношения в игровой деятельности.

· Познакомить с историей и природными особенностями родного края.

Этим видом деятельности наш коллектив занимается уже не один год. Нами было отмечено, что применение туризма как  средства организации физического воспитания, эффективно развивает физические качества воспитанников, способствует снижению заболеваемости детей, приобщению не только детей, но и родителей к здоровому образу жизни. Вместе с тем краеведо-туристическая деятельность оказывает влияние на развитие морально-нравственных качеств личности ребёнка и, прежде всего, чувства любви к своей малой Родине.

Перспективный план состоит из трех тематических блоков, которые изучаются и повторяются в каждой возрастной группе. Это позволяет усваивать данный материал со среднего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.

Первый тематический блок «Изучаем историю».

Второй блок называется «Интересная география». 

Третий блок - «Учимся туризму.

Прогнозируемые результаты:

- приобретение воспитанниками знаний о критериях здорового образа жизни;

- формирование позитивного отношения ребенка к здоровому образу жизни и активному отдыху;

- приобретение детьми опыта самостоятельного социального действия.

К концу обучения воспитанники должны знать и уметь:

- критерии здорового образа жизни;

- название республики и ее столицы;

- чем славится Республика Тыва;

- название города, в котором живешь, название районов,

- изучение географических особенностей нашей местности, знакомство со всеми компонентами ландшафта;

- уметь определять наиболее распространенные растения и животных нашей республики;

- уметь определять состояние погоды по всем элементам;

- научатся первоначальным туристическим умениям и навыкам;

- уметь составлять планы-схемы;

- знать виды туризма (пеший, лыжный, горный и т.д.);

- знать оборудование для туризма;

- знать требования техники безопасности;

- правила обустройства бивака(находить удобные и безопасные места ночлегов в стороне от деревень, где удобнее поставить палатку, где развести костер, есть ли наличие дров, воды);

- разнообразие условий передвижения (дороги, лес, неровности рельефа –спуск, подъем);

- топографические знаки: шоссе, тропа, сад, здания, горный перевал, высокотравье, колодец, яма, непроходимое болото, река, колючая проволока, обрыв, груда камней, река, родник, озеро, кустарник, луг;

- требования техники безопасности в походе, правила безопасности на улице; пожарную безопасность, безопасность на дороге и в транспорте; безопасность на воде и в природе; - особенности растительного и животного мира города; уметь: - различать и складывать костер (таежный, колодец, звездный, шалаш, сигнальный);

- владеть техникой пешеходного туризма (спуск, подъем в гору, кочки, маятник, бревно, переправа параллельная и навесная); - свободно устанавливать и собирать палатку;

- правильно выбирать здоровую пищу;

- самостоятельно обслуживать себя в походе, на турслете;

- выполнять правила гигиены юного туриста;

- ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты;

- пользоваться медаптечкой (йод, зеленка, бинт, обезболивающее, лейкопластырь);

- применять 3-5 лекарственных растений по необходимости;

- выполнять общие правила и обязанности участника похода;

- распределять обязанности в группе( командир отряда, заместитель, завхоз, медик, комендант, фотограф, костровой, ответственный за снаряжение)

 - проявлять личную ответственность за начатое дело, данное слово;

 - проводить простые исследования для разработки мини проектов.

Известно, что туризм как средство физического воспитания включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия. Исходя, из содержания всех видов туристской подготовки к основным средствам туризма в работе с дошкольниками мы относим:

- физические упражнения с максимальным использованием природного и социального окружения, направленные на развитие физических качеств, координационных способностей, рациональное преодоление естественных препятствий и овладение техникой движения в пешеходных и лыжных прогулках;

- специальные двигательные задания для развития пространственных ориентировок;

- подвижные игры с поисковыми ситуациями в помещении и на местности;

- доступные для дошкольников туристские упражнения прикладного многоборья (вязка узлов, укладка рюкзачка и т.п.);

- к средствам туризма относится и сама туристская деятельность, через которую формируются нравственные качества ребенка и познается окружающий мир, а  туристские должности в этой деятельности являются средством познания самих себя.

Перечисленные средства туризма могут включаться не только в физкультурно-оздоровительную работу и активный отдых детей, но и в учебную работу по физическому воспитанию дошкольников.

В разработанной нами классификации учебная работа представлена физкультурно-познавательными занятиями: занятия проводятся один раз в неделю как в помещении, так и на воздухе в форме экскурсий, практических занятий; игровых занятий, сюжетно-ролевых, занятий-соревнований, занятий-тренировок.

В физкультурно-оздоровительную работу средства туризма включаются в утренние и вечерние прогулки не менее двух раз в неделю и представлены топографическими прогулками, подвижными играми с включением поисковых ситуаций, бесед, дидактических игр, игровых заданий, прогулки-поиски, природоведческие прогулки.

Средства туризма позволили разнообразить активный отдых детей. Физкультурные развлечения с туристской направленностью организуются в форме игровых комплексов и прогулок-походов.

Нами разработаны:

Структура  и содержание прогулок-походов, пеших прогулок: 

Пешие прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных двигательной деятельности. Они могут включать следующие составляющие:
- переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;
- наблюдение в природе и сбор природного материала;
- беседа о лесе, городе;
- выполнение имитационных движений;
- комплекс игр и физических упражнений, в том числе на полосе
препятствий;
- самостоятельные игры (на привале).

Структура и примерное содержание прогулки-похода в лес для детей 5-7 лет:
1 часть. Сбор и движение до первого привала (30 мин.).
2 часть. Остановка, привал (10-15 мин.).
3 часть. Движение по разработанному маршруту, комплекс игр и
физических упражнений (25 - 30 мин.).
4 часть. Самостоятельная деятельность детей (15-20 мин.).
5 часть. Сбор детей и возвращение в детский сад (20-25 мин.)

Пешие прогулки-походы с детьми старшего дошкольного возраста проводим на расстояния 1,5-4 км., длительностью 1-З часа.

Разработаны правила поведения во время туристских походов, инструкция по охране жизни и здоровья детей, модель взаимодействия персонала по подготовке и проведению туристических прогулок, нормативы юного туриста, правила туристят, правила поведения на природе, разработаны конспекты занятий, сценарии развлечений и мини-походов.

Туризм как средство общения, оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий. Универсальность туризма еще и в том, что он всесезонен, следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности.

Наибольший прогресс отмечен в физической готовности детей по основным видам движения как важного показателя функциональных возможностей организма ребенка. Выявлена положительная динамика  показателей координационных способностей и различных видов ориентационной способности у детей кружка «Туристенок».

В системе физкультурно-оздоровительной работы МДОУ № 36 детский туризм зарекомендовал себя как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья; восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма, краеведения.

Я убеждена, что в краеведо-туристской деятельности заложены возможности для развития дошкольников, их патриотического воспитания: краеведо-туристская деятельность позволяет ребенку в процессе тематических прогулок, экскурсий, походов узнать свою страну, начиная со своей «малой родины». При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы, чем те, которые предстают со страниц книг, учебных пособий.

 

Список литературы: 

1. Бочарова Н.И. Организация краеведо-туристской деятельности старших дошкольников: Метд.реком.-М: ЦДЮТ РФ, 1992.-44с. 

2. Завьялова Т.П. Методика использования средств туризма в физическом воспитании детей 6-7 лет в дошкольном образовательном учреждении: автореф.  дис.  …канд.пед.наук.- Тюмень, 2000-21с. 

3. Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути  оптимизации. –М.:Гном-Пресс, 2004.-343с. 

 

. . . . .