Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Воспитание положительного отношения к своему здоровью дошкольников с ЗПР в условиях семейного клуба

Дата публикации: 2024-04-14 19:43:58
Статью разместил(а):
Носкова Елена Андреевна

Воспитание положительного отношения к своему здоровью дошкольников с ЗПР в условиях семейного клуба

Авторы: Мокрушина Л.В. и Носкова Е.А.

МАДОУ «Детский сад № 393», г. Пермь

 

Аннотация: В статье рассматриваются возможности использования работы семейного клуба в воспитании положительного отношения к своему здоровью детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Описано содержание работы по воспитанию положительного отношения к своему здоровью детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях клуба.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, задержка психического развития, положительное отношение к своему здоровью, семейный клуб.

 

В последние годы проблема воспитания положительного отношения детей к своему здоровью рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного возраста. Исследование отношения детей к себе,  здоровому образу жизни вызвано устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья детского населения.

Модернизация российского образования, гуманистические взгляды педагогов и психологов на сущность специального образования, выдвигают на первый план проблему изучения и оптимизации развития потенциальных возможностей каждого ребенка, в том числе и детей с задержкой психического развития.

Дошкольники с задержкой психического развития представляют разнородную по составу группу. У большинства из них наряду со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или признаками ее функциональной незрелости отмечается общая соматическая ослабленность, наличие заболеваний различных органов и систем организма. Эти дети составляют группу риска по состоянию здоровья и нуждаются в специально организованных условиях обучения и воспитания.

Психолого-педагогические условия, которые направляют на формирование эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития, очень остры и существенны.

Окружение психолого-педагогических условий, которые касаются формирования эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития, достаточно обширен. Важнейшей задачей деятельности по воспитанию эмоциональной сферы делается обучением дошкольника точным проявлением своих эмоций, адекватным видам реагирования на разнообразные условия и явления окружающей среды в процессе общения с внешним миром. В данном случае нужно учесть тот факт, что дошкольнику необходим динамизм эмоциональных проявлений, их многообразие, так как обилие одинаковых позитивных эмоций рано или поздно начинает вызывать скуку. А слишком сильные, аффективные реакции, как правило, считаются плодом продолжительного зажима эмоций.

Воспитание положительного отношения к здоровью детей старшего дошкольного возраста с ЗПР возможно при условии взаимодействия детского сада и семьи.

Семья исполняет роль первичной социализации для ребенка. Именно в процессе внутрисемейного взаимодействия формируются ценностные ориентации личности родителей, являющейся отправной точкой в становлении и развитии ребенка, его выборе дальнейшего самостоятельного жизненного пути и возможностях социализации. Родительское отношение к детям является первым основным примером и образцом взаимодействий в социуме. В случае негативного, неблагополучного взаимодействия внутри семьи у ребенка формируются и закрепляются неуспешные модели социально-психологических отношений в социуме.

По данным социально-психологических и социально-педагогических исследований, тенденции, происходящие в семейных отношениях, приводят к уменьшению педагогического потенциала семьи, воспитывающей ребенка с ЗПР, снижению уровня педагогической компетентности и культуры, недостаточному выполнению воспитательных функций родителями, эмоциональном неблагополучии детей.

Поэтому, сложившуюся ситуацию наиболее целесообразно постепенно менять, направив на установление более тесных неформальных контактов между педагогами ДОУ и семьями воспитанников, на решение задач повышения педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с ЗПР, через апробацию новых форм партнерских отношений. Одна из эффективных форм психолого-педагогического сопровождения семей – организация в ДОУ клубов разной направленности. Среди основных направлений их деятельности – оказание медико-психолого-педагогической помощи, пропаганда семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.

Являясь неформальным источником просвещения, клуб представляет лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и в детском саду. При проектировании клубных встреч важно обеспечить единство трех взаимосвязанных моментов: сообщение определенной информации – ее ценностная информация – побуждение участников встречи к практическому действию.

Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников образовательного процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Использование такой формы работы с родителями важно и необходимо, так как приносит значительные результаты, в плане социализации и благополучия ребенка с ЗПР, формирует у детей социальные навыки поведения, уверенность в себе, понимание своих и чужих чувств, желаний и мнений. Клуб организует сотрудничество с семьей. Благодаря занятиям семейного клуба устанавливается тесная связь «родитель - ребенок - педагог».

Эффективное решение данных задач возможно при условии системного взаимодействия педагога с семьями воспитанников с ЗПР. Важнейшим аспектом решения этих задач является работа воспитателя, направленная на повышение педагогической компетентности родителей.

Семейный клуб для взаимодействия семьи и ДОУ представляет собой современную и интересную модель работы по привлечению родителей к активному участию в жизни детей и группы, способствует укреплению связи между семьей и дошкольным учреждением. В результате неформального общения между детьми и взрослыми, создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера. Это и послужит раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Семейный клуб – это неотъемлемая часть воспитания и образования детей взрослыми. Благодаря клубной форме, возможно:

- создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ;

- оказание практической помощи семье в решении затруднений в детско-родительских отношениях;

- формирование партнерских отношений с семьями воспитанников;

- укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, сознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и созданию условий для разумного удовлетворения этих функций.

Коренное отличие клуба от других форм работы это позиция равенства его участников – родителей, педагогов и психологов. Здесь взрослые собираются для того, чтобы обмениваться мнениями, общаться, делиться и высказываться на определенную тему. Безусловно, материал для обсуждения – информация, которую необходимо донести до родителей, готовятся заранее, но иногда бывает, что клуб проходит не совсем так, как было запланировано. И это вполне оправданно, ведь зачастую родители хотят обсудить более подробно какие-то моменты, увлекаются, поэтому может не остаться времени для запланированной части.

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно – поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку с ЗПР. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы – динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие – все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Основная цель создания семейного клуба – повышение уровня социально-педагогической и социально-психологической грамотности родителей детей с ЗПР.

Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и образовательной организации в направлении реализации основной цели клуба, к одной из которых может являться формирование положительного отношения к своему здоровью детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

К сохранению и укреплению здоровья детей с задержкой психического развития в условиях дошкольной образовательной организации предъявляются весьма высокие требования. Перед дошкольной образовательной организацией в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья детей с задержкой психического развития.

Особенность организации семейного клуба для воспитания положительного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР заключается в возможности создать непрерывный процесс развивающего и личностно-ориентированного взаимодействия всех субъектов образования. В связи с этим важно предоставлять родителям не только право выбора форм и содержания взаимодействия с партнерами, обеспечивающими образование и воспитание ребенка, но и право на участие в планировании и формировании содержания образования.

На начальном этапе организации клуба немаловажна задача мотивации родителей. С одной стороны, приход в клуб доброволен, с другой – необходимо охватить как можно больше родителей. Поэтому надо создать все необходимые условия. В первую очередь нужно использовать весь богатый потенциал рекламы. Для клуба обязательно придумывается звучное и несущее позитивный смысл название, можно напечатать рекламные листовки с описанием содержания и тем его работы. Непосредственно перед проведением клуба печатаются приглашения для каждого родителя и раздаются примерно за неделю до назначенной даты. Желательно вписать в приглашения имена родителей, чтобы приглашение было личным, что повысит заинтересованность родителей в участии работы клуба.

Для формирования положительного отношения к себе и своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в условиях семейного клуба необходимо развивать у детей общий запас знаний, представлений, мышления, интеллекта, интересы не только игровые, но и учебные. Для детей с ЗПР важны повторения новых знаний, умений и навыков для закрепления, а также тренировка их в разных условиях. Необходимо организовать для детей дома развивающую среду: специальное отдельное место и оборудование для учебных занятий, игр, отдыха. Позволить детям самостоятельно следить за порядком и чистотой этих мест. Развивать у детей специальные умения и навыки. Помогать найти скрытые таланты и возможности ребенка. Стимулировать его приспособительную активность, помогать в поиске скрытых возможностей.

Значительная часть само охранительного поведения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется.

Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребёнка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.

Таким образом, семейный клуб, может рассматриваться как эффективная форма воспитания положительного отношения к своему здоровью детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Семейный клуб представляет собой современную и интересную модель работы по привлечению родителей к активному участию в жизни детей и группы, способствует укреплению связи между семьей и дошкольным учреждением. В результате неформального общения между детьми и взрослыми, создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, способствующая раскрытию потенциала дошкольников с ЗПР, психофизического и личностного развития, воспитания положительного отношения к своему здоровью в том числе.

 

Библиографический список:

  1. Ержова Н.В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении. – Р/н Дону: Феникс, 2011.  
  2. Зимогина В.Н. Расту здоровым. Программно-методическое пособие для детского сада. – М.: Сфера, 2013.  
  3. Каренова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2015.  
  4. Кононова Н.Г. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. – М.: ВЛАДОС, 2014.   
  5. Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2014.  

 

. . . . .