Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники

Дата публикации: 2024-04-14 17:52:07
Статью разместил(а):
Наумкина Татьяна Сергеевна

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с помощью мнемотехники

Автор: Наумкина Татьяна Сергеевна

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №32 "Чебурашка", Псков

 

Аннотация: В статье автор рассматривает понятие мнемотехники и мнемотаблицы. В статье освещены этапы и особенности работы с данной методикой. Статья освещает задачи мнемотехнки, принцип работы с данной методикой по развитию связной речи. Данная статья может быть полезна учителям-логопедам, воспитателям и родителям.

Ключевые слова: мнемотехника, развитие речи, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для закладывания основ грамотной и красивой речи ребенка, а также развития речевой активности, когда собственная речь, чистая и четкая, необходима ребенку для познания окружающего мира и является главным условием умственного развития.

В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: недоразвитие фонематического восприятия, ограниченный словарный запас, недоразвитие грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения, неустойчивость внимания, памяти и логического мышления.

Дошкольникам трудно учить стихотворения, пересказывать тексты, сказки, а также они не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает трудности: наступает быстрое утомление и возникают отрицательные эмоции. Поэтому важно пробудить интерес детей, превратить данное, зачастую скучное и трудное, занятие в любимый и самый доступный вид деятельности – игру.

Известно, что в дошкольном возрасте доминирующим видом памяти является наглядно-образная, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – фотографичность.

Важная задача педагогов дошкольного учреждения – научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, логически строить правильные выводы, отвечать на поставленные вопросы, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Для достижения вышеупомянутой задачи специалисты используют приёмы мнемотехники, которые облегчают запоминание и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Название данной методики происходит от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины. Мнемотехника - это система методов и приемов, действие которых обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение получаемого материала.

Из вышеперечисленного можно дать следующее определение: Мнемотехника – это методика, направленная на развитие связной речи и основанная на визуальном восприятии информации с последующим её воспроизведением при помощи изображений.

Цель мнемотехники – развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения и мышления), которые, в свою очередь, взаимосвязаны с речью и влияют на ее развитие.

Говоря о мнемотехнике, важно знать, что такое мнемотаблица. Мнемотаблица – это схема, состоящая из последовательно расположенных изображений или символов, в которых зашифровано содержание текста. В мнемотаблице, как правило, изображаются герои сказки, рассказа или стихотворения, действия, второстепенные персонажи, явления природы, времена года, части предметов – главное, чтобы изображенные изображения-символы были понятны детям.

С помощью мнемотаблицы решаются следующие задачи:

1. Развитие связной речи: дети учатся составлять сложноподчиненные предложения; учатся формулировать логически правильное и завершенное предложение; происходит обогащение словарного запаса (в том числе и литературной лексикой).

2. Развитие всех видов памяти (наглядно-образной, словестно-логической, смысловой, эмоциональной).

3. Развитие логического (анализирование и синтезирование информации) и образного мышления (кодировка информации).

4. Тренировка внимания.

Принцип работы с мнемотаблицей строится от простого к сложному.

Работа начинается с простейших мнемоквадратов - проводится работа над словом. Например, даётся слово «лес» и его символическое обозначение - ёлка. Постепенно дети понимают, как «зашифровать слово». Важно изображать символы так, чтобы они были понятны детям.  Символы должны быть приближены к речевому материалу, так, для обозначения домашних животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных – ёлка. 

Далее осуществляется последовательный переход к мнемодорожкам, состоящим из 3-4 мнемоквадратов.

Затем осуществляется поэтапное кодирование сочетаний слов, запоминание и воспроизведение предложений по условным символам. И только потом переходят к мнемотаблицам. Количество ячеек в мнемотаблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

Можно выделить следующие особенности работы с мнемотаблицей:

1. Проводится предварительная работа по развитию и обогащению речи дошкольников.

2. Затем работают с мнемоквадратами, далее – с мнемодорожками, затем переходят к мнемотаблицам.

3. Важно использовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, ёлка – зелёная. В более старшем возрасте можно давать чёрно-белые мнемотаблицы.

4. Мнемотаблицы даются в готовом варианте.

5. Изображения-символы должны быть понятны детям.

6. Для запоминания материала в мнемотаблице не должно быть более 9 мнемоквадратов.

7. Для эффективного результата запоминания дошкольникам можно участвовать в создании мнемотаблиц.

В работе с мнемотаблицей выделяются следующие этапы:

1 этап. Рассматривание таблицы и разбор изображений-символов.

2 этап. Преобразование изображений из абстрактных символов в образы, то есть перекодирование информации.

3 этап. Пересказ с опорой на символы (запоминание образов).

4 этап. Пересказ сказки, стихотворения или рассказа. Младшие дошкольники пересказывают с помощью учителя-логопеда или воспитателя, а старшие дошкольники пересказывают самостоятельно с опорой на таблицу.

Использование мнемотаблицы при обучении пересказу начинается с воспроизведения хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка»), затем осуществляется переход к художественным произведениям. В данном случае мнемотаблица помогает детям запомнить последовательность появления персонажей, их действий.

Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание подбирается изображение – все стихотворение зарисовывается схематически. Затем ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Таким образом, мнемотехника – это распространенная методика, направленная на ускоренное запоминание материала, помогающая развивать психические процессы и, конечно, красивую, чёткую и грамотную связную речь детей дошкольного возраста.

 

Список литературы:

1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2005. – 71 с.

2. Гурьева Н.А. Год до школы. Развиваем память. Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехники. – СПб.: Светлячок, 2000.

3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Москва: АСТ, 2005. – 114 с.

4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Москва: Национальный книжный центр, 2015. – 117 с.

5. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2008. № 1 – с.16.

6. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. Логопед в детском саду. 2007. № 4 – с. 51 – 54.

7. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008. №4.  – с.102 – 115

8. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. Дошкольное воспитание.1990. №10 – с. 16 – 21.

 

. . . . .