Основные положения дифференциальной нейропсихологии детского возраста
Основные положения дифференциальной нейропсихологии детского возраста
Автор: Ведерникова Марина Владимировна
МБДОУ «Детский сад № 30», г. Иваново
Аннотация: В статье описывается понятие термина дифференциальная психология и основные положения дифференциальной нейропсихологии детского возраста.
Ключевые слова: дифференциальная нейропсихология.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
Дифференциальная нейропсихология детского возраста изучает особенности развития нервной системы и психических процессов у детей. Она позволяет понять, как формируются и развиваются различные аспекты познавательных и эмоциональных функций у детей разного возраста.
Термин «дифференциальная психология» был введен психологом В. Штерном в 1900 г. в работе «О психологии индивидуальных различий» для выделения области психологии, изучающей психологические различия между индивидами и между группами людей, а также причины и последствия этих различий. Небылицин В.Д. в 1960-х годах предложил обозначить термином «дифференциальная психофизиология» совокупность исследований в области психофизиологии индивидуальных различий, которые связаны с действием устойчивых биологических (нейрофизиологических) факторов.
Систематизация накопленных к настоящему времени нейропсихологических знаний позволяет рассматривать дифференциальную нейропсихологию как самостоятельное направление нейропсихологии. Основной целью дифференциальной нейропсихологии является описание индивидуальных особенностей человека и различий между людьми и группами людей на основе анализа взаимосвязи особенностей протекания психических процессов и морфофункционалъных особенностей организации мозга.
Методологической основой дифференциальной нейропсихологии развития познавательных функций в онтогенезе являются теория системной динамической локализации ВПФ и принцип синдромного анализа нарушений высших психических функций А.Р. Лурия, концепции функциональной системы и системогенеза П.К. Анохина, представления о биологической и социальной детерминации развития психики Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.
Для успешной адаптации и нормального психического развития необходимо гармоническое двустороннее взаимодействие биологических факторов, в частности, обеспечивающих морфогенез мозга, и социальных факторов, в частности связанных с социальной ситуацией развития, в которой формируются требования, предъявляемые к ребенку.
Взаимодействие биологических и социальных факторов выступает общим принципом формирования мозга и психических функций. Конкретная специфика этого взаимодействия определяется индивидуальной морфофункциональной организацией мозга ребенка и социальной ситуацией его развития и реализуется на основе действия механизма гетерохронии.
Для анализа состояния высших психических функций ребенка в их соотнесенности с работой различных зон мозга является синдромный анализ нарушения высших психических функций, который разработал А.Р. Лурия (1969, 1973) в теории системной динамической локализации высших психических функций. Он позволяет установить связь обнаруживаемого при нейропсихологическом обследовании различных психических функций дефицита с работой той или иной мозговой зоны.
В процедуру синдромного анализа входит качественная квалификация ошибок, допущенных при обследовании, которая дает возможность соотнести их с работой конкретных областей мозга и звеньев психических функций. Применение количественной оценки ошибок позволяет определить степень выраженности дефицита или степень сформированности работы соответствующей зоны мозга, звена психической функции.
Основные положения дифференциальной нейропсихологии детского возраста:
1. Развитие нервной системы. У детей в разные периоды детства происходят значительные изменения в строении и функционировании нервной системы.
2. Пластичность нервной системы. Детская нервная система обладает высокой пластичностью, что означает ее способность к изменениям и адаптации под внешние воздействия.
3. Индивидуальные различия. Дифференциальная нейропсихология учитывает индивидуальные различия между детьми. Каждый ребенок имеет свои особенности развития нервной системы и психических функций.
4. Развитие познавательных функций. Дифференциальная нейропсихология изучает развитие познавательных функций у детей, таких как внимание, память, мышление и речь.
5. Эмоциональное развитие. Дифференциальная нейропсихология также изучает эмоциональное развитие у детей.
Дифференциальная нейропсихология детского возраста помогает понять особенности развития нервной системы и психических функций у детей разного возраста. Она учитывает индивидуальные различия между детьми и изучает развитие познавательных и эмоциональных функций. Эти знания могут быть полезными для практического применения в образовании, психологии и медицине, а также для разработки эффективных методов работы с детьми.
Список литературы:
1. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учебн. пособие для студ. высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
2. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 288 с: ил. (Серия «Учебное пособие»).
3. Поддъякова О.С., Челышева М.В. Нейропсихология детского возраста. Учебное пособие.
4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Академия, 2002.