Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование ценностных ориентаций личности дошкольника в познании природного мира

Дата публикации: 2024-04-04 09:16:07
Статью разместил(а):
Зименко Наталия Александровна

Формирование ценностных ориентаций личности дошкольника в познании природного мира средствами художественной литературы

Авторы: Симченко Галина Валерьевна

и Араратян Аспрам Сережаевна

ГБОУ Школа № 2065, образовательная площадка Д6, г. Москва

 

Аннотация: Формирование ценностных ориентаций личности дошкольника в познании природного мира средствами художественной литературы является важным этапом в духовном и эстетическом развитии ребенка. Благодаря этому процессу ребенок сможет не только познакомиться с красотой природы, ее разнообразием и богатством, но и приобрести устойчивые представления о том, что такое природа, как она разнообразна и важна для человека.

Ключевые слова: ценностная ориентация, дошкольник, познание природы, художественная литература.

 

Формирование ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста играет важную роль в их развитии. Одним из ключевых аспектов формирования ценностей является знакомство с природным миром. Художественная литература представляет собой мощный инструмент для воспитания детей и формирования их ценностных ориентаций. В данной статье мы рассмотрим, как использование художественной литературы может способствовать формированию ценностных ориентаций личности дошкольника в познании природного мира.

Использование художественной литературы в познании природного мира позволяет не только расширить кругозор детей и обогатить их эмоциональный мир, но и способствует формированию ценностных ориентаций, которые будут сопровождать их на протяжении всей жизни. Поэтому важно активно применять этот метод в дошкольном образовании для создания гармонично развивающей среды для детей.

Художественная литература позволяет детям погрузиться в мир природы через глаза героев и пережить их эмоции. Это способствует развитию эмпатии и уважения к окружающей среде. Через художественные произведения дети могут понять важность бережного отношения к природе и понять, как их действия могут повлиять на окружающую среду. Художественная литература помогает детям видеть красоту природы и развивать свое эстетическое восприятие, что способствует формированию гармоничного отношения к миру.

В процессе развития человека особенно важную роль играет формирование ценностных ориентаций. Ценности формируются на основе опыта, полученного в результате взаимодействия человека с окружающим миром. Для дошкольника природа является неотъемлемой частью его жизненного опыта. Однако, знание и понимание природы невозможно без специальных знаний и навыков.

В этом контексте художественная литература является одним из лучших средств для формирования ценностных ориентаций личности дошкольника в познании природного мира. Литература способствует развитию эмоциональной сферы и воображения ребенка, а также помогает ему понять и оценить окружающий мир. С помощью художественных произведений раскрыть для ребенка красоту и гармонию природы, а также научить его уважать и беречь окружающую среду.

Для формирования ценностных ориентаций ребенка важно выбирать соответствующие художественные произведения. Так, например, произведения, в которых описывается взаимодействие человека с природой, могут способствовать развитию у ребенка чувства ответственности за окружающую среду. В то же время, произведения, в которых изображается разрушение природы, могут вызвать у ребенка чувство беспокойства и тревоги.

Важным элементом формирования ценностных ориентаций ребенка является вовлечение его в творческие процессы. При чтении литературных произведений ребенок может создавать свои собственные иллюстрации к тексту, а также выражать свои эмоции и мысли в форме риторических вопросов или диалогов. Также, чтение художественной литературы способствует развитию у ребенка критического мышления и способности анализировать информацию.

В процессе чтения ребенок учится оценивать действия персонажей и их взаимодействие с природной средой, а также выносить собственные выводы и суждения. Формирование ценностных ориентаций личности дошкольника в познании природного мира средствами художественной литературы является сложным и многогранным процессом. Однако, с помощью правильного подхода и выбора соответствующих литературных произведений можно достичь значительных успехов в этой области.

Выражение ценностных ориентаций личности дошкольника в познании природного мира средствами художественной литературы представляет собой важный этап в формировании духовного и эстетического мира ребенка. Этот процесс включает в себя не только развитие способностей к восприятию и оценке красоты природы, но и формирование устойчивых представлений о том, что такое природа, как она влияет на человека и человек на природу.

Литература как средство формирования ценностных ориентаций личности дошкольника в познании природного мира имеет ряд преимуществ. Во-первых, она позволяет ребенку в увлекательной и интересной форме познакомиться с различными аспектами природы, ее красотой и богатством. Во-вторых, литературные произведения способствуют развитию воображения и фантазии ребенка, что, в свою очередь, способствует формированию эстетических чувств и способностей к творчеству. В-третьих, литература дает возможность ребенку в соответствии со своими возможностями и интересами самостоятельно выбирать и анализировать информацию о природе.

В процессе работы с художественной литературой важно учитывать возрастные особенности детей и их уровень развития. Так, для детей раннего дошкольного возраста наиболее подходящими являются простые и ясные сказки и рассказы, которые помогут им расширить кругозор и познакомиться с разнообразием природы. Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать более сложные произведения, которые позволят им глубже проникнуться красотой природы и понять ее значение для человека.

Важно также учесть, что формирование ценностных ориентаций личности дошкольника в познании природного мира средствами художественной литературы должно проходить в сочетании с другими видами деятельности, такими как игровые и практические занятия. Таким образом, ребенок сможет не только познакомиться с красотой природы на страницах книг, но и почувствовать ее непосредственно, прикоснувшись к природе на уроках физкультуры и экологических экскурсиях.

Использование художественной литературы в познании природного мира позволяет не только расширить кругозор детей и обогатить их эмоциональный мир, но и способствует формированию ценностных ориентаций, которые будут сопровождать их на протяжении всей жизни. Поэтому важно активно применять этот метод в дошкольном образовании для создания гармонично развивающей среды для детей.

 

. . . . .