Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Подготовка руки к письму через нетрадиционные виды изобразительной деятельности

Дата публикации: 2024-03-29 18:54:53
Статью разместил(а):
Тюлькина Татьяна Борисовна

Подготовка руки к письму через нетрадиционные виды изобразительной деятельности

Автор: Тюлькина Татьяна Борисовна

ГБДОУ Детский сад № 23 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: В статье говорится об опыте работы и приемах подготовки руки к письму через использование нетрадиционных техник рисования в образовательной и совместной деятельности педагога с воспитанниками.

Ключевые слова: мелкая моторика, нетрадиционные техники изобразительной деятельности, подготовка руки к письму.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Подвижность пальцев рук, скоординированность их движений и сила- всё это основные составляющие при овладении письмом. И.М. Сеченов писал: «Движение руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой». Многие родители и воспитатели при подготовке детей к школе обращают в первую очередь внимание на овладение ребёнком навыками счёта и чтения. Однако, для последующего овладения письмом, немаловажным является развитие у дошкольника мелкой моторики, тренировка согласованных движений пальцев и руки, умение свободно обращаться с ручкой, кистью, карандашом и т.д.

Традиционно для развития движений детской руки и координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:

- пальчиковая гимнастика;

- перекладывание мелких предметов, завязывание и развязывание шнурков, застёгивание и расстёгивание пуговиц и «молний»;

- штриховки, дорисовки;

- трафареты, лабиринты;

- графические диктанты, ориентировка на пространстве листа;

- конструктивная и изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация и пр.).

В своей практике я использую все вышеперечисленные упражнения. Детям особенно нравится пальчиковая гимнастика, например, «Разве это пальчики», «Мы делили апельсин» из картотеки пальчиковых игр «Умные и веселые пальчики». Увлекательное занятие в совместной деятельности – штриховки или графические диктанты, например, тематические- «Отгадай животное», «Транспорт», «Игрушки».

Всё вышеперечисленное направлено на развитие сенсорной чувствительности, зрительно- моторной координации, произвольного внимания, создаёт условия для развития мелких мышц рук и играет важную роль в овладении учебными навыками.

Недостаточное развитие мелкой моторики и неподготовленность руки к письму может привести к возникновению негативного отношения к предстоящей учебе в школе. Нетрадиционные виды изобразительной деятельности помогают снизить тревожное состояние ребёнка и одновременно ненавязчиво подготовить руку к письму.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это, как определяют многие источники, средства изображения, которые включают новые изобразительно-художественные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа и стимулировать творческую активность детей.

В совместной деятельности в старшем дошкольном возрасте я, как воспитатель, использую такие современные техники нетрадиционной изобразительной деятельности как оригами, пластилинографию, ниткографию, бисероплетение, квиллинг, салфеточную аппликацию, рисование с использованием различных подручных материалов и предметов.

В утренний отрезок времени, в индивидуальной работе с детьми я уделяю внимание квиллингу или оригами. Готовим с детьми элементы будущих композиций. При этом я обращаю внимание на технику и правильность выполнения мелких движений пальцами рук. На традиционных занятиях лепкой использую пластилинографию, например, цветы на жостовском подносе мы «рисовали» пластилином, размазывая лепестки цветов. Пластилинография укрепляет силу рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев-дифференцируются.

В вечерний отрезок времени больше внимания уделяю подгрупповой работе. Занимаемся шнуровками, бисероплетением, что развивает не только творчество, но и глазомер, согласованность движений пальцев рук и зрительное восприятие.

На прогулке вместе с детьми выкладываем рисунки из природного материала- желудей, палочек, камешков. В дальнейшем данные рисунки дети включают в свои подвижные или сюжетные игры. Зимой мы рисуем на снегу, а в теплое время года рисуем на песке - линии, фигуры или буквы и цифры крупного или мелкого размера. При этом развивается и крупная моторика, идет отработка движений руки без боязни «выйти за границу страницы», закрепляются графические навыки и зрительно-моторная координация.

Использование данных техник позволяет решить такие задачи:

- сформировать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;

- тренировать мышцы рук детей, обучать ловкости в обращении с различными материалами;

- формировать плавность, ритмичность и точность движений;

- развить способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

- развить память, внимание, мышление, речь, глазомер;

- развить творческое воображение и познавательный интерес детей;

-воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность;

- воспитывать умение работать индивидуально и в коллективе.

Нетрадиционная изобразительная деятельность делает задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук, более лёгкими и доступными для детей, если применяется с младшего дошкольного возраста, проводится в игровой форме и систематически включается в совместную деятельность воспитателя с детьми, а также поддерживается родителями.

Родители не всегда понимают важность художественного творчества при подготовке к школьному обучению и овладением ребёнком навыкам письма. В частности, мало кто из родителей владеет приёмами обучения. Но когда родители видят на выставке детские работы, то начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей. На консультациях, мастер-классах и родительских собраниях они знакомятся с разнообразными приёмами по подготовке руки к письму с помощью традиционных и нетрадиционных видов деятельности.

Вместе с детьми и родителями мы рисовали на песке и выкладывали узоры из пуговиц, крупы, бусин, рисовали на бумаге с помощью разноцветных ниток, проходили лабиринты. Иногда наши встречи проходили в виде квест-игры, с заданиями разной сложности, в том числе с заданиями, направленными на развитие мелкой и крупной моторики и графических навыков. Все это повышало компетентность родителей в области подготовки детей к школе и в том числе, знакомило с приёмами и техниками подготовки детской руки к письму.

В домашней обстановке родители вместе с детьми закрепляют полученные навыки, приносят готовые работы на выставку в группу, делятся совместными успехами.

Своими приёмами работы с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности и развития мелкой моторики я охотно делюсь не только с родителями воспитанников, но и с коллегами. Выступаю на методических объединениях педагогов, выкладываю материалы в социальных сетях. Новую информацию о различных техниках я узнаю из книг, на специализированных сайтах и на курсах повышения квалификации.

Одно из последних наших с детьми увлечений - это техника выполнения открыток «айрис-фолдинг», т.е. радужное складывание по шаблону из полосок бумаги и изготовление поделок в технике «спирелли», в которой нитка наматывается на шаблон из картона и получаются разнообразные сюжеты. Новые нетрадиционные техники изобразительной деятельности также способствуют формированию и совершенствованию тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Когда систематически и регулярно развивается мелкая моторика, то кисти рук приобретают гибкость и подвижность, появляется скоординированность движений рук, повышается работоспособность и заинтересованность в результате.  Таким образом, использование наряду с традиционными приёмами развития движений детской руки нетрадиционных техник изобразительной деятельности стимулирует развитие мышления и речи ребёнка, творческие способности и готовит его руку к овладению письмом. Всё это позволяет быть ребёнку-дошкольнику успешным, инициативным, с развитым чувством собственного достоинства.           

 

Литература:

1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 4 изд.- СПб.: Питер, 2007.
3. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. – К.:ГИППВ, 1998.
4. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. СПб, 2001.

 

. . . . .