Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Цвет в детских рисунках

Дата публикации: 2024-02-25 15:29:06
Статью разместил(а):
Лебедева Ирина Сергеевна

Цвет в детских рисунках

Автор: Лебедева Ирина Сергеевна

ГБОУ города Москвы «Школа № 2070 имени Героя Советского Союза Г.А. Вартаняна»

 

Аннотация: Детские рисунки — это кладезь информации. Малыш в своих творениях выражает то, чего не может сказать словами: может, еще слишком мал, может, еще не способен сформулировать свои переживания, или даже осознать в силу возраста.

Ключевые слова: дошкольный возраст, цвета, развитие фантазии.

 

О чем же могут говорить цвета детского рисунка?

Любимый цвет у ребенка появляется уже года в три. А наиболее ярко его цветовые предпочтения проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Дело в том, что, когда ребенок рисует, рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. И малыш изображает то, что просит его душа. И вот что же она просит, внимательным родителям подскажут цвета рисунка. А как их расшифровать, мы сейчас подскажем.

Красный

Сильнейшая энергетика красного цвета оказывает влияние на малышей, которые выбирают этот цвет для своих рисунков. Они активны, дружелюбны, открыты миру. В общении часто проявляют лидерские качества, любят командовать и устанавливать правила. С ранних лет любители красного выделяются среди сверстников: они отнимают игрушки, стоят первыми в строю, стараются быстрее всех выполнить задание или откликнуться на просьбу взрослых. Красный – цвет энергии, силы и власти. Беспрепятственно вторгаясь в чужое пространство, эти маленькие лидеры стремятся подчинить себе окружающих. При этом в ход идут все средства: плач, упрямство, манипулирование и даже агрессия.

Оранжевый 

Оранжевый – любимый цвет практически всех малышей в возрасте до 5 лет. Именно этот цвет выбирают совсем юные художники для своих творений. При этом другие цветовые оттенки долгое время могут оставаться без внимания. Если со временем приоритеты не меняются, то это говорит об открытости и невероятном жизнелюбии ребёнка. Такие дети активны, полны энергии и сил. Означает стремление к ярким впечатлениям, любознательность и интерес к жизни. Его выбирают открытые, общительные, веселые, активные, шумные, но без причины.  Оранжевым рисуют дети гиперактивные и те, у кого наблюдается синдром дефицита внимания.  Непосредственные личности, часто меняющие свое мнение и увлечения. Часто они вспыльчивы и плаксивы, шалят и балуются. Им необходимо найти занятие, которое даст выход их энергии.

Желтый

В психологии желтый цвет принято называть детским. Он символизирует позитивное отношение к жизни, преобладание положительных эмоций, любознательность и открытость. Малыши, выбирающие цвет солнца, любят творчество во всех его проявлениях, обладают хорошим воображением. Они отличаются целеустремлённостью, тягой к знаниям и приключениям. Любят мечтать, сохраняя эту способность во взрослой жизни. Любителей жёлтого много среди представителей творческих профессий: дизайнеров, художников, писателей, режиссёров, парикмахеров, модельеров.

Выбор ребёнка в пользу жёлтого цвета говорит о его лёгком и неконфликтном характере. Он всегда находит общий язык как с детьми, так со взрослыми.  Часто становится лидером и завоёвывает авторитет среди сверстников. Но за явными лидерскими качествами иногда скрываются легкомыслие, безответственность и ветреность. Если в рисунке преобладают оттенки жёлтого, это свидетельствует о том, что ребёнку комфортно находиться в его привычном окружении. Но если это единственный цвет, к которому систематически обращается ребёнок, имея в распоряжении целую палитру оттенков и цветов, родителям стоит внимательнее присмотреться к малышу: возможно, ему не хватает тепла в реальной жизни.

Розовый  

Розовый – уникальный цвет по своей энергетике. Поклонникам розового требуется повышенное внимание, им жизненно необходимо чувствовать безопасность. Очень часто розовый любят робкие дети. Они зависим от мнения окружающих. Остро нуждаются в поддержке родных и близких. Любители розового цвета ещё в детстве стараются избежать любой ответственности, не выполняют обещания. Рисунок, наполненный розовыми красками, – это как элемент терапии, помогающий справиться с нервозностью и оказаться в безопасном пространстве, которое часто ищут дети, любящие этот цвет. 

Раскрашивая рисунок в розовый, ребёнок стремится привнести красоту в этот мир, сделать его гармоничным и бесконфликтным. Цвет почти не встречается в быту, и если ребёнок увлекается розовым, то этот цвет будет не только в рисунке, но и везде вокруг: в одежде, в интерьере, в цветовой гамме игрушек. А не скрывается ли за этим стремление ребёнка обратить на себя внимание?

Фиолетовый

Смешивая синий и красный цвета, получаем самый загадочный цвет солнечного спектра – фиолетовый. Этот оттенок – один из самых любимых у детей младшего школьного возраста. Поэтому в рисунках они часто закрашивают большие площади листа этим цветом. Дети, которые любят фиолетовый, имеют богатый внутренний мир, отличаются артистизмом и чувственностью, поддаются гипнозу. Они стараются производить о себе положительное впечатление, но не забывают смотреть на себя со стороны. Такие дети очень уязвимые, больше других требуют поддержки и поощрения.  

Для детей, влюблённых в фиолетовый, характерны богатое воображение и мечтательность наряду с особой впечатлительностью. Это творческие натуры, которые ценят красоту и уют. Любят петь, танцевать, участвовать в театральных постановках. Есть способности к сочинительству, игре на музыкальных инструментах, декоративно-прикладному творчеству.

Заложенное самой природой стремление к эстетике проявляется во всём, в том числе и в быту: маленькие художники любят окружать себя красивыми вещами, аксессуарами, сувенирной атрибутикой. Эмоциональная незрелость и эгоцентричность ребёнка часто мешают ему общаться. Ранимость и резкая смена настроения служат препятствием на пути к достижению цели.

Зеленый 

Высокий интеллект и развитая фантазия. Дети, которые в основном рисуют зеленым, считают себя брошенными, требуют родительского внимания и любви. Чтобы детская замкнутость не переросла во взрослую черту характера, маленькой особе необходимо творческое воспитание, развитие открытости, интереса. Также необходимо чувство надежности, защищенности. 

Любознательность юных художников не знает границ: они замечают каждую деталь и хотят знать обо всём на свете. Доброта, искренность и сострадание присущи ребёнку с ранних лет, что делает их легкоранимыми и восприимчивыми. Принимая близко к сердцу чужие переживания, ребёнок может испытывать душевный дискомфорт. 

Голубой

Рисунки, раскрашенные голубым цветом, расскажут об авторе много хорошего. Доброжелательность и дружелюбность ребёнка, выбирающего голубой цвет, привлекают к нему других детей. С лёгкостью заводя знакомства, малыш в то же время серьёзно относится к тому, что происходит вокруг, в том числе и к выбору друзей. Ребёнок остро чувствует обман. Если что-то пообещали, обязательно выполните: потеряв доверие один раз, вернуть его потом будет сложно. Такие малыши склонны к задумчивости и очень внимательны к деталям происходящих вокруг него событий. Поэтому не бросайте рядом с ним слов на ветер: он все услышит, обдумает и сделает выводы. Ведь рядом с вами растет маленький аналитик. И кто знает, может, и большой ученый. 

Считается, что голубой цвет – цвет беззаботности и лёгкости. Этот цвет присутствует в детских рисунках, когда ребёнок расслаблен и спокоен. Но избыток небесного оттенка может свидетельствовать и о таких качествах личности, как нерешительность и сомнение в своих способностях.

Цвет морской волны

Этот цвет привлекает ребенка, который находится в состоянии нервного напряжения. Страх ошибиться и не оправдать надежды родителей, руководит поступками малыша. Взрослым нужно изменить стратегию поведения: ослабить контроль, дать ребенку больше свободы и поощрять инициативность. 

Синий

Синий – один из самых противоречивых цветов в психологии. С одной стороны, его выбирают спокойные, уравновешенные художники, которые не любят шумные компании и предпочитают тихо и спокойно играть с такими же детками или в одиночестве. Этот цвет символизирует погруженность в свой внутренний мир, задумчивость и неторопливость. С другой стороны, не только дети-флегматики выбирают синий. Если ваш ребёнок, не отличающийся спокойствием и покладистым характером, вдруг начал рисовать синими красками, это значит, что ему нужен покой. Может быть, он устал и хочет отдохнуть.

Часто дети рисуют синим, если о ком-то скучают. Этот цвет появляется в рисунках детей в моменты разлуки со значимыми взрослыми или детьми. Если из шумного непоседы ваш малыш периодически превращается в задумчивого тихоню, рисующего синими красками, поинтересуйтесь, что же его так беспокоит, какие мысли рождаются в его светлой голове? Вместе решать проблемы гораздо эффективнее.

Тёмно-синий оттенок лишь усиливает значимость психологических характеристик: сосредоточенность на своём внутреннем мире, потребность в отдыхе, стремление к одиночеству. Дайте ему такую возможность, ведь каждому из нас иногда нужно побыть наедине с собой. Дефицит личного пространства — страшная штука.

Считается, что голубой цвет – цвет беззаботности и лёгкости. Этот цвет присутствует в детских рисунках, когда ребёнок расслаблен и спокоен. Но избыток небесного оттенка может свидетельствовать и о таких качествах личности, как нерешительность и сомнение в своих способностях.

Коричневый

Рисуя коричневым цветом, ребенок бессознательно сообщает родителям, что ищет защиту и безопасность. Из спокойного коричневого цвета он строит свой маленький закрытый мир, в котором всегда можно спрятаться. Дискомфорт такого ребенка вызван слабым здоровьем, семейными неурядицами или трагедиями. Дети, предпочитающие в своих рисунках коричневый цвет, живут в собственном мире, часто не хотят никого туда впускать. Попробуйте посмотреть со стороны на положение ребенка в семье: может, он слышит ваши ссоры? Или вы изливаете негатив на окружающих, придя с ненавистной работы? 

Коричневый – цвет приземлённости, устойчивости. С другой стороны, он свидетельствует о тупике, торможении, потере опоры. Окружите ребёнка заботой и вниманием, чтобы в его картине мира появились и другие цвета. 

Серый 

Этим цветом рисуют тихие и замкнутые в себе детки. Они постоянно нуждаются в поддержке взрослых. «Серая» ситуация возникает, когда ребенка отгородили или он сам отгородился от других детей. Уделяйте ребенку больше внимания, чтобы их серые рисунки раскрасились всеми Серым рисуют тихие, несмелые, замкнутые малыши. Он преобладает тогда, когда ребенка отгородили от детей одного возраста или он замкнулся в себе. цветами радуги. Иначе есть вероятность, что у вас вырастет «человечек в футляре», которого из вечной депрессии просто не вытащить.

Рисование простым карандашом при имеющейся палитре цветов не свойственно ребёнку. Выбирая серый цвет для рисунка, ребёнок подсознательно демонстрирует своё безразличное отношение к тому, что происходит вокруг. Усталость, желание отстраниться от реальности, не думать о том, что тревожит, – именно эти послания передаются с использованием серого цвета.

Но бывает и так, что ребёнок обожает этот цвет просто потому, что ему нравится графика как вид изобразительного искусства. Ведь с помощью серого можно передать различные оттенки и тона. Поэтому стоит сначала разобраться, почему этот цвет так привлекает ребёнка и что на самом деле он хочет донести до взрослых.

Черный

Черным цветом дети практически не рисуют, кроме стрессового состояния, который вызван предчувствием угрозы. Пожалуй, наибольшую озабоченность у родителей вызывает появление в детских рисунках черного цвета. И не зря, ведь он означает депрессию, враждебность, протест и чувство безнадежности. Если черный цвет стал преобладающим в рисунках вашего малыша и так он рисует уже довольно продолжительное время, то стоит обратиться к психологу. Специалист лучше определит, стоит ли бить тревогу, или же ничего страшного с вашим ребенком не происходит, он просто поклонник графического жанра в искусстве.

Ребёнок рисует яркие и разноцветные картины – значит, с его эмоциональным и психическим состоянием всё в порядке. Использование более разнообразной палитры красок (более 6 цветов) свидетельствует об эмоциональности и ранимости малыша, о его чувствительности.

Бывает и так, что ребёнок не обращает внимания на имеющуюся цветовую гамму и выбирает 1-2 оттенка. Возможно, в этот момент он чем-то обеспокоен, о чём-то тревожиться. О подавленности свидетельствует выбор серого или чёрного цвета, особенно если других красок в рисунке нет.

А может, ребёнку просто не хочется рисовать, и он взял в руки первый попавшийся карандаш? Не спешите с выводами, понаблюдайте за цветовыми предпочтениями в течение некоторого времени. С учётом того, каким цветом рисует ребёнок, можно сделать вывод о психологических особенностях его личности.

 

Список литературы:

1. Готовский Ю.В., Вышеславцев А.П., Косарева Л.Б. и др. Цветовая светотерапия. – М.: Имедис, 2001.

2. Бэббит Э. Принципы света и цвета. – Киев: София, 1996.

3. Малкиоди К. Палитра души. Преображающая сила искусства: путь к здоровью и благополучию. – М.: София, 2004.

4. Баклед Р. Магия цвета. Управление психической энергией. – М.: Астрель, 2006.

5. Смит М. Аура. Увидеть ее всего за 60 секунд. – М.: Рипол классик, 2005.

6. Блаво Р. Тайна лечения мыслью. Путешествие в Индию. – СПб.: Прайм-Еврознак, М.: Олма-Пресс, 2005.

7. Штехер К. Послание души, или Что означают наши заболевания. – СПб.: Весь, 2003.

8. Теппервайн К. О чем хочет сказать твоя болезнь: язык симптомов. – М.: Интерэксперт, 1996.

9. Бадалбейли М. Голоса Вселенной. – М.: Рипол классик, 2002.

10. Пондер К. Практика духовного врачевания. Вековые секреты исцеления. – М.; Центрополиграф, 2004.

11. Уокер Б. Женская энциклопедия. Символы, сакралии, таинства. – М.: АСТ, Астрель, Транзиткнига, 2005.

12. Кожохина С.К. Растем и развиваемся с помощью искусства. – СПб.: Речь, 2006.

 

. . . . .