Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Автор: Кикина Наталья Анатольевна
МБДОУ "Д/с № 184 "Искорка", г. Новосибирск
Аннотация: В статье говорится о необходимости воспитания нравственных и нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: театрализация, воспитание, личность, дошкольники.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок». (В.А. Сухомлинский).
Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к нравственному воспитанию. На современном этапе педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственной личности. Это обуславливается социальными запросами, предъявляемыми к образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей.
В наше современное время компьютеризации и технического процесса дети, по причине вечной занятости родителей, предоставлены сами себе и свободное время они, как правило, проводят не за книжками, а за телевизионным экраном и компьютерными играми. В отличие от добрых сказок, примеры злых персонажей разного рода «мультиков» и «ужастиков» увлекают детей и оказывают негативное воздействие на неокрепшее детское сознание, у них проявляется склонность к злу и жестокости.
Проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих классиков русской и зарубежной педагогики: Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, Н.И. Пирогова, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского.
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и воспитать нравственные качества, соответствующие современному образу жизни. Это же является главной целью ФОП ДОО – всестороннее развитие воспитание ребёнка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Нравственные качества дошкольников формируются в процессе многообразной деятельности детей, в различных человеческих отношениях, в которые ребенок вступает в разных ситуациях со своими сверстниками и взрослыми. Тем не менее, «нравственное воспитание является основным целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий».
Дошкольный возраст – это время формирования основ нравственного самосознания, а также период обретения ребенком первых нравственных представлений. Именно в этом возрасте и под влиянием норм и требований общества закладывается нравственный фундамент – нравственные представления, качества и чувства, определяющие отношение ребенка к поступкам других людей и регулирующие собственное поведение. Ребенок впитывает в себя все человеческое: способы общения и поведения, используя для этого собственные наблюдения, выводы и подражание взрослым. Это обусловлено активными изменениями, происходящими в познавательном, эмоционально-волевом и умственном развитии дошкольников.
Главное педагогическое правило данного возраста: нравственные представления формируются в сознании ребенка на основе определенной последовательности поступков, умело направляемых взрослыми. Роль детского сада в процессе нравственного воспитания огромна.
Литературные произведения, сказки, музыкальные и художественные образы служат хорошим примером воспитания нравственных качеств ребенка. Все это необходимо учитывать при выборе содержания, форм и методов театрализованной деятельности в рамках музыкальных занятий. Поэтому основная задача музыкального руководителя и воспитателей в работе с детьми дошкольного возраста состоит в создании благоприятных условий для нравственного воспитания.
Наиболее эффективным методом работы, по развитию нравственных норм и качеств детей является театрализованная деятельность. Она понятна и близка детям, глубоко лежит в их природе и находит свое отражение стихийно, так как связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Спецификой детской театрализованной деятельности является то, что ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих – новое в себе. В.А. Сухомлинский писал: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка.
Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и нравственные оценки». Театрализованная деятельность так же формирует и опыт навыков нравственного поведения. Это объясняется нравственной направленностью литературных произведений читаемых для дошкольников: в них мы видим дружбу, доброту, честность и смелость. Благодаря восприятию и пониманию литературных произведений, конкретно, анализу поступков литературных героев, которые педагог разбирает при подготовке к театрализованной деятельности, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Это позволяет педагогам оказывать воспитательное влияние на детей.
Театрализованная деятельность является также источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
В МБДОУ «Д/с № 84 « Искорка» г. Новосибирска приоритетным направлением является театрализованная деятельность, Учитывая интерес детей к этому жанру сказки, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для нравственного воспитания детей, нами выбраны произведения для драматизации, которые условно можно разделить на 5 циклов.
1. Произведения, в которых герои проявляют умение дружить («Кот, петух и лиса», «Лесная сказка», «Бременские музыканты»).
2. Сказки, раскрывающие нравственный смысл любви, заботы, по отношению к близким людям (“Кошкин дом”, «Сказка о глупом мышонке»).
3. Произведения, которые близки по идейному содержанию, в них часто противопоставляется добро и зло («Золушка»).
4. Показаны примеры героя справедливого, доброго, смелого («Петушок золотой гребешок», «Айболит»).
5. Формирование обобщенного положительного образа человека. В этих произведениях показаны как положительные, так и отрицательные черты («Заяц-хваста», «Маша и медведь»).
Виды театрализованной деятельности, используемые в детском саду: кукольный театр, верховые куклы, театр живой куклы, инсценировка «Оживи картину», литературно-музыкальная композиция, театрализованная игра (настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе), театрализованная инсценировка (Постановка на сцене литературного произведения и театрализованная импровизация. Применение данных видов деятельности создает условия, способствующие повышению уровня нравственного воспитанности дошкольников, обеспечивает положительные изменения в области знаний, формирует нравственные привычки, которые в дальнейшем будут выражаться в поступках в отношении семьи, общества и государства.
Список литературы:
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - \ А.Е. Антипина, М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Кравченко, А.А. Театрализованная деятельность как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. 2022г.
3. Редькина Л.В. Театральная деятельность – как метод всестороннего развития дошкольников // Совушка. 2016. №2.