Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Проблемы развития дошкольников в раннем возрасте

Дата публикации: 2024-01-27 20:55:35
Статью разместил(а):
Назарова Людмила Анатольевна

Проблемы развития дошкольников в раннем возрасте

Автор: Назарова Людмила Анатольевна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 23 «Ручеек», г. Мичуринск

 

Аннотация: В статье рассматриваются особенности развития современных дошкольников, дается анализ воспитательных проблем семьи, сделан акцент на активизации родителей воспитанников как воспитателей.

Ключевые слова: ранний возраст, психические процессы, критический (сензитивный) период, семья дошкольника, родители воспитанников, навыки слушания, игровые навыки.

 

Ранний возраст определяется исследователями как период жизни ребенка от его рождения до 3 лет. Он является наиболее ответственным периодом в жизни малыша. Это время, когда развиваются моторные функции, высшие психические процессы, речь, а также формируется характер дошкольника.

Внимание к раннему этапу  развития ребенка должно быть повышенным как со стороны родителей, так и со стороны педагогов.   Дело в том, что это период проявления пластичности мозга, и важные психические функции (память, мышление, восприятие, речь) настраиваются в мозге в течение достаточно непродолжительного критического периода в жизни ребенка.

Критический (сензитивный) период - это строго ограниченное временное окно, в течение которого воздействие (опыт, а чаще всего сенсорные ощущения) обеспечивает информацию, важную для нормального развития.

Не возникшая своевременно функция мозга, вероятнее всего, не будет развиваться нормально. А, может, и вообще не сформироваться, так как мозг уже оказывается на другом этапе развития.  

Что же мы видим в реальной действительности? Современные родители, ссылаясь на занятость, практически не занимаются развитием своих детей в раннем возрасте. Они почти не разговаривают с малышами, не читают им детских книг, не поддерживают эмоциональных контактов. «Зачем это делать - спрашивают они – ведь ребенок еще ничего не понимает?»  

Время досуга в современной семье принято проводить за гаджетами, изучать просторы интернета, находиться в виртуальной реальности. Причем, находятся там не только взрослые, но и дети до 3 лет. Об этом свидетельствуют данные, полученные при анонимном анкетировании родителей нашего образовательного учреждения.  

Яркие зрительные образы с экранов планшетов, ноутбуков,  смартфонов на сегодняшний день заменили реальное общение родителей со своими детьми.

Следствием этого является то, что у современных детей отсутствуют навыки слушания и не развита слуховая память. Они не готовы к восприятию информации в таком виде. Поэтому, если воспитатель читает детям ясельного возраста книгу, они постоянно вертятся, сползают со стульчиков, разговаривают.

Связная речь сегодня появляется у ребенка не в 2 года (что соответствует возрастной норме), а в 3-4, а то и в 5 лет. Бедный словарный запас детей раннего возраста – свидетельство того, что родители не разговаривают с ними.

Помимо этого, взрослые зачастую «гасят» познавательный интерес малыша, игнорируя его многочисленные вопросы. Поэтому дети перестают спрашивать, и в возрасте 3 лет мы, педагоги, практически не наблюдаем «почемучек». А ведь любопытство  всегда свойственно детской природе, оно направлено на изучение окружающего мира, без него не может быть нормального развития.

Всем известно, что ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника – это игра. Игра для ребенка – это целый мир. Игра как деятельность необходима любому ребенку, так как в ходе игры дети познают свойства предметов, действия с ними, осваивают отношения между людьми.

Развиваются отдельные психические процессы и формируется позиция ребенка по отношению к окружающему миру. Развивается мотивационно-потребностная сфера и способность к сопереживанию, формируются коллективистские качества, удовлетворяется потребность в признании (статусная роль) и осуществлении самопознания, рефлексии.

Поэтому ребенок не может существовать без игры, и сопровождать его в ходе игровой деятельности должны взрослые. Ведь  даже простые манипулятивные действия с игрушками необходимо показывать и объяснять.

Некоторые родители искренне удивляются, когда слышат вопрос педагогов, учат ли они своих детей играть. Они полагают, что игровые навыки развиваются автоматически, так же, как и навыки прямохождения. То есть если накупить ребенку разных игрушек, он сам начнет в них играть.  

Поэтому наблюдается следующий парадокс: игр и игрушек дома у каждого ребенка очень много, а играть дети-дошкольники не умеют.  

Кто же должен взять на себя развитие игровых навыков? Педагоги  полагают, что это должна сделать семья, так как родители – это первые воспитатели, и наряду с развитием навыков самообслуживания они могут развивать и игровые умения и навыки. Родители дошкольников уверены в том, что этим должны заниматься профессионалы, то есть педагоги ДОУ и учреждений дополнительного образования.    

Современные родители не учат своих детей-дошкольников не только игре, но и ориентации в пространстве. Наблюдается следующее: дети-дошкольники «напичканы» ненужной им сложной информацией, а знаний об элементарных предметах не имеют.

Если, например, спросить у говорящего ребенка трехлетнего возраста, какого цвета машина у его папы, он ответит быстро и правильно, но найти «право-лево» затруднится. Есть дети, которые не ориентируются в понятиях «верх-низ» и «впереди-сзади».   

К сожалению, сегодня семья начинает утрачивать статус основного социального института воспитания. Родители воспитанников  пытаются переложить эту функцию на образовательное учреждение. «Вы воспитатели, вот и воспитывайте моего ребенка!» А свое назначение они видят лишь в исполнении социальных функций (одеть, накормить, купить игрушки).

Современные дошкольники не знают запретов, с трудом подчиняются режиму детского сада, испытывают трудности в коммуникации со сверстниками и со взрослыми. Эти факторы провоцируют разногласия между педагогами ДОУ и родителями  воспитанников, а нередко и конфликтные ситуации, к разрешению которых привлекают педагога-психолога и администрацию детского сада.

Потребность в психолого-педагогическом просвещении родителей воспитанников очень актуальна на сегодняшний день. Учить родителей быть РОДИТЕЛЯМИ важно как для детей раннего возраста, так и для взрослых.

Мы, педагоги, стараемся активизировать воспитательный потенциал семьи, просим родителей помнить о том, что  процесс воспитания – это длительный процесс. Его результаты, как правило, отдалены во времени. Взрослым нужно быть терпеливыми по  отношению к своим детям. Ведь родительство – это сложная работа, которая не знает выходных и праздников.   

Никто не хочет воспитать моральных инвалидов. Напротив, каждый родитель либо педагог стремится вырастить детей-дошкольников людьми, у которых сложится счастливая жизнь. Поэтому важно активизировать и воспитательный потенциал семьи, чтобы родители воспитанников реализовали себя как воспитатели, а  продуктивность  педагогической деятельности многократно повысилась.

 

Список литературы: 

1. Барбакару Г. Изучение уровня освоения ребенком различных видов деятельности // Инновации в образовании. – 2007. - № 2. – С. 45-47.

 2. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. Сада / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1989. - 258 с.  

3. Говорова Р., Дьяченко О. Формирование пространственной ориентировки у детей / Р. Говорова, О. Дьяченко // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 21–25.

 4. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марцинсковская. – 3 изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2014. - 255 с.

5. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей  образоват. учреждений  / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009. – 160 с.:ил.

 

. . . . .