Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Использование инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Дата публикации: 2024-01-22 13:26:58
Статью разместил(а):
Литвиненко Наталья Владимировна

Использование инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Автор: Литвиненко Василина Владимировна

МОБУ СОШ № 1, пгт Лучегорск Пожарского м.о. Приморского края

 

 

Цель: формирование у детей основ экологической культуры, представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. 

Задачи: продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования различных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов. 

Инновационные педагогические технологии позволяют сформировать у детей дошкольного возраста основы экологической культуры, научить их бережно относится к природе, любить свою Родину.

Игровая  деятельность.

Ролевая игра -  метод, при котором детьми разыгрывается жизненная ситуация Дети сами моделируют своё поведение, выстраивают отношения. В ролевых играх активно формируются социальные компетентности ребенка.

Содержанию сюжетно-ролевых игр я придаю экологический характер: Игры – путешествия «на луну, в подводное царство, в лес», игры-исследования, которые стимулируют у детей интерес к природе и познавательную активность.

Игры опыты, игры-медитации 

«Я - Солнце», «Я – Ветер» предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения.

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, и как нужно оберегать и охранять природу – своего края, и всей планеты.

Кейс-технологии.

Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Например, предлагаю детям кейс-фото или кейс-иллюстрация, с тремя ответами «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?».

Метод дискуссий.

«Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему  одуванчики закрываются на ночь.?» и т.д. - цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.

Компьютерные технологии.

В своей работе широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.

Ребенку, с его наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации.

Мультимедийные презентации.

В своей практике работы, знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.

Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.

Использование народной мудрости (сказок, легенд на экологическую тематику).

Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование жемчужин народной мудрости - сказок, легенд, поговорок, загадок, песен на экологическую тематику,

Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним

Проведение конкурсов, викторин, брейн-рингов, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Праздник птиц», «Мы-друзья природы», «День земли», «Времена года»,

Развлечения, праздники, экологического характера.

«Осенний праздник», « Весенний праздник» это помогает детям ощутить себя частью природы, детям нравятся репетиции, они с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями, которые бывают  не только частыми гостями, но и участниками на наших праздниках.

В нашем дошкольном учреждении природоохранные акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди  детей и родительской общественности.

Итогом любой акции является продуктивная деятельность детей. Акция «Береги первоцветы» «Береги природу». Каждая акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).

Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды — экологическая тропа, которую я использую как инновационную форму экологического образования. На тропинке мы проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Здесь мы не только наблюдаем, исследуем, ухаживаем за объектами природы но и создаем, например тематические клумбы к дню победы.

Кружковая работа.

Инновационным в своей работе могу считать создание кружка по экспериментальной деятельности «Любознайки», где для ребёнка предоставляется полная свобода для проявления познавательной, эмоциональной, социальной и моторной активности в процессе экспериментирования. Основным содержанием исследований является:

- о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево и пр.);

- о природных явлениях ( ветер, снегопад, солнце, вода и т.д.);

- о мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа);

- о предметном мире.

Работа с педагогами. На тематических выставках по экологии, предлагаю педагогам обогатить развивающую среду в своих группах -  на пример огородом на окне, или  новами материалами для исследования.

Работа с семьёй.

Проблему формирования экологической культуры решаем с помощью родителей. Родители оказывают; помощь в создании развивающей среды; благоустройства территории детского сада; сочинение экологических сказок и оформление книг; участие в природоохранных акциях - изготовление скворечников.    

Одним из инновационных форм считаю Взаимодействие с социумом. Мы с ребятами изготовили плакат «Берегите воду», свой продукт труда отнесли в библиотеку для того, что бы изучали школьники и посетители  библиотеке. Находясь в библиотеке ребята с интересом изучали книги экологической направленности.

Результат работы.

Результативность педагогического опыта. 

Представленный опыт «Использование инновационных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста» и применение инновационных технологий, способствует развитию начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы; развивает экологическое мышление, творческие способности, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. Дети с удовольствием общаются с природой и отражают свои впечатления через различные виды деятельности.

Анализ результатов мониторинга за 2021г и 2023г

Сентябрь: Высокий уровень 20%

                 Средний уровень 55%

                 Низкий уровень  25%

Май.        Высокий уровень 60%

                Средний уровень 40%

                Низкий уровень  0%.

В результате применения таких форм и методов экологического воспитания могу отметить, что дети стали более внимательными. Он научились логически мыслить, рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные с помощью новых инновационных форм дети могут применить при проведении экспериментально - исследовательской деятельности. данные формы и методы экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективны.

Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

 

. . . . .