Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование навыков безопасного поведения у детей с ОВЗ

Дата публикации: 2024-01-19 16:00:32
Статью разместил(а):
Зайнутдинова Альфия Хурматулловна

Формирование навыков безопасного поведения у детей с ОВЗ

Автор: Зайнутдинова Альфия Хурматулловна

МБОУ КСОШ № 2, с. Кыштовка, Новосибирская область

 

Аннотация: Статья описывает опыт работы образовательной организации в формировании у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) навыков безопасного поведения в различных ситуациях. В статье рассматриваются различные направления работы, включая обучение правилам дорожного движения, основам самозащиты, безопасному поведению в природе и в быту. Особое внимание уделяется методикам обучения, применяемым при работе с детьми с ОВЗ, а также эффективным подходам к формированию у них навыков безопасного поведения.

Ключевые слова: безопасность, ОВЗ, обучение ПДД, развитие детей.

Тематическая рубрика: Коррекционное образование.

 

Реализация государственной политики в области национальной безопасности Российской Федерации предусматривает повышение культуры безопасности жизнедеятельности населения, формирование которой начинается в детском возрасте. Эффективность образовательного процесса в современной школе определяется, прежде всего, уровнем сформированности у детей базовых установок и социальных представлений.

В настоящее время в Российской Федерации более 1,15 млн. детей с ОВЗ и более 670 тысяч детей с инвалидностью.  Около 100 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) обучается в инклюзивных школах. Инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования, в который включены все обучаемые, несмотря на их физические, интеллектуальные особенности, на основе учета особых образовательных потребностей.

Одной из приоритетных задач Стратегии развития образования детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года является подготовка детей к ведению максимально возможной самостоятельной и независимой жизни. Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у школьников, в том числе с ОВЗ, является обучение их безопасному поведению: способам и средствам сохранения здоровья, знаниям правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в экстремальных ситуациях, в процессе различного рода взаимодействия в социуме.

Формирование навыков безопасного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в нашем учреждении играет ключевую роль в обеспечении их защиты и самостоятельности. Для этого мы создали все условия для системной работы, включили следующие мероприятия:

- Организация специальных занятий и тренингов по безопасности для детей с ОВЗ. Это занятия, на которых дети учатся правильно реагировать на различные опасные ситуации, узнавать сигналы опасности и принимать необходимые меры для защиты своей жизни и здоровья.

 - Разработали индивидуальные планы безопасности для каждого ребенка с ОВЗ. Эти планы учитывают особенности здоровья и поведения каждого ребенка, а также определили конкретные действия, которые необходимо предпринять в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

- Систематически проводим тренировки по эвакуации и эвакуационных учений для детей с ОВЗ. Для нас, педагогов, важно, чтобы они знали, как правильно действовать в случае пожара, землетрясения или других чрезвычайных ситуаций, чтобы максимально эффективно защитить себя.

- Создали условия для безопасного обучения и пребывания детей с ОВЗ в школьном окружении, которое включает в себя регулярные проверки условий безопасности, наличие специального оборудования и адаптированных помещений, а также обучение педагогов и специалистов школы по вопросам безопасности детей с ОВЗ.

- Вовлекли родителей детей с ОВЗ в работу по формированию навыков безопасного поведения, потому что именно родители играют важную роль в обучении своих детей безопасным поведенческим навыкам и могут активно участвовать в подготовке и проведении тренингов и учений.

Формирование навыков безопасного поведения детей с ОВЗ в школе требует комплексного подхода и включения различных структурных компонентов, от специальных занятий до обеспечения безопасных условий пребывания и обучения. Более углубленно по изучению данного вопроса, ведем различные мероприятия по следующим направлениям:

1) безопасность в чрезвычайной ситуации: при пожаре, грозе, если потерялся на улице или в магазине;

2) безопасность на дорогах: правила дорожного движения, катание на самокате, роликах, велосипеде; правила безопасного поведения на железной дороге;

3) безопасность в случае нахождения дома в одиночестве;

4) безопасность с незнакомыми людьми;

5) безопасность на природе: в лесу, на воде (в летний, зимний и осенне-весенний периоды);

6) безопасность в сети интернет;

7) финансовая безопасность;

8) безопасность собственного здоровья.

Применяем следующие методы формирования безопасного поведения: словесные, практические, наглядные, игровые.

К словесным методам относим: беседы, собрания, дискуссии; воспитательные часы на различные темы; чтение художественной литературы, и др.

Практические методы включают в себя:

1) упражнения — используем для многократного повторения действий определённого содержания;

2) опыт и экспериментирование — данный раздел направлен на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете;

3) моделирование — обыгрываем различные ситуации.

Игровые методы:

1) дидактическая игра — совершенствуем и закрепляем знания полученные знания и умения;

2) воображаемая ситуация — используем  для усвоения знаний;

3) игры по сказкам, игровые тренинги;

4)  для современных детей, действенным инструментом являются - компьютерные игры.

Наглядные методы:

1) наблюдение — учимся анализировать процессы, происходящие в окружающем мире, устанавливаем причину событий, делаем логические выводы;

2) демонстрация — позволяет нам, дать  ребёнку наглядный образ предметов и действий.

Совместное изготовление газет, плакатов, буклетов  в работе с детьми с ОВЗ способствовало  обобщению  их представлений  о различных аспектах безопасного поведения.

Встречи с сотрудниками МЧС, ГИБДД, пожарной охраны позволили всем участникам образовательного процесса, в частности  детям, приобрести уникальный опыт общения с представителями этих профессий и обсудить проблемы, связанные с личной безопасностью в различных жизненных ситуациях.

Совместная работа детей, например, дежурства по уборке помещений и территории, уход за цветами способствовало развитию трудовых навыков с соблюдением техники безопасности. Для этого на постоянной основе ведём журнал техники безопасности с инструкциями, которые помогают формировать у детей убеждение в том, что соблюдение правил техники безопасности при обращении с предметами снижает риск бытового травматизма.

Дети с интеллектуальными нарушениями уже знают, к чему могут привести нарушения ПДД пешеходом, как вести себя в случае пожара, при встрече с незнакомыми людьми, при теракте и других ЧС. Только систематическому, многократному повторению правил, проигрыванию и разборов ситуаций, тренировочных упражнений и ежедневного положительного примера взрослых, детям с ОВЗ доступно и легко усвоить обучающий материал.

Художественное слово, а именно чтение сказок по ПДД, такие, как «Сказка о собаке, которая переходила улицу на зелёный свет», «История одного мяча», «Сказка о том, как гололёд приручили», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Два жадных медвежонка» ; дидактические и подвижные игры: «Красный, желтый, зелёный», «Светофор», «Собери знак»; викторины «Угадай знак», «Знатоки ПДД».

С помощью них дети усвоили правила поведения с незнакомцами, научились осторожности и бдительности.

Для систематизации знаний о правилах безопасности детям демонстрируем на больших проекторах  обучающие мультфильмы, которые в простой доступной форме с помощью сказочных персонажей научили детей основам правилам безопасности в жизни, и помогли избежать многих опасных ситуаций. В качестве примеров можно привести следующие мультфильмы:

1) цикл познавательных мультфильмов «Смешарики»: «Азбука безопасности»,  «Азбука здоровья» и «Финансовая грамотность»;

2) познавательный мультсериал «Фиксики»;

3) обучающий мультфильм «Дозорные дороги»;

4) учебные мультфильмы: «Пешеходный переход», «Перекрёсток знаний», «Дорожное королевство».

Как говорила выше, активно используем компьютерные презентации для ознакомления, обобщения и систематизации знаний о правилах безопасного поведения, а также комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Излагаемый материал подкреплён зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений.

В заключение хочу отметить, что результатом систематической работы по ПДД, как показывает диагностика уровня знаний и умений детей с ограниченными возможностями здоровья, является положительная динамика по всем критериям  познавательного развития. Дети имеют необходимый багаж знаний по основам правил безопасности дорожного движения, умеют применять их в игровой деятельности, в созданных проблемных ситуациях, в повседневной жизни с родителями.

Наблюдая за детьми, проводя качественный и количественный анализ нашей работы, мы пришли к выводу, что дети получают в образовательном учреждении  необходимые знания и умения, которые необходимы для соблюдения ПДД, применения знаний в практической деятельности. Даже если самый «тяжелый» ребенок усвоит, что дорогу нужно переходить на «зелёный» – это уже радует.

Для детей знакомство с ПДД, особенно в сочетании с всесторонним речевым развитием – жизненная необходимость - это служит фундаментом подготовки детей к дальнейшей жизни, что обеспечит самостоятельность, коммуникабельность, активность и культуру поведения.

 

. . . . .