Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционной техники рисования - граттаж

Дата публикации: 2024-01-10 08:39:53
Статью разместил(а):
Кондакова Ольга Викторовна

Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционной техники рисования – граттаж

Автор: Кондакова Ольга Викторовна

МБОУ Кубинская СОШ № 2 имени Героя Советского Союза Безбородова В.П., дошкольное отделение – детский сад № 56, г. Кубинка, Московская область

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребёнку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. С этой целью и была введена нетрадиционная техника рисования - граттаж в образовательную программу детского сада.

Ключевые слова: мелкая моторика, нетрадиционная техника изобразительного искусства, развитие творчества.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребёнок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать своё отношение к изображаемому. Ребёнок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. Рисуя, ребёнок формирует и развивает у себя определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Граттаж — это интересная и необычная техника создания красивых рисунков. Эта техника открывает много различных возможностей. Вы можете с помощью техники граттаж сделать красивый элемент декора, приятный подарок близкому человеку или же просто проявить свои творческие способности. Мастерски выполненные картины в технике граттаж — это настоящие произведения искусства, картины могут выполняться в практически любом стиле.

Основной целью предлагаемой методической разработки является формирование у учащихся художественного мышления через нетрадиционную технику рисования. Исходя из этого, ставятся следующие задачи:

- развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать чёткий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент, как того требует предполагаемая техника;

- развивать умение любоваться природными формами и переносить их в декоративные;

- формировать композиционные навыки;

- развивать умение мыслить творчески, создавать что-то новое, оригинальное, видеть прекрасное в обычных вещах.

Граттаж  является одной из нетрадиционных техник рисования. Суть этой интересной техники заключается в том, что рисунок процарапывается острым инструментом. Чаще всего граттаж применяли графики 20 столетия, иногда эту технику называют гратто - графией или техникой царапанья.

Мнения художников относительно того, что такое граттаж, расходятся. Некоторые считают, что граттаж — это типичный вид гравюры. Ведь если считать гравюрой любое изображение, которое сделали путём нанесения штрихов и без помощи красок, то граттаж будет типичной гравюрой, точно так же, как и любой рисунок карандашом. Но есть мнения, что техника граттаж — это лишь имитация гравюры. Ведь если считать гравюрой рисунок, нанесённый на твёрдую поверхность, то граттаж действительно будет лишь имитацией гравюры.

Граттаж выполняется острым предметом, это может быть перо, заостренная палочка или специальные резцы. Для выполнения техники нужно предварительно подготовить поверхность будущей картины. На картон наносят слой воска или парафина (в домашних условиях можно использовать обычную свечу), а затем наносят тушь или краску.

Тушь придётся наносить в несколько слоёв, поскольку она будет расплываться на восковой поверхности и ложиться неравномерно. Каждый слой туши нужно тщательно просушивать. Легче всего наносить тушь на картон широкой кистью, ватным тампоном или губкой. Если вы будете наносить краску, то её также следует наносить достаточно толстым слоем, используя сухую кисть. В технике граттаж наиболее популярным сочетанием является белый картон и чёрная тушь, хотя вариантов выполнения картин в технике граттаж очень много. Картон может быть цветным, радужным, глянцевым, матовым или же предварительно раскрашенным. Точно так же можно использовать тушь совершенно любого цвета

Например, некоторые художники предпочитают использовать чёрный картон и светлую краску.

Когда основа для будущего рисунка будет готова, можно приступать собственно к выполнению техники граттаж. На подготовленном картоне процарапывают линии и штрихи заострённым предметом. Таким образом получается, что, выцарапывая линии будущей картины, вы открываете цвет основы.

Опытные мастера, которые работают в технике граттаж, используют для работы набор специальных резцов разного размера, ширины, толщины и т.д. Но вы можете воспользоваться подручными инструментами, например, гвоздём, спицей или зубочисткой.

Точно так же вместо туши вы можете использовать гуашь, но с ней труднее работать, она пачкает руки, смазывается и менее долговечна. Кроме того, вы можете поэкспериментировать с акриловыми красками. Для грунтовки некоторые вместо парафина или воска используют мел, белую глину и даже яичный желток. А чтобы тушь не растекалась пятнами по картону, её обычно смешивают с мыльным раствором.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребёнку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Практическая художественная деятельность ребёнка делится на учебную и творческую работу. Учебная художественная деятельность предполагает повторение на листе бумаги элементов, приёмов рисования, показываемых воспитателем. Творческая художественная деятельность включает в себя разработку детьми творческих композиций по изучаемой теме. Эффективное обучение невозможно без опоры на познавательные интересы детей.

Воспитатель должен хорошо знать свойства и возможности различных материалов и техник, уметь их использовать в работе. Каждый вид техники имеет свои специфические особенности и дети должны знать, что, используя один и тот же материал, можно добиться различных эффектов.

Граттаж - это интересная и необычная техника создания красивых рисунков. Эта техника открывает много различных возможностей. Не бойтесь фантазировать и экспериментировать. Попробуйте также рисовать без предварительного эскиза, сразу делая царапины на готовом полотне. Это будет прекрасно развивать фантазию! Успехов в творчестве.

 

. . . . .