Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Дата публикации: 2023-12-13 09:17:12
Статью разместил(а):
Шкарупова Ольга Владимировна

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Авторы: Синяпкина Е.И. и Шкарупова О.В.

МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 33 «Радуга», г. Губкин, Белгородская область

 

Аннотация: В статье представлен опыт работы педагогов по организации экспериментальной работы с дошкольниками.  

Ключевые слова: экспериментирование, познавательное развитие, опытническая деятельность, живая природа, неживая природа. 

 

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. Экологическое воспитание включает в себя такие виды деятельности как экспериментирование и познавательная деятельность с объектами природы, что сопровождается наблюдениями. К старшему дошкольному возрасту дети обладают хорошо развитой познавательной активностью: могут сравнивать предметы и явления с другими, находить сходства и различия, делать выводы.

Экспериментальная деятельность побуждает детей сравнивать, выявлять характерные черты предметов, устанавливать причинно-следственные связи. Эксперимент создает почву для умственного поиска, развития логического мышления, воспитания правильного отношения к объектам живой и неживой природы, тем самым формируя духовный мир ребёнка. Экспериментирование развивает в дошкольниках такие качества как умение понять поставленную задачу, составить план работы, спрогнозировать результат и обсудить его со взрослыми и детьми, заметить изменения и сделать на основе этого вывод, зафиксировать результаты наблюдения в тетради. Кроме того, детское экспериментирование напрямую связано с уровнем экологического воспитания ребёнка и оказывает положительное влияние на развитие способностей дошкольников [1].

На начальном этапе работы по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в пределах группы, коллектив педагогов столкнулся с рядом проблем: отсутствием систематизированных разработок методики организации детского экспериментирования, недостаточным количеством и ассортиментом оборудования для экспериментирования, средним уровнем грамотности педагогов в области детского экспериментирования. Выявленный ряд проблем и недочётов стал толчком для изучения, отбора и обобщения материалов, основанных на содержании поисково-исследовательской работы с предметами неживой природы и растениями, проводимой со старшими дошкольниками.

На начальном этапе подбирался литературно-художественный материал, который мог быть использован в направлении проведения исследовательской работы с дошкольниками, и формировалась развивающая предметно пространственная среда, которая позволила обеспечить условия для развития способностей каждого ребёнка. В предметное окружение были привнесены технические средства, оборудование, приборы для постановки опытов (микроскопы, термометры, лупы, колбочки, коллекции посадочного материала и объектов неживой природы и др.). Таким образом, каждый компонент отвечает принципам функциональности и комфорта в использовании.

Особое внимание в своей работе по развитию познавательно исследовательской деятельности дошкольников мы уделяем опытнической работе с растениями на основе применения материалов художественной литературы. Данная методика позволяет представить детям более полную информацию об изучаемом явлении или объекте, повышает доступность и наглядность материала. Формирование реалистического понимания природных явлений через постановку опытов на основе литературно художественных произведений проходит более успешно: дети осмысленно объясняют взаимосвязи, происходящие в природе, делают выводы и умозаключения. Литературно-художественные образы вызывают повышенный интерес к разгадке тайн природы, наиболее полно удовлетворяют естественную любознательность детей.

В своей работе мы используем как традиционные, так и нестандартные методы, формы, приёмы детского экспериментирования [4]. Наибольшее затруднение у дошкольников вызывает установление причинно-следственных связей, которое требует от ребёнка определённой степени развития логического мышления. Опыт нашей работы по данной теме показал, что положительную роль в этом имеет детское экспериментирование с растениями, ведь они окружают ребёнка в повседневной жизни и доступны ему по содержанию и по технологии использования. Такая система работы помогает педагогу решать ряд определённых задач: развитие воображения, логики, внимания, способности к сопереживанию, навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

В экспериментальной работе с растениями особое внимание мы уделяем методам наблюдения, рассматриванию натуральных предметов, поисковой деятельности, эвристическим беседам, чтению познавательной литературы, художественному творчеству. При организации организованной образовательной деятельности мы стараемся создать такую обстановку, в которой дети не только сравнивают и выявляют сходства и отличия и выясняют вызвавшие их причины, но и создают художественные образы на основе исследуемых материалов. Внедрение художественного образа по мотивам художественного произведения в содержание опытнической деятельности принимается детьми успешно, что улучшает процессы умственной работы ребёнка, увеличивает интенсивность его развития.

На начальном этапе работы педагог выдвигает перед детьми задачу, которую можно решить способом экспериментирования. С детьми обсуждаются условие и организация опыта. Соблюдается основной принцип проведения эксперимента: все условия должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат опыта, должно быть выделено. Наблюдая за растениями, дети знакомятся с функциями их органов: корни в земле удерживают растение, всасывают воду и питательные вещества, поступающие затем по стеблю к листьям, цветам и плодам, а листья поглощают свет. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание детьми взаимосвязанной работы живого организма в целом, а также зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды [2].

На занятиях дети овладевают умениями конструировать заданное цветочное растение, отмечая его части и их морфофункциональную приспособленность. Составляют план поливки и подкормки растений, хорошо ориентируются в подборе оборудования по уходу за цветочными растениями, знают отличительные особенности правил ухода за каждым растением, что помогает успешно самостоятельно ставить цели по экспериментированию с данным материалом. Педагогу необходимо учитывать тот факт, что недопустимо наносить вред растению во время экспериментирования и обращать на это внимание детей, что это несовместимо с охраной природы. Важно обучать дошкольников таким приёмам ухода за растениями, которые обеспечивали бы ему только хороший рост.

 

Список литературы:

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург: ДетствоПресс, 2019. – 512 с. 

2. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественнонаучных представлений и экологической культуры детей : обзор программ дошкольного образования. – Москва: ТЦ «Сфера», 2019. – 128 с.

 

. . . . .