Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Логические блоки Дьенеша как средство формирования представлений о геометрических фигурах

Дата публикации: 2023-12-12 15:50:14
Статью разместил(а):
Батуева Маргарита Владимировна

Логические блоки Дьенеша как средство формирования представлений о геометрических фигурах в старшем дошкольном возрасте

Автор: Батуева Маргарита Владимировна

МБДОУ г. Иркутска "Детский сад № 41"

 

Формирование математических представлений, в частности, представлений о геометрических фигурах в дошкольном возрасте может осуществляться с использованием разных средств, но закономерным и естественным является использование самих геометрических фигур, плоскостных и объемных для формирования представлений о них, об их свойствах, развития умение оперировать свойствами данных фигур.

Одним из дидактических пособий, которые позволяют формировать представления о геометрических фигурах, являются логические блоки Дьенеша.

Золтан Дьенеш - это венгерский математик, психолог и педагог, который разработал свой подход к математическому развитию детей дошкольного возраста, его методика помогает детям дошкольного возраста в игровой форме освоить различные математические понятия, а также способствует развитию психических познавательных процессов.

В результате своих исследований З. Дьенеш разработал теорию шести этапов изучения математики и создал эффективные дидактические материалы, способствующие формированию математических представлений.

Характеризуя этапы формирования математических представлений, Дьенеш к первому этапу отнес свободную игру, суть которой заключается в том, что ребенок, получая какое-либо задание от педагога, стремится его решить, используя для этого метод проб и ошибок, перебор вариантов. Значение этой стадии состоит в том, чтобы познакомить ребенка с заданием, которое ему нужно выполнить и создать основу для обучения ребенка.

Следующей стадией называется правило игры, поскольку без правил ребенок не может решить поставленную задачу, то правила содержат важную информацию, которую педагог стремиться ему донести.

Третий стадий включает в себя процесс сравнения и основывается на том, что взрослый играет с ребенком в несколько игр, а затем переходит к сравнению содержания данных игр.

На четвертой стадии дети воспринимают абстрактным смысл чисел. З. Дьенеш предлагает для этого использовать разнообразные диаграммы, карты игр и таблицы.

Пятая стадия математического развития включают в себя понимание того, что определенные шаги могут приводить к одному результату. Сам З. Дьенеш называет эту стадию символической и использует на ней различные карты игр, в которых с помощью символов обозначаются математические данные.

Заключительной стадией является формирование у ребенка умения использовать определенные правила для логических выводов. На этой стадии используются разные варианты описания карт игр.

Несмотря на то, что система З. Дьенеша характеризуется противоречивыми оценками исследователей, его дидактические материалы широко используются в процессе математического развития. В частности, З. Дьенеш разработал логические блоки, которые помогают обучать детей математике в игровой форме. Данные блоки позволяют развивать логику, внимание, воображение память, формируют навыки выполнения различных предметных действий, учат анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать полученную информацию.

Логические блоки Дьенеша включает в себя сорок восемь логических блоков, отличающихся формой, цветом, толщиной и размером. Блоки Дьенеша представлены в виде основных геометрических фигур: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник оформленных в желтый, красный и синий цвет. Все фигуры выполнены в большом и маленьком размере в виде тонких и толстых фигур. Отличительной особенностью набора блоков является то, что в блоке нет фигур с одинаковыми параметрами.

Общий состав набора логических блоков Дьенеша включает в себя 12 кругов, из которых 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и шесть маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий), двенадцать таких же квадратов, двенадцать прямоугольников и двенадцать треугольников.

Дидактический материал, представленный блоками Дьенеша, является многофункциональным и вызывает у детей интерес независимо от их возраста и уровня подготовки. Логические блоки помогают развивать разные типы мышления, способствуют формированию представлений о геометрических фигурах.

А.А. Зивенко, анализируя возможности логических блоков отмечает, что они помогают детям в развитии мыслительных операций и действий, а именно, учат детей выявлять свойства, абстрагироваться, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать и декорировать, осуществлять логические операции. Эффективно использовать логические блоки для формирования элементарной алгоритмической культуры мышления, развития способности действовать в уме, освоение представлений о числах и геометрических фигурах, пространственной ориентировк.

Н.О. Лелявина отмечает, что комплект логических блоков помогает развивать у детей умения оперировать одним свойством, а затем переходить к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. Логические блоки Дьенеша формируют у детей умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Позднее дети переходят к выполнению операций по нескольким свойствам. Игры с блоками Дьенеша отличаются интересным сюжетом, а также характерными решениями поставленных задач, возможности их использования достаточно широки, они могут являться основой для разработки дидактических и сюжетных игр, различных практических заданий.

Рассматривая возможности использования блоков Дьенеша в формировании представлений о геометрических фигурах, мы можем выделить следующие аспекты. Данное дидактическое пособие помогает закреплять представление детей о названиях фигур, способствует формированию умения выделять свойства фигур, сравнивать, обобщать, классифицировать опираясь на отличительные свойства фигур. Поскольку в логических блоках целенаправленно заложены разные свойства фигура, они позволяют формировать у детей умения оперировать сразу несколькими свойствами. Вариативность заданий, которые могут быть разработаны на основе данных блоков велика, в связи с чем работа по формированию представлений о геометрических фигурах с их использованием может быть интересной и продуктивной. Организация такой работы в условиях старшей группы дошкольного учреждения обуславливает необходимость выделения также педагогических условий, которые влияют на результативность данной работы.

Разрабатывая педагогические условия формирования представлений о геометрических фигурах у старших дошкольников в процессе использование логических блоков Дьенеша, мы выделили три основные направления, которые отражают организацию работы в современном дошкольном учреждении. Первое условие связано с организацией работы с детьми. Мы полагаем, что логические блоки Дьенеша будут способствовать формированию представлений у детей о геометрических фигурах если будет разработана система дидактических игр, заданий, непосредственной образовательной деятельности, направленной на формирование представлений о геометрических фигурах с использованием данных блоков. Все виды деятельности по формированию представлений о геометрических фигурах необходимо осуществлять в соответствии с календарным перспективным планированием, разработанным с учетом Основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и особенностей данной возрастной группы.

Следующим условием является повышение уровня готовности педагогов к организации работы по формированию представлений о геометрических фигурах с помощью логических блоков Дьенеша. Формирование готовности педагогов включает в себя комплекс мероприятий обучающе-просветительского характера, в ходе которого у педагогов будут расширяться представления о методики ознакомления детей с геометрическими фигурами, формирование представлений о них, будут развиваться практически умения и навыки педагогов по использованию разных методов и приемов работы для формирования представлений о геометрических фигурах, будет осуществляться знакомство с дидактическим пособием Дьенеша и возможностями его использования для формирования представлений о геометрических фигурах.

Еще одним условием формирования представлений о геометрических фигурах у старших дошкольников является создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, позволяющей расширять и уточнять представления детей о геометрических фигурах, создавать возможность для самостоятельного изучения геометрических фигур, оперирования их свойствами в разных видах деятельности.

Поскольку формирование представлений о геометрических фигурах осуществляется в рамках образовательной области «Познавательное развитие», то необходимо осуществлять обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы, относящейся к данной образовательной области, при этом, необходимо учитывать требования к развивающей предметно-пространственной среде группы, отраженные в Примерном перечне игровых материалов и оборудовании для дошкольных учреждений, учитывать особенности возрастной группы, обязательно включить в развивающую предметно-пространственную среду несколько наборов логических блоков Дьенеша для возможности организации, как самостоятельной, так и совместной деятельности с детьми.

Б.Б. Финкельштейн считает, что важнейшим принципом в процессе формирования представлений о геометрических фигурах с использованием блоков Дьенеша, которые важно учитывать, является принцип интеграции. Блоки Дьенеша могут использоваться, как в рамках занятий по формированию элементарных математических представлений, так и на их основе может осуществляться конструирование, игровая деятельность и т.д.

Заключительным условием формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста является организация работы с родителями, направленной на расширение представлений родителей о формировании представления геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша.

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей может осуществляться не только в условиях дошкольного образовательного учреждения, но и в общении ребенка с родителями, для этого родители должны владеть определенными знаниями по формированию представлений о геометрических фигурах, а также у них должны быть сформированы умения осуществлять работу по формированию представлений о геометрических фигурах на основе использования различных игр, в том числе и с логическими блоками Дьенеша.  Это позволит повысить эффективность образовательной деятельности в дошкольном учреждении.

Таким образом, на основе проведенного анализа проблемы исследования мы установили, что логические блоки Дьенеша являются дидактическим материалов, помогающим эффективно формировать представления о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста. Выделенные педагогические условия призваны обеспечить эффективность этого процесса.

 

Литература:

1. Водопьянов Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 8. –  С. 17–31.

2. Зивенко А.А. Логические блоки Дьенеша как средство развития математических представлений дошкольников // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXXI студ. междунар. заочной научно-практической  конференции.  – М.: «МЦНО». – 2016. – № 2 – С. 43–47.

3. Ильясова К.К. Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2015. – № 22.4. – С. 35–40. 

4. Лелявина Н.О. Давайте вместе поиграем (набор игр с блоками Дьенеша). Учебное пособие к логическим блокам Дьенеша для детей от 2 до 7 лет / Н.О. Лелявина,  Б .Б. Филькенштейн. Санкт-Петербург, 2013. – 46 с.

 

. . . . .