Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности

Дата публикации: 2023-12-11 12:15:01
Статью разместил(а):
Маклакова Елена Михайловна

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе проектной деятельности

(Из опыта работы)

Автор: Маклакова Елена Михайловна

МДОУ "Новоспасский детский сад № 7"

 

Аннотация: В статье говориться о важности воспитания чувства любви к своей малой родине у детей младшего возраста. Решение проблемы воспитания в детях чувство патриотизма требует новой идеологии образовательной и воспитательной деятельности. Одним из наиболее эффективных методов является проектная деятельность, которая позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

Ключевые слова: патриотизм, любовь к Родине, дошкольники, проектная деятельность, опыт работы.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование. 

 

"Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом". С. Михалков.

Доступны ли малышам 5-7 лет чувства патриотизма? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно уверенно ответить: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство к родному городу, родному поселку, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников было и остается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания в детях и подростках патриотизма требует новой идеологии образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности становиться государственной. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный  образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование  первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к своей малой Родине, необходимо воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. 

Проанализировав рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно-патриотическому воспитанию, изучив разнообразные методы работы, пришла к выводу, что одним из наиболее эффективных методов является проектная деятельность, которая позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды деятельности детей, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления.

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется  задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи  развития: 

· Развивать познавательные способности детей; 

· воспитывать творческое воображение, мышление, любознательность; 

· развивать коммуникативные навыки; 

· формировать интерес каждого ребенка к истории своего селения, его прошлого и  настоящего; 

· развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; 

· формировать умения применять данные методы с использованием различных вариантов; 

· развивать умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности. 

Задачи исследовательской деятельности:

· вхождение детей в проблемную ситуацию;

· активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации(вместе с педагогом):

· развитие умения искать пути решения проблемы с помощью взрослого;

· формирование умение применять найденные способы решения поставленной задачи с использованием различных вариантов.

Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Проектная деятельность развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.  

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на педагога. Проектирование заставляет постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий. Требует ежедневного творческого, личностного роста. Конечно, начинать работу по нравственно-патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной и доверительной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, друзьям, родной улице начинается формирования того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

На этой основе в нашем детском саду был реализован проект о родном поселке «Край мой родной - мой поселок Новоспасское». Мы предположили, что используя данный метод, можно добиться положительных результатов по формированию нравственно-патриотического воспитания и знаний о поселке у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 

  1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме. 
  2. Создать предметно-развивающую среду в группе (создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию). 
  3. Провести мониторинг с целью определения уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников. 
  4. Разработать и реализовать проекты по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. 
  5. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. 

На начальном этапе проекта были использованы следующие методы исследования: беседа, диагностические задания, анализ педагогических условий Вопросы к беседе были разработаны нами в соответствии с требованиями программно-методических документов, возраста детей и содержание проекта.

Правильно организованная развивающая среда - мощный стимул воспитания любви к родному краю. Поэтому в группе создали предметно-развивающую среду патриотической направленности:

- оборудовали патриотический уголок «Моя Родина»; 

- подобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России» и др. 

- оформили альбомы для рассматривания: «Моя семья», «Народные промыслы Поволжья», «Мой поселок-Новоспасское», «Государственная символика России», «Государственная символика Ульяновской области и Новоспасска»; 

- распечатали раскраски символики, национальных  костюмов Поволжья. 

Реализация проекта осуществлялась в четыре этапа:

На первом этапе педагоги сформулировали проблему, поставили цель.

Цель проекта: Реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой родиной. Познакомить детей с родным посёлком и его достопримечательностями, известными людьми, историческими местами. Воспитывать чувство гордости за свою малую родину, желание сохранить его чистым и красивым.  

Так же определились и с продуктом проекта. Было решено оформить презентацию.

На втором этапе педагоги приняли активное участие по составлению плана проекта.

На третьем этапе педагоги и родители приняли активное участие по ознакомлению детей с родным поселком с помощью тематических бесед, показа иллюстраций, презентаций о значимых объектах  поселка, знаменитых людях, лидерами промышленности, исторических местах и героическом прошлом наших земляков. Также было решено спланировать серию экскурсий по родному поселку. Организовать встречи с известными, творческими людьми.

Проводились тематические занятия:

· «История образования поселка» - знакомство с историей возникновения поселка.

· «Наш герб» - знакомство с символикой района.

· «Мы вместе» - знакомство с национальностями, проживающими в поселке, их праздниками, обычаями.

· «Пою тебе, мой край родной» - творческая встреча с местным поэтом и композитором Малкиным А.И.

· «Промышленность Новоспасского» - знакомство с промышленными объектами поселка.

· «Маркина гора», «Щучье озеро», «Черная берёза» знакомство с историческими местами и памятниками природы.

План экскурсий:

· Экскурсия в местный музей.

· Экскурсия в Спасо-Преображенский храм.

· Экскурсия к памятнику погибшим воинам в 1941-45 годах.

· Экскурсии на промышленные предприятия.

На заключительном этапе была оформлена презентация проекта, под  одноименным названием, «Край наш родной – Новоспасское».

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. Проектная деятельность позволяет коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи.                          

Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания, считаю эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:

- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей; 

- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Хочется верить, что проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников станет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное прошлое и настоящее России. 

 

Литература:

1. Аникина Т.М. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. М, 2012.

2. Быстрова В.Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Практика управления ДОУ, 2018 № 4.

3. Доможакова Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Управление ДОУ, 2016, № 8.

4. Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2011.

5. Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности. Авт.-сост. Н.М. Сертакова., Н.В. Кулдашова. Волгоград: Учитель, 116 с.

6. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.

7. Смирнова О.Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении. М., 2009.

 

. . . . .