Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Партнерство семьи и ДОО на современном этапе

Дата публикации: 2023-12-09 13:04:12
Статью разместил(а):
Туманцева Юлия Анатольевна

Партнерство семьи и ДОО на современном этапе

Авторы: Туманцева Юлия Анатольевна

и Тардаскина Лариса Петровна

ГБДОУ Детский сад № 35 Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

Аннотация: В этой статье авторы описывают свой опыт совместной работы с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями (законными представителями) по подготовке и проведению праздников День отца и День матери.

Ключевые слова: отец, мать, семья, детский сад.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является неприходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

Что такое идеальное материнство и отцовство?

Материнство и отцовство – составные части института родительства, они находятся в единстве, определяя родительскую любовь как целостность. Личность ребенка формируется своеобразной комбинацией отношений матери и отца в их родительских и супружеских ролях. В этом состоит универсальность влияния института родительства на развитие ребенка.

Любовь матери в идеале безусловна, она - первая и наиболее значимая сторона родительской любви, ребенок нуждается в ней с младенчества как физиологически, так и психически. Мать - эмоциональная, чувствующая, питающая и смысловая среда, в которой берет «старт» вся последующая психическая жизнь и деятельность ребенка.

Отцовская любовь, в отличие от материнской, обусловлена. Она должна быть заслужена ребенком и может быть утеряна, если он не оправдает ожиданий отца. Поэтому, материнский принцип любви звучит: «Я люблю тебя за то, что ты есть». Отцовский принцип: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, исполняешь свои обязанности, похож на меня». Лишь одного начала – материнского или отцовского, недостаточно для гармоничного развития ребенка, такую основу могут обеспечить только оба родителя.

Традиционная функция отца - обеспечивать социальную опору и авторитет семьи, функция матери - обеспечивать ребенку безопасность в жизни, воплощать духовное и эмоциональное начало. Отцы в большей мере, чем матери, строят свое поведение в зависимости от пола ребенка и, следовательно, играют решающую роль в его половой социализации. Матери в своем большинстве относятся одинаково заботливо как к сыну, так и к дочери, и в этом смысле меньше учитывают их половую принадлежность. Мать больше опекает детей, отец больше предоставляет свободы и самостоятельности. С  воспитательной ролью отца связаны вопросы авторитета, власти, строгости и дисциплины. Матерям не свойственно принимать риск в поведении ребенка, они чаще пресекают детские поступки, которые  отцы допускают. Мужчина проторяет ребенку путь к человеческому обществу, приводит его к людям, мать - предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческих отношений. Отец - источник познания о мире, труде, технике, побуждают ребенка к экспериментированию, соревнованию, провоцируют его на риск и преодоление трудностей, способствует ориентировке детей на социально полезные цели. Он учит ребенка, руководит им, чтобы тот смог справиться с проблемами, которые ставит перед ним общество.

Природа любви отца и матери опосредована гендерными различиями и более поздним возникновением института отцовства по сравнению с институтом материнства. Однако наблюдается дефицит взаимодействия их как «команды».

Чтобы выразить почтение отцовству и материнству как уникальным феноменам в жизни человека, педагоги группы посвятили содержание воспитательно-образовательной работы с детьми и общение с родителями ценностям счастливого родительства.  

Выстраивая план работы с детьми педагоги ставили следующие социально-педагогические задачи:  

- выразить общественное признание уникальной доли вклада как матери, так и отца в общественный родительский труд;

- способствовать повышению авторитета ответственного материнства и отцовства.

Основная задача педагогов в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность матери и отца, как команды, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

Решая задачи, педагогическим коллективом группы был разработан план взаимодействия, который включил в себя разные формы работы:

Метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации обучения детей: от выявления их возможностей и прошлого опыта – к совместному планированию и реализации намеченного.

Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

В рамках семейных художественно-творческих проектов были реализованы такие проекты, как:

· «Генеалогическое древо семьи»;

· «Очень с папой мы похожи»;

· «Мама - слово дорогое!»;

· «Цветок семейного счастья».

Основная цель таких проектов - вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, общение родителей и детей, создание условий для закрепления интереса к своей семье, родословной, воспитание любви и уважительного отношения к отцу и матери, формирование и развитие партнерских отношений с семьёй. Работа над проектами подобного рода способствовала активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнерских отношений, сплочению детского коллектива, детей и родителей. Родители вместе с детьми осознали значимость этой работы и вместе радовались успехам.

В рамках проектной деятельности в группе были организованы выставки семейного творчества:

· «Моя мама – рукодельница»;

· «Папа может всё что угодно …»

Родители вместе с детьми заранее готовились к ним и, каждый год педагоги не перестают удивляться безграничной фантазии и творчеству наших семей.

На протяжении последних трёх лет стало традицией организовывать мини-выставки семейных реликвий:

· «Игрушки детства моих родителей»;

· «Новогодние игрушки моей семьи. Прошлое и настоящее».

Родители и дети с большим удовольствием и даже азартом принимают участие в подобных мероприятиях.

Популярна в нашей группе такая форма работы, как составление историй. Эту работу дети могут выполнить только с помощью взрослых членов своей семьи. Дети собирали материалы о своих родных и близких:

· «Любимый завтрак моей мамы»;

· «Профессия моего отца»;

· «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»; 

· «Как меня называют дома мама и папа?».

Большую значимость для формирования представлений у детей об особенностях поведения людей в зависимости от пола имеют  этические беседы: 

· «Для чего существуют папы и мамы»;

· «Мы с папой в доме заботливые мужчины»;

· «Мы с мамой в доме заботливые женщины».

А, также составление  рассказов (в том числе, по типу незаконченных предложений): «В чем мужчины и женщины сходны и чем отличаются друг от друга».

Систематически в группе проводятся показы тематических видеофильмов: «Секреты духовного лидерства мужчины в семье», · «Материнский фольклор в семейном воспитании». 

и мультфильмов: «Мудрая притча о материнской любви», «Моя мама – волшебница», «Мама для мамонтенка», «Чуня»,       «Северная сказка», «Обезьянки», «Волк и теленок», «Мешок яблок», «Летучий корабль» и др.

Изобразительная деятельность детей и взрослых в детском саду и дома, является неотъемлемой частью работы по данным направлениям, а ее итогом становятся вернисажи детских рисунков:

· «Рисуем письма любви и благодарности отцам и дедам, матерям и бабушкам»;

· «Портрет моей мамы (папы)»;

· «Мои друзья – мальчики и девочки»;

· «Папа у нас, что надо»;

· «Моя мама самая-самая».

Пользуются успехом у нас в группе создание фотоколлажей и фоторепортажей на темы:

· «Папа, мама и я – очень дружная семья»;

· «Папа, мама я - здоровая семья!»;

· «Самая дружная семья – моя!»;

· «Как мы летом отдыхали» и др.

В рамках подготовки к праздникам, посвященным Дню отца и Дню матери, в группе проводятся акции:

· «Пусть всегда будет папа»; 

· «Мамы разные важны»;  

· «День отцов для всех детей»; 

· «Мама, спасибо за жизнь!» и др.  

В рамках проведения акций  педагоги, вместе с детьми группы, изготавливают поздравительные открытки и вручают их родителям. Записывают небольшие видеоролики для родителей, в которых их дети поздравляют своих родителей с праздником или дают краткое интервью о папе или маме. В выборе средств пропаганды идей ответственного родительства, очень важно быть деликатными и тактичными, уважать границы частной жизни людей.

В ходе работы с родителями, с целью вовлечения взрослых в обсуждение проблемы современного родительства, в группе проводится тематическое анкетирование отцов и матерей на темы:

· «Отцы глазами матерей и матери глазами отцов»;

· «Какими являются, на ваш взгляд, современная мать и современный отец»;

· «Как выглядит идеальный отец (мать)?» и т.п.

и подготовка консультаций и тематических буклетов с целью просвещения отцов и матерей:

· «Верность родительскому долгу»;

· «Безграничная любовь материнства»;

· «Роль отца в семье и в воспитании детей»;

· «Добрая мать добру и учит»;

· «Игры с папой»;

· «Сделайте своего ребенка счастливей»;

· «Чтобы в доме не было дефицита согласия».

Огромной популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники и развлечения, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей. Традиционны и любимы в нашем детском саду такие праздники - досуги как: 

· «Нет роднее дружка, чем родная матушка»; 

· «Папа, мама и я - спортивная семья»;  

· "Делаем зарядку вместе с папой"; 

· «На зарядку с мамой»; 

· «Весёлые старты»;  

· «День матери»; 

· «Мой папа и я – большие друзья»; 

· «Лучше всех на свете мамочка моя». 

В результате, проведенная нами работа поспособствовала:

• Сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним, возрождению традиций, благоприятно повлияла на позитивные взаимоотношения в семьях воспитанников;

• Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения к своим родным, близким;

• Повышению компетенции родителей в вопросах семейного воспитания, восстановлению преемственности семейных поколений;

• Дети получили необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях;

• Произошел обмен опытом семейного воспитания;

• Поиску новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

А главный результат, на который и была направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия и любви к родным и близким.

 

Литература:

1. Арнаутова Е.П. Анкета для отца: «Путешествие в мир отцовства» // Опрос как метод изучения семейного воспитания дошкольников.- М., 2007, с. 121-124). 

2. Берн Ш. Гендерная психология. – Спб., 2002.

3. Добрынина Н. Растить мужчину // Дошкольное воспитание, 1995, № 6.

4. Кенфилд К. Сердце отца. Как отцы могут изменить будущее своих детей. Спб-Киев, 2001.

5. Клауд Г., Таунсенд Д. Фактор матери. Как избежать типичных ошибок, которые делают матери (пер. с англ.). – М., 2005.

6. Клюева Н.В. Тестовая методика для отцов //Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль, 2001, с.146-148.

7. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. – Пермь, 2002.

8. Лопатина О.Г. Особенности физического контакта матери с ребенком и его роль в развитии эмоциональной сферы //Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду, - Пермь, 1993. с.119-131.

9. Овчарова Р.В. Родительская любовь как единство любви матери и отца //Психологическое сопровождение родительства. – М., 2003, с.96-114.

10. Программа педагогического образования отцов «Вместе с папой» //Программы педагогического образования родителей в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи / Под ред. Т.А. Березиной – Спб., 1997, с.23-28.

11. Репина Т.А. Проблемы полоролевой социализации детей. – М., Воронеж, 2004.

12. Салливен С.А Энциклопедия для отцов. - М., 1999.

13. Соловьев Н.Я. Роль отца в семье // Культура семейных отношений / Под ред. Г.Е. Кремнева. – М., 1999.

 

. . . . .