Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие моторных функций у детей дошкольного возраста с дизартрией

Дата публикации: 2020-07-20 18:44:04
Статью разместил(а):
Попова Марина Вячеславовна

Развитие моторных функций у детей дошкольного возраста с дизартрией

Автор: Попова Марина Вячеславовна

 

Дизартрия – это нарушение произношения вследствие расстройства иннервации речевого аппарата [1].

Дизартрия – это обобщенное название группы наиболее часто встречающихся речевых расстройств [2]. Она имеет несколько форм, каждая из которых характеризуется своей неврологической и речевой симптоматикой.

Общемоторная сфера детей с дизартрией характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями [3].

У детей с дизартрией имеются нарушения в крупной моторике: страдает координация движений, удержание равновесия тела в пространстве, движения недостаточно четкие, точные, плавные.   

В мелкой моторике рук наблюдаются нарушения по типу гипотонуса и гипертонуса, недоступны петляющие движения, резкость движений, характерна невозможность повторить последовательность рисунка [4].

Что касается артикуляционной моторики, чаще всего наблюдается дистония артикуляционных мышц, сопровождающаяся синкинезиями. Наибольшее влияние нарушение мелкой моторики оказывает на качество звукопроизношения в результате неполноценной иннервации речевого аппарата [5].

Детям с дизартрией необходимо уделять особое внимание развитию моторики, заниматься по грамотно подобранной программе. В данной статье представлены методические рекомендации, направленные на развитие моторных функций. Рекомендации составлены на основе разработок Е.Ф. Архиповой, Е.М Мастюковой, Г.В Бабиной, Лопатиной Л.В. Для того чтобы результат работы с детьми был устойчивым необходимо, чтобы работа носила не эпизодический, а системный характер. Задания представлены для 2-х уровней моторного развития: низкого и среднего.

Работа по преодолению нарушений моторных функций поделена на направления:

1. Артикуляционная и мимическая гимнастика.

2. Развитие мелкой моторики.

3. Кинезиологические упражнения.

4. Развитие общей моторики.

 

1. Aртикуляционная и мимическая гимнастика.

Упражнения используются как статические, так и динамические. Упражнения для развития мимических мышц и артикуляционной моторики: для детей с низким уровнем развития двигательных навыков используются пассивные и пассивно-активные упражнения. Пассивная артикуляционная гимнастика. Данный вид гимнастики предполагает, что активизирует артикуляционные подвижные органы артикуляции не сам ребенок, а педагог. Цель данной гимнастики - стимулирование кинестетических ощущений от движений активных органов артикуляции. Пассивно-активная артикуляционная гимнастика осуществляется на безусловно-рефлекторной основе. Занятия ведутся схеме: вначале воспитываются грубые, диффузные движения упражнения органов. По мере их усвоения ребенком переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области. Принципом отбора артикуляционных упражнений служит характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука. При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к более сложным. Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребенка. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем доводить количество повторений до 15-20.

Работа организуется следующим образом.

1. Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Педагог показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а педагог проверяет правильность выполнения.

4. Упражнение выполняют все дети одновременно. Упражнения для мимических мышц лица.  

1. Поднять брови. 2. Закрыть глаза. 3. Оттянуть мягкие части щеки. 4. Опустить углы губ, поднять углы губ. 5. Наморщить нос, лоб.

Для нижней челюсти: 1. Открыть – закрыть рот. Максимальное открытие рта фиксируется под счет. 2. Выдвижение нижней челюсти вперед, вправо, влево с фиксацией позы под счет с последующим возвращением в исходное положение.

Для губ: 1. Сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты. 2. Губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам, а затем вновь спокойно смыкаются.

Для мягкого неба: 1. Имитация ощущения при глотании "надутого шара", "покажи горло врачу". 2. Выдох горячей струи. 3. Произвольное покашливание (язык у нижних зубов) с активным выдохом и произнесением гласных звуков И, Э, А, О, У, Ы.

Для языка:

1. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5—10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик его касался нижних зубов. 2. Шпателем удерживают язык на верхней губе, за верхними зубами, в углах губ, прижимают к нижней губе, удерживая язык широким. 3. Захватывается кончик языка платком или марлевой салфеткой и выполняются движения в стороны до углов рта, вниз, вверх. Затем эти движения выполняются пассивно-активно. Для перехода к активной гимнастике необходимо ознакомить ребенка с органами артикуляции и их названиями. Предлагают рассмотреть рисунки органов артикуляции, отображение в зеркале.  

Для детей со средним уровнем развития двигательных навыков используются активные упражнения:

Упражнения для развития мимической мускулатуры: 1. Поднять брови. Отдельно левую, правую, обе сразу три раза подряд. 2. Закрыть один, другой глаз, оба сразу три раза подряд. 3. Оттянуть мягкие части щеки. 4. Опустить углы губ, поднять углы губ. 5. Наморщить нос, лоб. 6. Растянуть углы губ и собрать в трубочку. 7. Поднять верхнюю губу, опустить нижнюю. 8. Опустить голову вниз, сделать выдох и в момент выдоха фыркать и вибрировать губами. В начале тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем мышцы объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование. Использовать наглядный материал: картинки с изображением людей, лица которых выражают различные чувства. Для закрепления умения придавать лицу нужное выражение на занятиях проводятся инсценировки песен, игры-драматизации, разыгрываются этюды.

Для нижней челюсти: 1. Откидывание челюсти вниз с максимальным вытягиванием к подбородку и шепотным произнесением звуков [а] или [э] на твердой атаке. 2. Открывание рта с преодолением сопротивления и произнесением звуков [а] или [э] на мягкой атаке. 3. Круговые движения челюстью (подбородком рисуем букву о). 4. Максимально частое открывание рта с произнесением звуков [ла-па-па].

Для губ: 1. Поднимание и опускание в 4 приема поочередно обеих губ: верхнюю губу поднять, нижнюю губу опустить, верхнюю опустить до нормы, нижнюю поднять до нормы; 2. Движение губ хоботком влево, вправо; так же — растянутыми губами; 3.  Вращательное движение губ хоботком: вверх, влево, вниз, вправо; сначала движения выполняются раздельно, потом слитно.

Для мягкого неба: 1. Позевывание с произнесением гласных И, Е, Я, Э, А, О, У, Ы; 2. Полоскание горла с запрокинутой головой; 3. Произвольное движение мягкого неба в плоскости вверх-вниз по заданию и его напряжение при широко открытом рте (контроль за движением перед зеркалом). 

Для языка: 1. Рот открыт. Губы растянуты — оскал. Высовывание языка наружу иголочкой; 2. Рот открыт. Губы в улыбке. Поочередное высовывание широкого и узкого языка: «лопатой» — «жалом». Следить, чтобы губы и челюсть были неподвижны; 3. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженный язык кончиком упирается то в одну, то в другую щеку. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались. Активная артикуляционная гимнастика. Цель гимнастики - выработка полноценных, точных, плавных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения и сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Упражнения выполняются самим ребенком по образцу.

Активная артикуляционная гимнастика для детей с низким уровнем развития двигательных навыков:

Упражнение 1. «Забор». Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. Проведение: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних зубов. Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.

Упражнение 2. «Окно». Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов. Проведение: открыть широко рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.

Упражнение 3. «Парус». Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л]. Проведение: открыть широко рот при этом широкий язык упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5.

Упражнение 4. «Трубочка». Цель: выработать активность и подвижность губ. Проведение: вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Нижняя челюсть не опускается. Удержать под счет до 5.

Упражнение 5. Чередование: «Забор» — «Трубочка». Цель: добиться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую. Проведение: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка». Упражнения выполняются 5—6 раз в разном темпе. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность подбородка.

Упражнение 6. «Лопата». Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков. Проведение: Широкий язык лежит неподвижно на нижней губе, которая не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5.

Упражнение 7. «Вкусное варенье». Цель: сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашечки», удерживание языка на верхней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз. Проведение: широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в медленном темпе. Движения языка сверху вниз по верхней губе.

Упражнение 8. «Цокает лошадка». Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р]. Проведение: язык за верхними зубами, при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. Выполнить 5-6 раз. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время щелканья.

Упражнение 9. «Дятел». Цель: формировать вибрацию кончика языка для звука [р]. Проведение: широко открыть рот, при этом широкий язык прижат к альвеолам, произносить звук [д] в ускоренном темпе. Серии ударов языком по альвеолам напоминают стук дятла: «Д — ддд», «Д — ддд» (один удар и несколько ударов в быстром темпе). Выполняется 3— 5 таких серий.

Упражнение 10. «Качели». Цель: дифференцировать нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков. Проведение: широко открыть рот и кончиком языка по очереди касаться верхней и нижней губы. Чередовать 5—6 раз в темпе, заданном логопедом. Челюсть не шевелится.

2. Развитие мелкой моторики.

Упражнения для развития кинестетических движений.

Для низкого уровня. 1. Опустить правую, затем левую руки, четыре пальца сжаты, а большой палец вытянут вверх. 2. Опустить правую, затем левую руки, четыре пальца сжаты, а большой палец вправо затем влево. 3. Сжать кисти обоих рук в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх. 4. Кисть правой, затем левой руки сжать в кулак, сверху горизонтально положить на нее кисть другой руки.

Для среднего уровня: 1. Кисть правой, затем левой руки сжать в кулак, кисть другой руки прислонить вертикально. 2. Вытянуть указательный палец и мизинец правой затем левой руки вперед, остальные пальцы сжаты. 3. Соединить большой палец правой руки затем левой с любым другим в кольцо. 4. С помощью указательного пальца с закрытыми глазами воспроизвести графическую фигуру (круг, квадрат, треугольник).

Упражнения для развития кинетического праксиса руки. 

Для низкого уровня:

1. Поочередно прикасаться большим пальцем ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам правой руки в медленном темпе. 2. Поочередно прикасаться большим пальцем ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам левой руки в медленном темпе. 3. Тоже упражнение двумя руками одновременно в медленном темпе. 

Для среднего уровня:

1. Пальцами правой руки, затем левой, скатать в шарик лист папиросной бумаги, не помогая себе другой рукой; 2. Нанизать бусины на нить и завязать концы бантиком. 3.Двумя руками большим и указательным пальцем одновременно брать со стола спички и складывать их в коробок; 4. Одновременно выбрасывать вперед кисти рук, пальцы одной руки сжаты в кулак, а другой соединены в кольцо; Игры с мелкими предметами: 1. Аппликации, складывание оригами; 2. Собирание разрезных картинок; 3. «Угадай игрушку» - определение на ощупь.

3. Кинезиологические упражнения. Специально организованные кинезиологические упражнения используют для оптимизации деятельности мозга и тела.

Для детей с низким уровнем развития двигательных навыков:

«Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

«Кошка» - последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). 

«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. 

«Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.

"Кулак - ребро – ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем» «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку). Сначала мы с воспитанниками разучиваем упражнения, отрабатывая технику. А затем, используем их в сюжете совместно придуманных сказок. В результате чего улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, развивается воображение, мышление.

Для детей со средним уровнем развития двигательных навыков: Кинезиологическая сказка «Два котенка» (способ организации детей – сидя за столами).

 Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети показывают правый кулачок). Он очень любил прогуливаться по своему саду (выполнение упражнения «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).  В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны). И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упражнения «Кошка» левой рукой со словами). Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упражнения «Кошка» в быстром темпе). Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом (выполнение упражнения «Кошка» с одновременной сменой позиции). И тут Снежок нашел на траве кольцо (упражнение «Кольцо»: поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»), он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико. Тогда Уголек стал его примерять (Упражнение «Кольцо»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами: «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой!»). И тут кольцо упало и покатилось по тропинке – котята за ним (упражнение «Кошка»). И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной. Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру (упражнение «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»). Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать (упражнение «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость). Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упражнение «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»). Котята попрощались с ней и тоже отправились домой (упражнение «Кошка»). По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упражнение «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций). Вот они и дошли до дома, уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.

Предложить ребенку чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Выполнение обычного действия неведущей рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга.

4. Развитие крупной моторики:

Упражнения для низкого и среднего уровня одинаковы:

Упражнения для мышц шеи:

1. Наклоны головы вперед-назад.

2. Наклоны головы вправо-влево.

3. Повороты головы вправо-влево.

Упражнения для рук и плеч:

1. Исходное положение (И.П). Руки вытянуты вдоль тела. На вдох руки поднимаются вверх, ребенок становится на цыпочки. На выдохе руки опускаются вниз, ноги встают полностью на ступню.

2. И.П. Руки на поясе. На выдох руки обнимают тело, на вдох возвращаются на пояс.

3. И.П. Руки вдоль тела. На выдох приседание, руки на колени. На вдох поднимается, становится на носки, руки тянутся вверх и возвращается в И.П.

4. И.П. На вдох — взмах рук вверх, тело поднимается на носки, на выдохе возвращается в И.П.

5. И.П. Поочередно обеими руками на вдохе совершается движение назад, вверх. Когда рука вверху на выдох резкое движение, имитирующее бросок и возврат в И.П.

6. Ноги шире плеч, руки вниз. На выдохе — наклон вперед, стараясь коснуться пола. На вдохе подъем вверх.

7. Ребенок ходит по комнате, старается хлопать в ладоши, максимально используя плечевой пояс. Поочередно совершает хлопок спереди, над головой, за спиной.

8. И.П. Наклон вперед, руки в стороны. Поочередно одна рука тянется к полу, вторая поднимается вверх.

Упражнения для туловища:

1. Упражнение «Посмотри назад». Встать прямо, расставив ноги шире плеч, руки опустить. Поворачиваться направо и налево, свободно размахивая руками.

2. Положение стоя. Пятки вместе, носки врозь. Руки скрещены на плечах. Прыгаем на месте. Усложняем упражнения предлагая прыгать вокруг предметов.

3. И.П. Руки на поясе. Поочередный поворот туловища в разные стороны, не отрывая ног от пола. Усложнить упражнение, добавив руку, тянущуюся в сторону поворота.

4. И.П. Руки на поясе. Наклоны туловища вправо-влево.

5. Сидя на стуле. Ноги расставлены на ширине плеч, руки держат колени. На вдохе наклон вперед и поворот головы влево. На выдохе возврат и повторение упражнения с поворотом головы направо.

Упражнения для ног:

1. И.П. Руки на поясе. Ходьба с высоким поднятием колен.

2. И.П. Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Приседания.

3. Подъем ноги в сторону.

4. Подъем ноги вперед.

5. Отведение ноги назад.

 

Литература:

1. Бабина Г.В. Практикум по дизартрии: Учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес; под ред. Г. В. Бабиной. — Издание 2-е, переработанное и дополненное. — М.: Прометей, 2020.

2. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б: Логопедия. Основы теории и практики / Эксмодетство, 2011г.

3. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. Учебное пособие. М.: Союз, 2005.

4. Волкова Л.С.  Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Л69 заведений / Под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. 

5. Лопатина Л.В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии/ Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых / Л.В. Лопатина. – Л., 1987.

 

. . . . .