Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методические рекомендации по обучению дошкольников рукоделию

Дата публикации: 2023-11-14 19:30:33
Статью разместил(а):
Новикова Елена Петровна

Методические рекомендации по обучению дошкольников рукоделию

Автор: Новикова Елена Петровна

ГБДОУ Детский сад № 24 компенсирующего вида, Санкт-Петербург

 

Аннотация: В этой статье автор предлагает рассмотреть методы и приёмы, которые важно использовать на занятиях при обучении дошкольников рукодельным работам. 

Ключевые слова: рукоделие, дошкольники.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Большое значение следует уделять обдумыванию начала занятий. Очень важно вызвать у детей интерес к заданию, к натуре, к образу, проанализировать их и показать приёмы выполнения работы в наиболее лёгкой и правильной последовательности. А так как всё это нужно сделать в несколько минут, необходимо, ввести счёт словам, выбирая самые понятные детям и вместе с тем образные, эмоциональные.

Анализируя образец, необходимо определить его качества, структуру, или части, их форму, цвет и пространственное положение.

Воспитатель должен уметь отбирать и задавать вопросы о самом главном, существенном в задании, а не повторять с детьми все объяснения от начала до конца. В ходе повторения нужно приучить детей правильно называть не только форму и цвет, если последний имеет существенное значение, но и свои действия или движения с ножницами, пространственное положение и размерные отношения. При этих условиях дети научатся точно отвечать на вопросы, а главное, понимать увиденное и услышанное, замечать и исправлять ошибки в ответах товарищей.

Индивидуальная работа с детьми на занятиях. 

При обучении детей на занятиях труда рукодельным работам от воспитателя требуется большая индивидуальная работа с каждым ребёнком, так как общий инструктаж, демонстрация необходимых действий, использование различных наглядных пособий не приносят желаемых результатов.

У дошкольников ещё недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер (при шитье и вышивании надо выполнять стежок в нужном направлении). Данные обстоятельства требуют от воспитателя, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.

Для успешного индивидуального руководства в процессе занятий, прежде всего, важно хорошо знать детей своей группы. Нужно быть внимательным к состоянию детей непосредственно на занятиях: возбуждённого ребёнка постараться успокоить, вялого – подбодрить. Необходимо выделять детей, вновь поступивших в группу или пришедших заниматься после длительного отсутствия по болезни. Нельзя рассчитывать на то, что все дети сразу и безошибочно усвоят всё, что даётся в объяснении, поэтому недопустимо отказывать ребёнку в помощи, упрекая его в том, что он не слушал объяснение, был невнимательным и т.п. Вместе с тем не обязательно оказание помощи каждому ребёнку без исключения в порядке очерёдности: некоторые дети в такой помощи не нуждаются.

К детям, больше всех нуждающихся в помощи, надо подойти сразу после объяснения и посмотреть, что и как они начинают делать. В случае не уверенного, но верного действия – ободрить, похвалить ребёнка. Если ребёнок не начинает работать, нужно спросить его, что надо делать, или подсказать необходимые действия. 

Хорошо в ходе занятия упражнять детей в правильном словесном обозначении цвета, формы, пространственного или размерного отношения. С этой целью воспитательница спрашивает отдельных детей об этом, а если они молчат или отвечают указательным местоимением, то сама даёт за них правильный ответ и предлагает повторить то или иное слово.

В ходе занятия полезно постепенно приучать детей к взаимопомощи и взаимоконтролю. Воспитательница может поручить новенького ребёнка заботам и вниманию более опытного товарища, но не разрешать последнему выполнять работу за новичка. 

Дети, работающие быстро и правильно, могут не только привлекаться к помощи отстающим, но и получать индивидуальные добавочные задания. 

Полезно спрашивать детей о том, что они будут делать дальше, где и как расположат формы. Важно, чтобы дети умели не только показать, но и рассказать, что и как они собираются делать. Например: воспитатель спрашивает Иру: «Ты что сначала будешь делать?» - «Сначала сошью две детали вместе». – «А каким швом ты будешь их сшивать?» - «Швом “вперёд иголка”», - отвечает девочка и показывает изделие, добавляет: «Вот здесь».

Перед концом работы воспитатель предлагает детям посмотреть на образец и на свою работу, приучая их к самоконтролю.

Руководство воспитателя в ходе занятия состоит из сочетания фронтальных и индивидуальных приёмов воздействия на детей. В начале занятия, после объяснения, нужно внимательно посмотреть, как дети начинают работать, верно ли пользуются ножницами, иголкой, выявить затрудняющихся или слишком медлительных, Не следует после объяснения сразу говорить детям, чтобы они поднимали руку, если им что-либо не понятно: в этом случае дети поднимают руки по всякому поводу. Гораздо важнее увидеть ошибки детей, которые они не осознали и поэтому не спрашивают воспитателя, думая, что выполняют работу правильно.

В ходе занятия полезно учить детей в случае затруднения пользоваться образцом, и когда ребёнок спрашивает о чём-либо, вместо того чтобы ответить на его вопрос, воспитатель говорит: «Посмотри на поделку» - и помогает проанализировать ту её часть, выполнение которой вызвало затруднение у ребёнка.

Полезно иногда сделать замечание ребёнку в слух: это помогает другим детям группы заметить у себя такую же ошибку и вовремя исправить её.

Руководство воспитателя в ходе занятия проявляется и в форме словесного воздействия. Это умело и вовремя поставленный вопрос, замечание, напоминание, поощрение, совет, а иногда и прямое указание. Только отдельные дети позднее других поступившие в детский сад или много пропустившие по болезни, нуждаются в индивидуальном показе приёмов шитья. В процессе объяснения работы надо учитывать некоторые индивидуальные возможности детей. Для детей, вновь пришедших в группу, часть форм надо давать в заготовленном виде.

Следует отметить, что по мере роста и развития детей индивидуальная работа с ними на занятии всё меньшее место. Дети, научившись внимательно выслушивать инструкцию и объяснение в начале занятия, как правило, не нуждаются в дополнительных разъяснениях и показе.

Воспитатель вместо указаний высказывает пожелания и советы, спрашивает детей о том, каким способом они собираются выполнить задуманное, подсказывает им более удачное решение, учит их планировать свою работу.

Первое знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для работы с тканью, определяет дальнейшее отношение ребёнка к этому виду прикладного творчества. Поэтому очень важно организовать и провести это занятие в увлекательной и игровой форме, чтобы ребёнок захотел самостоятельно сделать игрушку из ткани. Для этого нужно приготовить яркие, забавные игрушки, простые в исполнении, выполненные из ткани и меха, ниток и различные виды материала. Рассмотрите вместе с детьми игрушки, предложите придумать им имя, расскажите и покажите из каких материалов они выполнены. Предложите всё пощупать.

Для выполнения игрушек можно брать любую ткань, кусочки искусственного меха, бусины, ленточки, нитки. Ткань лучше выбирать типа трикотажа или фетр, чтобы ребёнку было легко с ней работать и приятно держать в руках.

Поговорите с детьми для чего нужно уметь шить. Педагогу необходимо показать каждому ребёнку индивидуально, как надо правильно работать с ножницами и иголкой и обязательно контролировать действия детей на последующих занятиях.

На вводном занятии по ознакомлению с инструментами для шитья (иголка и ножницы) дети обследуют их, выделяя характерные особенности (например: у иглы два конца – один тупой, другой острый). Знакомим детей с правилами безопасности труда и правилами пользования инструментами. Эти правила оформленные в виде плаката вывешиваются на видном месте, чтобы дети их видели постоянно, и на каждом занятии напоминаются.

Итоговая часть занятия.

На первых занятиях итоговая часть выражается в общем одобрении детских работ. Постепенно в итоговую часть занятия включается анализ детских работ, вначале воспитателем, потом она вовлекает в анализ детей.

Можно считать достижением, когда дети сравнивают свою работу с образцом и замечают у себя отдельные недочёты.

Обучая умению давать оценку работам товарищей, следует не забывать и о воспитательной стороне такого обсуждения. Необходимо воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, приучать детей благодарить товарищей за указанную ошибку.

 

Список литературы:

1. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Москва, «Просвещение», 1990г.

2. Тарловская Н.Ф. Обучение детей конструированию и ручному труду. Москва, «Просвещение», 1983г.

3. Малышева А.Н. Работа с тканью. Ярославль, «Академия развития», 2001г.

4. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. - Ярославль, «Академия развития», 1997г.

5. Молотоборова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. Москва, "Просвещение", 1983.

 

. . . . .