Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки

Дата публикации: 2023-11-09 14:01:08
Статью разместил(а):
Чугреева Елена Васильевна

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки

Автор: Чугреева Елена Васильевна

МАДОУ "Бурцевский детский сад "Радуга"

Аннотация: В статье раскрываются особенности речевого развития детей дошкольного возраста посредством сказки в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: развитие речи, дошкольники, сказки, обогащение словаря.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

«Если хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки». Альберт Энштейн.

В современном мире живое общение заменяет телевидение, телефоны, компьютеры, виджеты и гаджеты. Как следствие, растет число детей с отставанием в речевом развитии, несформированной связной речью, небогатым словарем, слабо развитым фонематическим слухом, звуковой и интонационной культурой речи. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования задачи речевого развития выделены в отдельную образовательную область (п.2.6.).

Малыш слышит много звуков. Это и журчание ручья, шум дождя, пение птиц, звуки леса, моря. Но, звуки живой речи с самого момента рождения очень значимы для его развития. Речь обеспечивает общение со взрослым, получение информации об окружающем мире, формирует нормы поведения.

Мой педагогический опыт небольшой. Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Первостепенные задачи стояли для нас – развитие речевого общения.

Одной из современных технологий, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста является сказка. Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок, игр, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл. Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями. Сказки для детей раннего возраста просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Это особенность сказок дает возможность лучше запомнить ее, пробуждает интерес к слову. Когда место действия оказывается перед глазами, персонажи сказок в руках, сказка оживает без всякого волшебства.

Великие педагоги и психологи подчеркивали важность сказок для детей, используя их как неотъемлемый элемент педагогической системы. К.Д.Ушинский, признавая пользу сказок, сам сочинял их для детей разного возраста. Е.Н. Водовозова придавала сказке важное воспитательное значение. В.Г. Белинский считал, что сказка развивает фантазию ребенка, является посредником между миром ребенка и окружающей действительностью.

В своей работе я использую различные методы по ознакомлению дошкольников со сказкой.

Самый распространенный метод – чтение, дословная передача текста. Еще один метод – рассказывание. Это свободная передача текста. Главное для рассказчика – выразительность, чтобы дети заслушивались. Выразительность чтения достигается мимикой, жестами, разнообразной интонацией. Следующий прием – повторность чтения. Сказку, которая вызывает интерес, целесообразно повторить. Если сказка большая, можно зачитать отрывки. Это выборочное чтение.

Я использую ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие: показ иллюстраций, игрушек, картинок, элементы инсценирования. Иллюстрации показываю детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке. Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок исполняет роль сказочного персонажа. Интересен комплексный прием – беседа по сказке. Этот прием может включать в себя ряд словесных и наглядных приемов. Беседа может быть вводная, до чтения сказки и заключительная, после чтения сказки. Вовлечение детей в сказку (совместное рассказывание) для более полного восприятия сказки. Широко применяем прием ряжения и музыкального сопровождения. В героев сказки можно переодеться и потанцевать, придумать движения танца и музыкальное сопровождение.

При работе со сказкой можно выделить несколько этапов:

Первый этап – знакомство со сказкой. Это чтение, вводная беседа, рассматривание иллюстраций, выставка книг в уголке. Цель первого этапа – развитие эмоционального отношения к героям сказки, действиям, которые происходят.

Второй этап – закрепление содержания сказок. Это пересказывание текста. На данном этапе широко использую различные виды театра: настольный, пальчиковый, теневой, плоскостной; подвижные игры с персонажами сказок. Для выражения отношения к героям сказок – организуется художественная деятельность (лепка персонажей, рисование, аппликация и конструирование). Я предлагаю детям раскрасить картинки про колобка, мы лепим пирожки для Маши и золотое яичко для бабушки и дедушки, рисуем зернышки для мышки; при помощи аппликации создаем иллюстрации к сказке «Теремок». Знакомство со сказками интегрируем с познавательным развитием. Дети знают, что такое овощи, какие бывают, их значение в жизни человека, и знают, что репка — это овощ. Невозможно развивать речь ребенка, не развивая его физически. В этом помогают подвижные игры со сказочными героями: «У медведя во бору», «Курочка и цыплятки»; пальчиковые игры в течении всего дня.

Третий этап – самостоятельная деятельность – разыгрывание сюжетов сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра.

Семьи дошкольников вовлечены в наш образовательный процесс. Они помогают в организации выставок литературы, в изготовлении атрибутов для театра, играют роли в спектаклях. Интересно прошла выставка совместных поделок сказочных героев. Дома продолжают работу над сказками. Читают книги, беседуют, учат рассуждать, отвечать на вопросы. Совместное чтение дает ребенку ощущение тепла и спокойствия, оставляет в его душе незабываемые впечатления о детстве.

Результаты работы по теме я транслировала на педагогическом совете, с сетевом педагогическом сообществе, опубликовала свои наработки на сайте педагога. Это были конспекты занятий, картотеки пальчиковых и подвижных игр, подборка иллюстраций к сказкам, мнемотаблицы, развлечения по сказкам, дидактические игры, презентации.

Итоги работы дали положительный результат.

У воспитанников улучшилась звуковая культура речи, они научились использовать образные выражения при пересказе сказок, передают мимикой и жестами эмоциональное состояние героев, появился интерес к занятиям, доброжелательное отношение к взрослым и друг другу.

 

Список литературы:

1. Дошкольная педагогика. под.ред. В.И. Логиновой, И.Г. Саморуковой.

2. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой.

3. Зельманова Л.М. Детская риторика.

4. Белобрыкина О.А. Речь и общение.

5. Макарова Л.П. Театрализованные занятия для детей.

 

. . . . .