Дидактическая игра как эффективное средство развития детей дошкольного возраста
Дидактическая игра как эффективное средство развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФОП
Авторы: Шайгаллямова Гульназ Разаковна
и Сулейманова Ралина Байзавиевна
МАДОУ Детский сад № 117 «Уенчык», г. Набережные Челны, РТ
Аннотация: В статье раскрыта теория дидактических игр, куда входят актуальность, значение дидактических игр в развитии детей, воспитательное значение дидактической игры. Материал представлен из опыта нашей работы.
Ключевые слова: дидактические игры, развитие, воспитание, дошкольники.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами и цель этих игр – это обучение и воспитание детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения и развития детей.
В работе педагогов дошкольных образовательных учреждений особое место занимают дидактические игры. Они используются как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения. В игре ребенок делает открытия для себя, не осознавая этого. Он не ставит в игре никаких целей, а просто играет.
Существует одно педагогическое условие, которому педагог должен следовать при организации дидактической игры: ее развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько будут разнообразны и содержательны действия, которые выполняет ребенок. Если взрослый, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети всего лишь являются наблюдателями, ее воспитательно-образовательная ценность равна нулю.
Дидактические игры оказывают влияние на развитие познавательных и умственных способностей. Так же расширяют представления о предметах и явлениях окружающего мира; развивают память, внимание, наблюдательность; Развивают умения высказывать свои суждения, делать умозаключения. Игры оказывают влияние на развитие речи, так как пополняют и активизируют словарь; развивают фонетическую сторону речи, связную речь. Также влияют на социально-нравственное развитие ребенка-дошкольника. Формируют чуткое отношение к сверстникам, учат быть справедливым, уступать в случае необходимости, учат сочувствовать.
Существуют следующие этапы проведения дидактической игры :
• Ознакомление детей с самой игрой, ознакомить с дидактическим материалом (например, показать предметы, картинки, побеседовать с ребенком).
• Объяснение правил игры, при этом четкое выполнение их.
• Показать как играть в игру.
• Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего или просто наблюдателя (педагог дает советы, отвечает на вопросы, направляет).
• Подведение итогов дидактической игры. По результатам игры можно судить о том, будет ли она использована ребенка в дальнейшем, в самостоятельной его игре.
Дидактические игры могут быть следующей направленности:
- по обучающему содержанию;
- по познавательной деятельности детей;
- по организации и взаимоотношениям детей ;
- по роли воспитателя;
- по игровым действиям и правилам;
И дидактические игры имеют три вида:
• Настольно-печатные игры. Разнообразные по видам: "лото", "домино", «парные картинки", «пазлы». Они успешно развивают речевые навыки, математические способности, логику, внимание, умение принимать решения, навыки самоконтроля.
• Игры с предметами (игрушками). Знакомятся со свойствами предметов и их признаками: величиной, формой, цветом и т.д.
• Словесные игры. Построены на словах и действиях детей, которые в них играют, они самостоятельно решают разнообразные интеллектуальные задачи: описывают предметы, выделяя признаки, которые характерны этим предметам, стараются отгадать их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Дидактические игры занимают важное место в реализации ФОП ДО поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные, логические задачи. Постоянно участвуя в игре, ребёнок – дошкольник достаточно прочно осваивает знания, которыми он пользуется. А, решая интеллектуальную задачу в игре, дошкольник учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Таким образом, он развивает память, внимание, речь и много других качеств.
Список литературы:
1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. - М.: Просвещение, 2002.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Владос, 2005.
3. Иванова М.Ю. Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста // Социальная сеть работников дошкольного образования. - 2015. - №9.