Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Мини-музей детского сада как средство освоения дошкольниками культурного пространства региона

Дата публикации: 2023-10-03 18:14:59
Статью разместил(а):
Нуруллина Файруза Магруфовна

Мини-музей детского сада как средство освоения дошкольниками культурного пространства региона

Автор: Нуруллина Файруза Магруфовна

МБДОУ «Детский сад № 2 города Лениногорска», Республика Татарстан

 

Аннотация: В этой статье автор пишет об опыте создания и существования мини-музея в детском дошкольном образовательном учреждении, а так же влиянии музейных ценностей и экспонатов на развитие дошкольников.

Ключевые слова: мини-музей, развитие дошкольников.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Эмма Константиновна Суслова (профессор кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук).

Именно дошкольный возраст – благоприятный период воспитания: патриотизма, любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком – гражданином своей страны, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие своего народа. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна в настоящее время и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, традиций, языка.

В связи с этим, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества. Необходимо возрождать то, что будет способствовать духовному и нравственному совершенствованию дошкольников. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ - «с молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа.

В нашем детском саду достаточно много  детей, принадлежащих к разным этническим группам и конфессиям, поэтому нам - педагогам необходимо приобщать  воспитанников к традициям народов Республики Татарстан, и в ходе этой работы мы решаем следующие задачи:

Во-первых: Нравственное и этнокультурное воспитание дошкольников в процессе знакомства с историческими фактами и сведениями, углубляющими их представления об окружающем мире.

Во-вторых: Развитие интереса у детей к культуре татарского народа и народов, проживающих на территории Татарстана.

В-третьих: Ознакомление детей с малыми фольклорными жанрами и декоративно-прикладным искусством.

В-четвертых: Приобщение дошкольников к красоте, добру, желание видеть неповторимость родной природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении.

В-пятых: Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач по освоению дошкольниками культурного пространства региона. Так, одним из них является работа по созданию музеев. Музей играет большую познавательную и воспитательную роль, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи.

Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в маленьком городе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают, что, дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.

Важная особенность создания мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении — это участие в их создании педагогов, детей и родителей. «Мини-музей» расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители. Мини-музеи детских дошкольных учреждений начинаются с малого - тематического уголка, посвящённого какой-либо интересной сфере. По мере пополнения коллекции формируется полноценная музейная экспозиция.

Хочется отметить, что в нашем детском саду совместными силами наших сотрудников и семей наших воспитанников, был организован музей национального быта, где я сейчас являюсь его руководителем. Здесь мы собрали предметы быта, старинную утварь, одежду и многое другое.

Работа над обучением детей музейному восприятию мира начинается с младших дошкольников и продолжается до старшей  возрастной группы. Огромный плюс - интерактивность музейной работы в детсаду. В нашем мини-музее дошкольники рассматривают альбомы, книги, репродукции, открытки, знакомятся с материалами из «семейного архива», подлинными предметами и вещами, старинными предметами и фотографиями, слушают рассказы. Каждый объект, экспонат музея помогает научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей; вызывать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей, так как музей - это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В мини-музее мы так же знакомим детей с народными праздниками, традициями. Кроме того, дети видят внутреннее убранство старинной избы, предметы быта благодаря макету, который представлен в музее. Дети имеют возможность самим прикоснуться к истории, то есть посмотреть, потрогать и обыграть разные жизненные ситуации.

Игровые действия с экспонатами помогают приобрести детям и свой собственный опыт. В мини-музее у нас расположена наша «Творческая мастерская», где мы имеем возможность продолжить не только знакомиться с экспонатами, но и принять участие в создании экспозиции.

В нашем мини-музее мы организовываем различные выставки, которые может посетить любой желающий. Были очень интересны такие экспозиции как «У истоков старины», «Елочные игрушки времен СССР», «Народная игрушка своими руками», «Игрушки «сделано» в СССР».

В заключение хочу сказать, что создание мини-музея в образовательном пространстве детского сада значительно обогатило развивающую среду для работы с детьми. Выполняя свою познавательную функцию, мини-музей в то же время выполняет и воспитательную задачу: открывает для детей возможность узнать культуру, историю родной страны и родного края.

Таким образом, знакомясь с историей прошлого и рассматривая старинные экспонаты, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.

В.А. Сухомлинского «Детство – каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

 

. . . . .