Степ-аэробика как средство физического развития детей дошкольного возраста
Степ-аэробика как средство физического развития детей дошкольного возраста
Автор: Малафеева Лариса Николаевна
МБДОУ «Детский сад 2 города Лениногорска», МО «ЛМР», РТ
Аннотация: Статья описывает практический опыт воспитателя при работе с дошкольниками с использованием степ-аэробики в образовательном процессе.
Ключевые слова: степ-аэробика, физическое развитие, оздоровление, дошкольники.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
На сегодняшний день тема сохранения и укрепления здоровья дошкольников в образовательном процессе является актуальной.
Воспитатели нашего ДОУ совместно с родителями комплексно решают задачи физического развития ребенка, активно внедряют в процесс наиболее эффективные технологии.
Внедрение степ-аэробики в образовательный процесс позволяет сформировать у детей устойчивую мотивацию к физическому развитию, повысить компетентность педагогов по вопросам внедрения и использования в процессе образовательной деятельности инновационных технологий, а также повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития, сохранения и укрепления здоровья.
Степ-аэробика для детей — это аэробные циклические упражнения, направленные на развитие общей выносливости и оздоровления организма ребенка. Для них характерны важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания. Кроме того, такие индивидуальные снаряды как степы делают занятия по физической культуре более интересными и насыщенными и доставляют детям большое удовольствие.
Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей, воспитывающихся в старших возрастных группах детского сада. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети, имея высокую потребность в двигательной активности, не всегда могут ее реализовать на должном уровне. При этом надо учитывать, что самостоятельная двигательная активность детей на пятом – седьмом году жизни все больше ограничивается созданными условиями в детском саду и семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз). А также возрастающими познавательными интересами детей (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач и т.д.). В связи с этим именно у детей этого возраста уже могут сформироваться вредные привычки малоподвижного образа жизни.
Следует также помнить, что старшие дошкольники еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам). Все это свидетельствует о том, что необходимо обеспечение рациональным уровнем двигательной активности детей, который может быть, достигнут путем совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении.
На начальном этапе организации степ-аэробики с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада необходимо уделить большое внимание требованиям к технике выполнения упражнений, классификации упражнений и основным шагам. Затем воспитатель совместно с музыкальным руководителем разрабатывает структуру занятия и музыкальное сопровождение.
Бодрая, ритмичная музыка, которой сопровождаются занятия степ-аэробикой, создает у детей хорошее настроение, повышает эмоциональность деятельности, способствует развитию такого интегративного качества как «Эмоциональная отзывчивость».
Степ-аэробика в образовательной деятельности может проводиться :
- в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25-35 мин.;
- как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.);
- в форме утренней гимнастики «Веселая зарядка», что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
- в показательных выступлениях детей на праздниках и развлечениях «Танец со степами», «Степ – аэробика против конфет»;
- как динамическая пауза «Веселые шаги»;
- как физкультурная минутка «Этюд ритм», «Этюд цветок»;
- в подвижных играх «Бездомный заяц», «Уголки», «Не оставайся на земле» и др.
На позднем этапе, когда воспитанник усвоили технику выполнения основных шагов, уже самостоятельно используют элементы степ-аэробики в свободной деятельности, что развивает инициативу и самостоятельность.
Таким образом, внедрение степ-аэробики в образовательный процесс позволяет сформировать у детей устойчивую мотивацию к физическому развитию, укреплению и сохранению здоровья, обеспечить эмоциональный комфорт и позитивное психологическое самочувствие. Снижает заболеваемости детей и повышает индекс здоровья. Также повышает компетентность педагогов по вопросам внедрения и использования в процессе образовательной деятельности инновационных технологий, а также активизируется работа по взаимодействию с музыкальным руководителем, воспитателями и родителями.
Список литературы:
1. Асташина М.П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: учебно-методическое пособие / Омск: СибГУФК, 2009.
2. Белова Т. «Использование степа в оздоровительной работе с детьми», Справочник старшего воспитателя ДОУ, 2009, № 7.
3. Кузина И. «Степ – аэробика не просто мода», Обруч, 2005 № 1.
4. Кузина И. «Степ – аэробика для дошкольников», Дошкольное образование, 2008 № 5.