Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством настольных игр

Дата публикации: 2023-07-15 02:39:57
Статью разместил(а):
Казанбекова Гюлисер Эскендаровна

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством настольных игр

Авторы: Казанбекова Гюлисер Эскендаровна,

Притулина Алла Алексеевна,

Дьяченко Олеся Эдуардовна

МБДОУ «Детский сад «Россияночка», п. Чернянка Белгородской области

 

Аннотация: В данной статье представлены наиболее популярные игровые методы и приемы патриотического воспитания дошкольников, которые направлены на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности. 

Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, патриотизм, нравственные чувства.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Патриотическое воспитание детей – это основа формирования будущего гражданина, поэтому важно искать новые формы работы с детьми в этом направлении. Для того, чтобы знания, полученные на занятиях, в беседах были прочными, необходимо их постоянно закреплять в повседневной жизни. Наиболее популярными формами закрепления на сегодняшний день являются технологии, основанные на использовании игровых методов и приемов патриотического воспитания дошкольников. Учитывая, что игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте является ведущей, игровые технологии смело можно назвать одними из эффективнейших средств патриотического воспитания подрастающего поколения, а самое главное, игры приносят ребенку искренние удовольствие и радость, становясь незаменимыми мотиваторами интенсивного процесса естественного познания мира и самого себя.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, учится согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях.

Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей, помогает привить уважительное отношение к историческим и культурным ценностям родной страны. В игровой форме дошкольники знакомятся с символами своей страны, областью, городом, их достопримечательностями, узнают историю своей страны.

Параллельно через игру у детей развивается словарный запас, связная речь, логическое мышление, пространственные представления, внимание и память. Среди используемых в образовательном процессе современного ДОУ, особенно популярны настольно-печатные игры.

Например, для формирования представления о родном поселке наиболее эффективны оказались настольно-печатные игры «парные картинки», «лото», «пазлы». В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Разрезные картинки с достопримечательностями поселка Чернянка, памятников архитектуры, монументов и прочее. Собирая целую картинку из частей, у детей формируется представление о целостном образе предмета, знакомим детей с памятниками и достопримечательностями. Уточняем и обогащаем их знания.

С помощью домино «Достопримечательности Чернянки» дети учатся взаимодействовать друг с другом, соблюдать правила игры, развивается внимание, уточняем и пополняем словарный запас детей. В эту игру могут играть несколько человек. 

А также игры «Найди герб Белгородской области», «Найди народные символы России», лото «Моя Россия», с их помощью дошкольники знакомятся с понятием область, с Белгородской областью, ее районами, их гербами, символикой. Закрепляются знания о государственных символах России (герб, флаг, гимн) развивается внимание и логическое мышление.

Посредством настольных игр дети старшего дошкольного возраста узнают, как называется страна, в которой он живет, ее главный город, столица, свой родной поселок, район, область, природу родной области и страны, где они проживают, способствуют формированию военно-патриотических чувств, воспитывают чувство гордости за свою страну, уважения к ветеранам и старшему поколению. Эти игры позволяют получить яркие впечатления, окунуться в исторические моменты, закалить дух, вызвать всплеск эмоций, научить действовать быстро и сообща с коллективом. 

Роль нравственно-патриотического воспитания заключается, прежде всего, в том, что через игры дети развивают высокие нравственные чувства и моральные качества. В игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание.

В игре у старших дошкольников проявляются и развиваются все необходимые к школе качества, такие как, произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность, чувства гордости за свою страну, за свой народ, помогают в воспитании любви к родной земле. 

Все это позволяет сделать вывод, что игровые технологии представляют собой одно из эффективнейших средств патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Высокая продуктивность игр объясняется их личностной ориентированностью, творческим характером ведущего типа деятельности, высокой технологичностью, нацеленностью на реальный практический результат.

Таким образом, посредством настольных игр у детей старшего дошкольного возраста развиваются высокие нравственные чувства и моральные качества, а в наших силах посадить семечко «патриота» в каждой подрастающей личности. 

 

. . . . .