Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Советы родителям будущих первоклассников "Лето перед школой"

Дата публикации: 2023-07-02 23:16:10
Статью разместил(а):
Глазкова Марина Анатольевна

Советы родителям будущих первоклассников "Лето перед школой"

Авторы: Аникеева О.В. и Глазкова М.А.

ГБУ ГППЦ ДОНМ, г. Москва

 

Аннотация: В этой статье авторы предлагают напомнить родителям о том, что должен ребёнок уметь перед поступлением в школу. Также авторы предлагают простые задания и дают рекомендации родителям, которые можно использовать в повседневной жизни для развития  ребёнка.

Ключевые слова: дети, подготовка к школе, мышление, моторика.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Весной начинается запись детей в первый класс. Считается, что 7 лет – возраст, подходящий для начала обучения. На самом деле, для поступления в 1 класс, в соответствии с Законом об Образовании в РФ, дан возрастной промежуток – от 6,5 до 8 лет. Это оправданно, так как нормальным считается, что кто-то уже к семи годам готов стать учеником, а кому-то – полезно еще год походить в детский сад. И, возможно, сейчас многие родители сомневаются пора ли их ребенку в школу. Как понять, когда ребенок действительно «созрел» для школьного обучения? В шесть с половиной лет, семь или ближе к восьми годам? Сегодня мы поговорим об этом, а также подскажем, как родители могут самостоятельно, ежедневно заниматься, тренироваться с детьми, научим некоторым упражнениям, приемам и хитростям.

По нашему мнению, готовность к школе ребенка нужно оценивать по нескольким критериям. Это и социально-личностная готовность, и психологическая готовность, и интеллектуальная готовность и физическая готовность. 

Предлагаем прочитать и ответить для себя, владеет ли ваш ребенок следующими навыками.

· знает свои ФИ, страну, в которой живет, город, адрес, дату рождения, имена и профессии родителей;

· владеет навыками самообслуживания, имеет обязанности по дому, а также предлагает и выполняет помощь по дому;

· вежливо обращается, имеет друзей, но также умеет сам знакомиться, налаживать контакт с незнакомыми детьми, умеет просить о помощи при неудаче, оказывать помощь другим;

· хочет идти в школу, учиться и получать хорошие оценки, новые знания;

· умеет длительно играть в сюжетно-ролевые игры, также умеет играть по правилам, может сам организовать игру с правилами;

· знает правила поведения в обществе, понимает смысл действий людей в разных ситуациях;

· имеет представления об окружающем мире его мире: знает названия животных, растений, овощей и фруктов, видов транспорта и др.; умеет обобщать предметы по категориям (это одежда, это мебель), сравнивать похожие предметы, находить отличия;

· считает до десяти и обратно, совершает простые арифметические действия в пределах десяти, владеет понятиями больше, меньше;

· развиты временные и пространственные представления: владеет понятиями - времена года, дни недели, вчера, завтра, раньше, позже, право, лево, верх, низ, понимает значения предлогов в, на, под, перед, за, из-за, из-под;

· речь ребенка внятна, может поддерживать диалог, грамотно излагать свои мысли, может связно и последовательно пересказывать рассказы или мультфильмы, понимать смысл и последовательность событий в сюжете;

· проявляет интерес к чтению и письму, знает буквы, может читать слоги, простые слова, пишет печатными буквами свое имя, короткие слова;

· проявляет усидчивость и внимание в течение 20-25 минут на заданиях вне сферы его интересов, а учебных, требующих волевых усилий;

· развита моторика рук: умеет лепить из пластилина, вырезать, склеивать, рисовать простые объекты, закрашивать, не выходя за контур, заштриховывать;

· достаточно физически развит, ловок, координирован, усидчив, умеет сидеть за столом, удерживая осанку.

Заметим, что эти и другие навыки у детей, формируются весь дошкольный период, и как минимум за год-два до поступления в школу. Но что же делать если все-таки пора отдавать ребенка в школу, а вы замечаете некоторые «пробелы»?

Что можно сделать летом, за три месяца до школы.

Здесь мы дадим рекомендации, как провести лето с пользой для развития, приведем примеры игр и упражнений, которые можно выполнять ежедневно на каникулах, в поездке, на отдыхе, на даче  или дома, в режимных моментах, порой не отвлекаясь от дел. Ведь даже за  летние месяцы, оставшихся перед школой, можно многому научиться, или закрепить навыки.   

Формируем мотивацию к учебе. Расскажите ребенку о том, как вы учились в школе, о любимых учителях, предметах. Как проводили время с одноклассниками, вспомните забавные случаи. Можно вместе смотреть фильмы о школьниках, читать книги. Совместно с ребенком оборудуйте учебное место, внесите такие элементы, как доска для заметок, или фиксации достижений.

Учим планировать. В дальнейшем это очень пригодиться в школе. Перед прогулкой с ребёнком (поездкой куда-либо) договоритесь, куда вы пойдёте и что будете делать и дальше обязательно акцентируйте, что уже сделали, где были и что будет дальше. По итогам поездки ребенку интересно будет нарисовать карту маршрута и рассказывать потом по карте о поездке друзьям и родственникам. А с каким удовольствием будет соблюдаться распорядок дня, если он творчески создан совместными усилиями с помощью рисунков, картинок, наклеек.

Развиваем внимание. Большое значение для готовности к школе имеет произвольное внимание, саморегуляция, удержание и выполнение задания. Когда ждём автобус или едем в машине, не даем скучать ребенку. Начинаем игру «Раз, два, три, внимательно смотри!». Даем инструкцию ребенку - хлопнуть в ладоши, если увидит красную машину. Постепенно учимся выполнять многоступенчатые инструкции. Пример такой инструкции: увидишь красную машину - хлопок, черную машину - топнуть ногой, велосипедиста – руки на пояс. Далее усложняем, проявляем фантазию. 

Развиваем память. Часто родители говорят, что ребенок «очень легко запоминает то, что ему интересно». Однако, при обучении важна произвольная память, то есть способность запоминать то, что нужно по заданию. Применяйте игру «Напоминалкин». Перед походом в магазин, говорим ребёнку, что он сегодня Профессор Напоминалкин и проговариваем список покупок, запомнить ребенок может от 5 до 10 товаров. Уже в магазине ребенок напоминает родителям, что надо купить. Также можно поручить ребенку запомнить состав блюда, или Напоминалкиным можно быть и в других ситуациях, например, при сборе на отдых, что положить в чемодан и т. д.

Развиваем мыслительные способности и речь. Формируйте у ребенка наблюдательность, любознательность, интерес к познанию окружающего мира. По возможности не давайте готовых ответов, побуждайте ребенка исследовать, размышлять, делать выводы. Чаще задавайте ребенку вопросы: зачем? почему? как ты думаешь? почему ты так решил? С дошкольниками очень полезно разгадывать ребусы, шарады, кроссворды, загадки, проводить опыты, играть в настольные игры, где надо продумывать свои действия. Вспомним «Морской бой», «Крестики-нолики» - отлично развивают зрительно-пространственное мышление.

Для развития речи больше общайтесь, читайте ребенку, беседуйте о прочитанном, важно, чтобы он понял содержание, сумел вникнуть в проблемную ситуацию, правильно оценил поступки персонажей. Наш обиходный словарь, к сожалению, очень ограничен, и именно литература помогает активизировать и обогатить словарный запас ребенка. Ошибочно считать, что в классической литературе много «ненужного», устаревших слов, ведь в школе ребенку придется осваивать наш великий русский язык со всеми его орфограммами, читать и понимать сложные тексты, пересказывать, писать сочинения.

Вспомним замечательную развивающую игру «Я знаю пять названий». Надо проговаривать: «Я знаю пять названий цветов: лютик раз, ромашка два, …». Постепенно называем и больше, 6−10 названий. Причем можно брать любые темы – как игрушки, посуда, овощи, фрукты, одежда, дни недели, города, профессии, так и любимые детьми названия героев, игр, мультфильмов, сказок и др.

Игра «Следопыт». Один из участников загадывает любой предмет. Чтобы подобраться к отгадке другой, задает вопросы, на которые можно получить ответы только «да» или «нет». Это одушевленный предмет? Он есть у нас дома? Это мебель? Это инструменты? и т.д.? Игра развивает навыки исследовательской деятельности, логическое мышление, сообразительность. 

Если ребенок еще не выучил буквы, плохо их запоминает, путает, то помогут следующие игровые упражнения. Обсуждайте образ каждой буквы, из каких элементов состоит, куда повернута, на что похожа, например, Т- на молоток, П – на перекладину, З – на змею, К – на открытый клюв и т.д., придумывайте образы вместе с ребенком. Выкладывайте буквы из палочек, спичек, веточек, пуговиц, бусин, лепите. Полезно угадывать с закрытыми глазами буквы пластиковой или деревянной азбуки на ощупь. Для игры «Исправь ошибку» пишите ребенку буквы, при этом искажайте их, не дописывайте, переворачивайте, то есть умышленно допускайте ошибки, а ребенок пусть исправляет их. Такие упражнения повышают мотивацию, развивают зрительное внимание, улучшают запоминание букв.

Развитие моторики. Лето замечательный период, чтобы укрепить здоровье, набраться сил. Осваивайте новые игры и виды спорта. Может это ролики, или двухколесный велосипед, теннис, бадминтон, скейтборд – помимо физического развития, любой новый моторный навык ведет к новому витку в развитии мозга, а также уверенность в своих силах.

Развитию мелкой моторики способствуют раскрашивание карандашами, аппликация, лепка, конструирование, и, как правило, мы их используем с раннего возраста, только сейчас работы должны быть сложнее, детализированее. Перед школой осваиваем оригами, разные виды плетения, элементы макрамэ, плетение с бусинами, бисером, шитье из фетра, собирание моделей, выжигание – все это помогает навыкам письма, улучшает почерк.

Сейчас очень популярен нейропсихологический подход для развития детей. Нейропсихологи применяют специальные дыхательные, глазодвигательные упражнения, растяжки, различные двигательные упражнения. Предлагаем упражнение «Дружные руки», это один из простых нейропсихологических приемов, который легко применять в домашних условиях. Ребенок должен при выполнении обычных действий действовать двумя руками одновременно. Например, убираем карандаши в стаканчик одновременно левой и правой руками, то есть каждой рукой берем по карандашу и одновременно вставляем в стаканчик. Или, наоборот, перемешиваем шишки и желуди, их надо рассортировать по разным коробочкам, главное работать одновременно двумя руками. Или, берем в каждую руку по карандашу и пишем на листе идентичные буквы, рисуем простые предметы, узоры. Любые нейропсихологические упражнения синхронизируют работу полушарий мозга, улучшают мыслительную деятельность, улучшают память, внимание, снижают стрессоустойчивость.   

Итак, мы привели лишь маленькую часть идей для развития ребенка, побуждаем вас к творчеству. Считаем, что насколько родитель готов включиться в процесс развития и обучения ребенка, насколько будет готов найти подход, понять, поддержать при неудачах, объяснить в доступной или игровой форме, настолько легче будет ребенку в предстоящем школьном обучении. И еще хотим вас предостеречь от чрезмерных волнений, не стоит сильно накручивать себя и ребенка, пугать трудностями в школе, говорить, что он теперь большой, взрослый, должен забыть об игрушках.

Мы считаем, что переход от садика к школе, от игровой деятельности к учебной должен быть плавным и постепенным, в 1 классе дети только начинают свой путь, они учатся учиться, и вашими совместными усилиями этот путь постепенно может быть освоен.

 

. . . . .