Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Создание условий для развития речи в детском саду

Дата публикации: 2023-06-08 20:36:30
Статью разместил(а):
Попова Екатерина Владимировна

Создание условий для развития речи в детском саду

Автор: Попова Екатерина Владимировна

ГБОУ «Школа № 727», г. Москва

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что в современном мире развитие речи дошкольников играет ключевую роль при подготовке ребёнка к школе. Но решение данной проблемы осложняется малым уровнем общения ребёнка в семье. Данная статья станет помощником педагогам ДОУ в решении следующего вопроса: какие же условия необходимо создать в своей группе, чтобы развитие речи ребёнка происходило быстрыми темпами.

Ключевые слова: развитие речи, ДОУ.

 

Речь является ярким показателем развития ребенка. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольном возрасте, тем выше гарантия успешного его обучения в школе. Особенно это актуально в настоящее время, т.к. дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые, крайне мало разговаривают со своими детьми, отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку необходимо общение. Отсюда проблема словаря, произношения, выразительности речи.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакте только со сверстниками, но и со взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. Однако анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствуют о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.

Можно возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений. Художественно-эстетическое – без художественных образов, стихов, литературных текстов, обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому абсолютно бесспорно место речевого развития в полноценном формировании личности. Поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие», которая включает в себя следующие задачи:

- владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи;

- развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного запаса;

- развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической);

- ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и познавательная литература),  формирование их осмысленного восприятия;

- развитие речевого творчества;

- формирование предпосылок к обучению грамоте.

В связи с этим встает вопрос создания оптимальных условий для полноценного развития детей. Создание условий для полноценного развития речи детей в ДОУ предусматривает: 

-  создание развивающей предметно-пространственной среды; 

- целенаправленная работа над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; 

- участие родителей в речевом воспитании. 

Насыщая групповое пространство, необходимо позаботиться в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками: современное игровое оборудование, наглядные игровые и демонстрационные материалы, провоцирующие речевую активность. Например, речевые уголки, включающие в себя: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплекса пальчиковых игр, игрушки для развития дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования связной речи, развитие фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно-ролевые игры, различные виды театров.

Требования к организации предметно-пространственной среды по ФГОС:

1) Насыщенность среды предполагает оснащение среды средствами обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; разнообразие материалов и оборудования обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие. Предметное окружение детей раннего возраста предоставляет возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.

3) Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.

4) Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Полифункциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности. Так, например, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др.

5) Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.

6) Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям.

Формы работы по развитию речи детей.

Проблемные ситуации: заблудился в парке; потерялся в магазине; встреча с незнакомым взрослым.

Проектная деятельность. «Я и моя мама», «Зимующие птицы», «Моя малая Родина». Игра. «Опиши предмет», «Добавь слово», «Подбери признак», «Исправь ошибку.

Беседы: о временах года, о профессиях, о птицах, о животных, на нравственные темы. Сюжетно-ролевые игры. Они позволяют моделировать общение детей в различных речевых ситуациях, дети учатся договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц.

Театрализованная деятельность способствует активизации разных сторон речи детей: словаря; грамматического строя; диалогической и монологической речи; совершенствованию звуковой стороны речи. Работа со стихотворениями: расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня дошкольника. Выразительное исполнение развивает технику речи: дикцию, дыхание; совершенствуется выразительность речи; звуковая культура, интонационный строй речи. Для заучивания стихотворений можно использовать мнемосхемы и мнемотаблицы.

Конструирование. Дети не только учатся строить по образцу, показу и схемам, но и  обговаривают: как строить – что, за чем; как лучше, чем закончить. Этим дошкольники обогащают глагольный словарь, учатся называть действия, упражняются в словообразовании, развивают речевую активность.

Оригами. В процессе изготовления поделок из бумаги развивается мелкая моторика. Обыгрывая поделки, дети придумывают сказки, развивают сюжет, общаются друг с другом, что развивает творческое воображение и речь детей.

Но ни одна, даже самая лучшая развивающая программа, не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка в семье осуществляется через различные формы: оформление информационных стендов, консультации, проведение конкурсов, индивидуальная работа с родителями, показ открытой непосредственно-образовательной деятельности для родителей, совместное изготовление игр и пособий по развитию речи.

Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию — это речевой театрализованный праздник. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми: инсценировка стихотворения, сказки, рассказа. Ребенок — существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить. Основным моментом творческой театрализованной игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность. Родители привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а значит, не помогают им усваивать правильную речь. Мы считаем, что следует показывать родителям в совместной деятельности с детьми, как правильно формировать речь детей, разъяснить им необходимость закрепления достигнутого.

Можно привлечь родителей к участию в создании речевого альбома «Копилка слов». Данная форма работы с семьей направлена на расширение, закрепление, конкретизации словаря ребенка и объяснения лексического значения слов. Дети с родителями должны подобрать красивые (осенние, сладкие, острые и т.п.) слова, подобрать картинку с интересным предметом, показать его всем детям и назвать. По результатам этой работы в группе создаются альбомы, книжки.

Можно проводить игротеки. Её цель — демонстрация, полученных детьми, умений, представлений на игровом материале. Родителей знакомят с различными речевыми играми. Причём родители принимают активное участие в игре с детьми.

По рекомендации педагогов можно ввести в жизнь семьи игру «Я дарю тебе словечко», цель — расширить словарь детей. Дети приносят в группу подаренные слова и знакомят с ними своих друзей. Родители участвуют в создании домашней игротеки. Данный вид работы не требует специальных материалов и пособий.

Учитывая большую загруженность родителей домашними делами и накопленную к концу дня усталость, мы предлагаем «Игры на кухне»: Игры на обогащение словаря. «Волшебные слова». Какие слова можно «вынуть» из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? «Угадай-ка». Давайте вспомним вкусные (сладкие, кислые, солёные, горькие) слова и угостим ими друг друга. Ребёнок называет вкусное слово и «кладёт» вам в ладошку, а затем вы ему. «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок её заканчивает: — Ворона каркает, а воробей …

Игры на развитие грамматического строя. «Поварята». Приготовим сок из яблок (яблочный), пирог из рыбы (рыбный), варенье из малины (малиновое) и т.д. «Упрямые слова». На свете есть упрямые слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, пианино, какао, пальто, метро …). Задавайте ребёнку вопросы и следите, чтобы он не изменял слово.

Игры на развитие слоговой структуры. «Путаница». Жили-были слова. Однажды они веселились, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги и т.д.).

Такие игры не отнимут у родителей много времени и не требуют специальной подготовки. А ежедневное их применение будет неоценимо для развития речи ребёнка, и покажут ребёнку заинтересованность родителей его проблемами и ещё больше укрепит их взаимоотношения.

Речевая газета — эта форма взаимодействия педагогов с семьями популярна как у детей, так и у родителей. Содержание газет определяется актуальными на данный момент вопросами речевого развития детей конкретной группы и может быть посвящено решению одной из речевых задач. В младших и средних группах могут быть такие темы как «В гостях у слова», «Поговори со мною, мама». В старших группах — «Грамотей», «Как красиво говорит, словно реченька журчит» и другие. Обязательным условием выпуска речевых газет является их интерактивный характер. Интерактивность заключается в том, что материал, размещенный в газете, побуждает родителей к активному взаимодействию с детьми и педагогами, предполагает обратную связь. Оформляться газеты могут на стендах, в виде книг, журналов, папок-вертушек.

Интерес представляет конкурс семейных газет, в которых родители делятся своим опытом воспитания культуры речи в семье, рассказывают о семейных традициях, оформляют фотографиями, рисунками. Газета — продуктивная форма общения с семьей, она результативна, помогает педагогам привлечь внимание взрослых к речевому развитию дошкольников, обучать и развивать детей играя, объединять детей и родителей на основе общих интересов.

Активно родители участвуют в конкурсе совместного с детьми сочинения. Тематика разнообразная «Письмо Деду Морозу», «Сочиняем сказку», «Сочиняем стихи» и др.

«Круглый стол» -  предполагает обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов. В ходе обсуждения той или иной проблемы воспитатели и профильные специалисты вместе с родителями могут моделировать жизненные и педагогические ситуации, что даёт возможность последним не только накапливать знания в области воспитания детей, но и  устанавливать доверительные отношения с педагогами ДОУ.

Семинары-практикумы являются эффективной формой работы с родителями, которые нуждаются в приобретении практических навыков воспитания ребёнка-дошкольника. Они проводятся для продуктивного обучения родителей определённым методам  взаимодействия с детьми дошкольного возраста, эффективным приёмам организации детской деятельности. Семинары – практикумы могут включать элементы деловых игр, тренингов,  мастер-классов, разборы проблемных ситуаций по видеосъёмкам, решение педагогических кроссвордов, заполнение перфокарт и другие способы организации активизирующего общения с каждым родителем.

Эффективной формой взаимодействия «педагог-родитель-ребенок» стала проектная деятельность. Она предполагает активное сотрудничество детей и взрослых, способствует развитию творчества в разных видах познавательно-речевой деятельности, обеспечивает современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Участвуя в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса и начинают осознавать свою роль в нем. Темы и содержание проектов определяются педагогами совместно с детьми и родителями на основе определения актуальных задач развития детей конкретной группы, детских интересов. Так, в проекте «Сказка в нашей семье» родители могут сделать альбом с любимыми сказками, рисунками, фотографиями, статьями о том, как книги помогают в воспитании детей, какие интересные слова и выражения в них встречаются.

Проект «Чудо пальчики» позволил родителям осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включится в изготовление пособий для тренировки рук из подручного материала, проявляя свое творчество.

Обязательным условием реализации всех проектов является активизация речевой деятельности детей, совместное речевое творчество. Проекты рассчитаны на значительный отрезок времени. Завершается проект презентацией, которая предполагает выпуск газет, альбомов, организацию выставок, праздник. Взрослые и дети демонстрируют результат своей деятельности, радуются достижениям друг друга.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.

 

Список литературы:

 1. Березина Т.А. Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников / Детский сад: теория и практика. — 2016. — № 8. — С. 104—112.

 2. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). - СПб.: Детство-Пресс, 2013.

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 

4. Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении дошкольного образования. сост. Н.А. Ковтун, Е.Н. Шутова. – Гомель, 2017.

5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

 

. . . . .