Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Пособие для детских садов "Волшебный круг"

Дата публикации: 2023-02-20 00:55:00
Статью разместил(а):
Михайлова Татьяна Витальевна

Пособие для детских садов "Волшебный круг"

Автор: Михайлова Татьяна Витальевна

ГБДОУ № 36 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

Цель: формирование социокультурных навыков и развитие эмоционального интеллекта; содействие в организации гибкого планирования образовательной работы с детьми.

Возраст: дошкольный (3-7 лет).

Описание: пособие представляет собой вращающиеся круги, поделенные на разноцветные, одинаковые по размеру сектора (12 или 8 секторов), каждый из которых имеет свое название и является добровольным выбором вращающего круг. Сектор считается выпавшим, если на него укажет стрелка, закрепленная в центре круга. На каждом секторе расположена картинка, иллюстрирующая задание для вращающего круг. Допустимы буквенные подписи, если картинка недостаточно точно отражает суть выпавшего сектора. Содержание пособий:

Круг приветствия / прощания с воспитателем — включает в себя 12 секторов - «Вежливое слово», «Рукопожатие», «Воздушный поцелуй», «Танец маленьких утят», «Дай пять!», «Обнимашки», «Улыбка», «Комплимент», «Поклон», «Веселые пальчики», «Ладушки», «Выбери сам» (при выпадании этого сектора ребенок самостоятельно выбирает из 11 вышеизложенных).

1571 02

Круг «Чем мне заняться» - включает в себя 12 секторов - «Рисование», «Лепка», «Книга», «Машинка», «Кукла», «Конструктор», «Кухня», «Больница», «Парикмахерская», «Кубики», «Пожарный», «Выбери сам».

1571 04

Круг «Если поругались» - включает 8 секторов - «Помирились - улыбнулись», «Помирились - покривлялись», «Помирились - обнялись», «Помирились - мизинчики», «Помирились — пожали ручки», «Помирились — поговорили», «Помирились — потанцевали».

1571 03

Круг «Следующее задание», 6 пустых секторов, разработан для НОД, сектора заполняются воспитателем при разработке сценария мероприятия (НОД) с целью самостоятельного выбора детьми следующего задания. Для многократного использования картинки для этого круга не крепятся насовсем, а снимаются и меняются для проведения следующих НОД.

1571 06

Круг «Что я хочу знать про ...», 12 пустых секторов - для самостоятельного заполнения детьми. Воспитанники формулируют собственные пожелания относительно образовательного процесса в рамках предложенной воспитателем темы (что они хотят знать), воспитатель размещает на секторах круга детские запросы в схематичной форме, закрепляя их канцелярскими булавками. Круг для многократного использования.

1571 05

Круг «Домашнее задание», 12 секторов: «Вытереть пыль», «Поухаживать за питомцем», «Разобрать обувь», «Разложить одежду в шкафу», «Помыть посуду», «Подмести пол», «Ни разу не закапризничать», «Налить маме чаю», «Сделать маме комплимент», «Накрыть стол к ужину», «Полить цветы», «Разобрать свои игрушки» - для организации детского досуга дома и помощи маме.

1571 01

Допустимы 2 варианта крепления кругов — на устойчивую подставку, либо на стену, при условии, что это не помешает свободному вращению круга.

Материалы: непосредственно основа кругов изготовлена из пенопласта (легкость вращения), сектора оклеены цветной бумагой, стрелка из картона, механизм вращения - пластик.

Варианты применения: с детьми - групповой (в процессе проведения НОД), индивидуальный (для помощи воспитаннику в выборе); с родителями; с коллегами.

Пояснительная записка.

Социокультурное развитие - это формирование у детей системы ценностей: представлений о добре и зле, времени и пространстве, дружбе. В процессе социокультурного воспитания дети осваивают социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются определенные нормы и правила.

Социокультурное развитие ребенка по ФГОС ДО должно осуществляться путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Младший дошкольный возраст – это особенный возрастной период, «святой», «хрупкий», самый чувствительный к разнообразным влияниям. Ребенок впитывает всё новое, как «губка», а значит, все, что он в себя вбирает, оно становится его частью и начинает определенным образом влиять на его психическое и духовное развитие.

Ребенок развивается физически, интенсивно развивается и его внутренняя жизнь, он активно включается в систему поведения, способов общения. Огромную роль в этом становлении играет семья, но не стоит преуменьшать и значимость детского сада, где ребенок проводит огромное количество времени, и это время наполнено общением со сверстниками и взрослыми людьми.

Круги приветствия / прощания с воспитателем и круг «Если поругались» помогут решить сразу две культурные проблемы дошкольника — неумение / нежелание / стеснительность при приветствии взрослых и неумение мириться со сверстниками. После прокрутки круга и определения с действием, которое необходимо выполнить, ребенок снимает с себя ответственность за выбор приветствия / способ помириться, испытывая при этом психологическое облегчение. Причем на круге «Если поругались» из восьми секторов лишь один предлагает ребенку не мириться, а «дуться дальше» (этот вариант нельзя совсем игнорировать), что автоматически наталкивает ребенка на мысль, что мириться надо. Позже развивается желание попробовать испытать все возможности круга, выполнить задания всех секторов. Уже по дороге в детский сад ребенок планирует, как бы он хотел поприветствовать воспитателя, а по приходу чувствует себя дорогим, желанным гостем. Находясь в коллективе и наблюдая за сверстниками, также выполняющими задания круга, уходит стеснение, раскрывается творческий потенциал ребенка, появляется заинтересованность и удовольствие от прихода в детский сад и общения с воспитателем. Опробовав все возможные приветствия, ребенок определяется с самыми понравившимися и жаждет выпадения сектора «Выбери сам». А что же происходит, если этот сектор не выпадает ребенку и не предоставляет возможности сделать самостоятельный выбор?

В настоящее время активно развивается теория эмоционального интеллекта. Это связано с тем, что эффективное взаимодействие с другими людьми, основанное на эмоциональных связях, и эффективное управление своими собственными эмоциями позволяет человеку реализовать себя, достигать поставленных целей и быть успешным в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Формирование эмоциональной сферы человека и его эмоционального интеллекта происходит с самого раннего детства. Если эмоциональное воспитание реализовано в недостаточной степени, то возникают серьезные проблемы. В сoвременном обществе увеличивается число детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении и развитии эмоционального интеллекта. Дети не могут понять чувства других, не умеют понимать свое настроение и внутреннее сoстояние других людей. У многих детей появляется напряженность, занижена самооценка, дети становятся тревожными.

Разработанное мною пособие позволяет ребенку сделать выбор в случае, если он с ним затрудняется. Либо, что более вероятно и более желанно с точки зрения развития эмоционального интеллекта, отказаться от случайного, бессознательного выбора в пользу действительно собственного, то есть учит ребенка определяться с собственными эмоциями, желаниями. Причем учит без участия взрослого, без долгих нравоучительных бесед, которые вызывают у дошкольника лишь неприятие и нежелание слушать. Развитие эмоциональной сферы происходит бессознательно, без постороннего навязчивого вмешательства. Таким образом, если ребенку не выпадает сектор «Выбери сам» он вполне может просить о собственном выборе воспитателя. И здесь грамотный педагог обязательно разрешит ребенку сделать собственный выбор, чем простимулирует развитие эмоционального интеллекта. Более всего для этой цели подходит круг «Чем я хочу заняться».

Круг с пустыми секторами позволит педагогу осуществить в непрерывной образовательной деятельности с детьми деятельностный подход. Подготовив подходящие задания для НОД достаточно лишь расположить их в произвольном порядке на секторах, предоставив возможность детям в игровой форме самим выбрать задание. Как правило, порядок заданий не регламентирован, поэтому это не нарушит качества мероприятия и предлагаемого материала, но привнесет игровую составляющую.

Пособие также позволяет педагогу грамотно организовать собственную работу по гибкому плану. Гибкое планирование образовательного процесса нацелено на равновесие между собственной активностью ребенка и активностью взрослого, обогащающего ребенка опытом и поддерживающего его усилия по освоению мира и реализации собственного потенциала.

Переход на гибкое планирование нам так же трактует ФГОС ДО и Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где говорится о том, что необходимо идти от детей, следуя их интересами и потребностями в познании окружающего мира.

Педколлектив вправе сам выбирать, как планировать работу с детьми. Главное – учитывать требования ФГОС и выстраивать образовательную деятельность так, чтобы каждый ребенок в группе чувствовал себя комфортно и уверенно, мог проявлять инициативу, самостоятельность и развивать творческие способности. То есть важно учитывать не только возрастные, но и индивидуальные интересы и возможности воспитанников. Круг «Что я хочу знать» поможет педагогу осуществить в рамках выбранной темы гибкое планирование образовательной работы — уточнить интересы детей, заранее подготовить развивающую среду и информационное поле. Воспитанники с помощью воспитателя закрепят на пустых секторах круга свои ответы на вопрос «Что я хочу знать про...», а после будут выбирать собственную совместную образовательную деятельность согласно своим интересам и потребностям.

Круг «Домашнее задание» поможет детям и родителям определиться с выбором собственного вечернего досуга. У ребенка появится желание выполнить выпавшее ему задание с родителями, что укрепит семейные взаимоотношения, мотивирует к совместному времяпрепровождению.

Пособие можно дополнять новыми кругами в зависимости от потребностей детей и воспитателя.

 

. . . . .