Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Формирование основ безопасности у дошкольников

Дата публикации: 2023-01-24 17:22:33
Статью разместил(а):
Любовская Елена Алексеевна

Формирование основ безопасности у дошкольников 

Автор: Любовская Елена Алексеевна

МБОУ "Кубинская СОШ № 2 имени Героя Советского Союза Безбородова В.П.", дошкольное отделение - детский сад № 56, г. Кубинка, Московская область

 

Аннотация: В последние годы проблема формирования основ безопасности становится всё более актуальной. Ей уделяется самое пристальное внимание в образовательных учреждениях всех видов и уровней. Наиболее уязвимой категорией, подверженной различным видам опасности, являются дети дошкольного возраста. В силу своих физических и интеллектуально-личностных возможностей, не способны оценить опасную ситуацию, но при этом они как никогда открыты новому опыту, восприимчивы к воздействиям, позволяющим формировать у детей основы безопасности. 

Ключевые слова: безопасность, правила поведения, дошкольники. 

Тематическая рубрика: Дошкольное образование. 

 

На сегодняшний день тема безопасности человека очень актуальна. Родители, как никогда, испытывают тревогу за своих детей: и маленьких, и больших. Взрослые не могут быть постоянно рядом с детьми, оберегая и защищая их от опасности. Задача взрослых подготовить подрастающее поколение к встречам со сложными жизненными ситуациями, которые необязательно могут состояться.

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности, т.к. в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому мы должны сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать умение правильно действовать в неадекватных ситуациях.  

Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами образовательных учреждений. Ведь ребенок при неумелом поведении в группе, на прогулке, на спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Да и за воротами детского сада могут подстерегать опасности, которые можно избежать лишь путем целенаправленного обучения основам безопасного поведения с самого раннего детства.  

Все взрослые, сначала родители и близкие люди, а потом воспитатели и педагоги, являются важными учителями для ребенка при формировании его системы ценностей и безопасной жизнедеятельности. Вот почему внимание к вопросам по формированию ОБЖ остается приоритетным в любом образовательном учреждении.

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем современном мире и, с точки зрения ученых, включает в себя несколько направлений: идентификация опасностей (распознание опасностей и их источников), разработка профилактических мер, устранение возможных ситуаций.

Опыт работы специалистов нашего дошкольного учреждения по формированию основ безопасности у воспитанников детского сада богат и разнообразен мероприятиями (дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение познавательной и художественной литературы, просмотр мультфильмов, досуги и развлечения, проектная деятельность, наблюдения, беседы, виртуальные экскурсии, конкурсы и выставки, тренинги и родительские собрания на актуальную тему).

Профилактические меры осуществляются с приходом малышей в учреждение и реализуются на протяжении всего пребывания детей в детском саду. Практика доказала необходимость формирования ОБЖ именно с младшего дошкольного возраста, так как в дальнейшем полученный детский опыт определяет взрослую жизнь каждой личности.

Опасность - это явление, процесс или объект, способный в определенных условиях непосредственно или косвенно нанести ущерб здоровью человека.  

Причинить вред жизни и здоровью могут: природные явления, предметы быта, др. люди, растения, животные и многое др. Поэтому выделяются следующие опасности: 

  • - природные (землетрясения, наводнения, понижение и повышение температуры воздуха, солнечные излучения, встреча с дикими животными, ядовитые насекомые и растения) 
  • - техногенные - связанные с техникой: острые, колющие, режущие предметы, электрический ток, автомобили, газ. 
  • - социальные (криминальные преступления и др. пороки общества). 

В зависимости от места пребывания опасности могут подстерегать детей в быту, на природе, на улицах города, опасность могут представлять незнакомые люди. 

Любознательность и интерес ребенка к окружающей среде может быть для него небезопасный. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, следует воспитать готовность к эффективным и обоснованным действиям в возможных неадекватных ситуациях. Для этого существует целая система последовательной и целенаправленной деятельности - «от простого к сложному», которая берет свое начало с постановки целей и задач каждого запланированного мероприятия, с учетом возрастных особенностей детей.

Весь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники. 

Цель работы с родителями - объяснить важность, актуальность проблемы безопасности детей, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье. 

Все родители, конечно, любят своих детей. Но любовь не всегда ведает, что творит. Одни родители слишком опекают своего малыша, мешая ему учиться предчувствовать и оценивать опасность, другие, напротив, предоставляют ребенку неограниченную свободу, с которой он еще не может справиться.  

Истина, как всегда, посередине: нужно воспитывать и уверенность в своих силах, и осторожность. При этом логика – плохой помощник: дошкольник не умеет выстраивать причинно – следственные связи. Лучше всего действовать через игру. 

Нужно научиться самим и научить родителей наблюдать за ребенком в ходе любого взаимодействия с малышом – видеть не только как он играет, с кем, какой он милый и обаятельный, но и замечать, что происходит в его организме. 

Физическое здоровье ребенка формируют в этом возрасте взрослые. 

Родители не должны заблуждаться, что ребенок мал, и в дальнейшем все можно исправить. Подправить – да, но изменить в корне – нет. Результаты наших трудов скажутся через годы и особенно проявятся в подростковом возрасте. 

Ребенок сам не может определить, что ему вредно, а что полезно, заметить, что в нем изменилось. Эту задачу, не нарушая естественного хода жизнедеятельности детей, помогают решать педагоги и родители. 

Методика с использованием сюжетных картин «Уроки безопасности» и интерактивных презентаций, игр, в процессе решения проблемных ситуаций позволяет сформировать у дошкольников компетенции безопасного поведения и быть психологически готовыми к преодолению опасных ситуаций. Данную методику можно использовать и как диагностический аспект: «безопасность на отдыхе», «бережем свое здоровье», «съедобное-несъедобное» и т.д.

Интересным инновационным методом считаю метод стихосложения. Дети и взрослые (воспитатели, родители) с большим интересом «включаются» в процесс творческой деятельности о здоровом образе жизни.

Закончить свое выступление мне хочется словами Ф. Бэкона: «Знание есть сила, сила есть знание».

 

Список литературы: 

1. Авдеева Н.Н. Безопасность. Система развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста по основам безопасности. /Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Детсво-Пресс, 2014. 144с.

2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет.

3. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, Беседы. Игры. / З.С. Дмитриенко. М.: Детство-Пресс, 2015. 240с.

4. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО–ПРЕСС», 2019. 117 с.

5. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Взаимодействие семьи и ДОО. / Л.Л.Тимофеева. М.: Детство-Пресс, 2015. 176с. Серия: ОБЖ детей дошкольного возраста).

 

. . . . .