Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Развитие речи дошкольника через театрально-игровую деятельность

Дата публикации: 2022-10-30 00:30:43
Статью разместил(а):
Цокова Д.Ю.

Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность

Автор: Цокова Диана Ю.

МБДОУ № 99, г. Владикавказ

Аннотация: В основу моего проекта заложена идея организации театральной студии. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребёнка основано на опыте народа. Народный фольклор во всех его проявлениях в значительной мере оказывает положительное эмоциональное воздействие на детей.

Ключевые слова: развитие речи, театрально-игровая деятельность, старший дошкольный возраст. 

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально-игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что они позволяют повысить темп развития речи, за счет включения ребёнка в творческую деятельность.

Важное значение в возникновении у детей потребности в игре особого рода, а именно театрализованной, имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность централизованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображение деятельности взрослых, их начинают увлекать новые игры, навеянные литературными произведениями. Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации. Но при этом текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре. Потому что детей больше увлекает именно сам сюжет, его правдивое изображение, а не выразительность исполняемых ролей.

Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра — это своеобразный плацдарм, на котором получает своё дальнейшее развитие централизованная игра. Оба вида игр развиваются параллельно. Но сюжетно-ролевая игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованная — у детей 6-7 лет.

Исследователи отмечают близость сюжетно-ролевой и театрализованной игры. При этом существуют и некоторые отличия:

- В сюжетно-ролевой игре дети отражают впечатления, полученные в жизни.

- В театрализованной — из готового источника (литературно-художественного).

- В сюжетно-ролевой игре инициатива детей направлена на создание сюжета.

- В театрализованной — на выразительность разыгрываемых ролей.

Деятельность детей в сюжетно-ролевой игре является ориентировочной и не может быть представлена для показа зрителю, а в театрализованной игре у действия могут быть зрители: другие дети, родители.

Не секрет, что многие дети страдают от неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировании в пространстве. У них слабо развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи, недостаточность эмоционально-волевой сферы. Такие дети склонны к тормозным процессам и в процессе игры у них часто проявляется робость, скованность и быстрая утомляемость.

Детям же с повышенной возбудимостью, наоборот, не хватает внимательности и сосредоточенности.

И, как показывают практические наблюдения, особая роль в повышении умственной активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов, повышении эмоциональной активности принадлежит именно театрализованным играм.

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий.

Приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых. Так, например, чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театра позволяют детям осваивать законы жанра. А ещё накопленные впечатления помогают им в разыгрывание простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребёнок начинает всё более свободно чувствовать себя в творческой игре.

Педагог должен осознано выбирать художественные произведения для работы. Сначала воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести с детьми по нему беседу для понимания не только содержание произведения, но и отдельных средств выразительности.

Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации. При рассматривании иллюстрации особое внимание необходимо уделять анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. При организации игр можно использовать фланелеграф. Так особенно эффективно использовать фланелеграф для составления сезонных сказок. Например, на небе появилась тучка, из неё сыплются сестрички-снежинки, они покрывают землю белым пушистым покрывалом. Можно использовать настольный кукольный театр, в котором чётко фиксируются различные ситуации. Особенно много сценок можно разыграть с куклами бибабо.

Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в творчестве. Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе родителей. Рекомендуемые формы работы с родителями:

- проведения досугов;

- организация тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи»;

- беседы и консультации;

- домашнее сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание;

- совместное изготовление атрибутов, костюмов для представлений.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должны быть оборудованы:

- театральная зона или уголок сказки,

- «тихий уголок», в котором ребёнок может побыть один и порепетировать какую-либо роль перед зеркалом, или ещё раз посмотреть иллюстрации.

В группе детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров и разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклю. В целях учёта полоролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Участвуя в театрализованных играх, дети активно познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Тематика игр может быть разнообразной.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.

В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Полезно использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном интонировании слов:

радостно и грустно,

удивленно и спокойно,

тихо и громко,

быстро и медленно,

и так далее.

Именно так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность и плавность речи. В театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры.

Итак, театрализованная игра — один из самых эффективных способов воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения «учить, играя!»

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются полученные детьми знания об окружающем мире. Развиваются такие психические процессы, как внимание, память, восприятие, воображение. Активно стимулируются мыслительные операции.

Происходит развитие различных анализаторов. Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений. У детей развивается эмоционально-волевая сфера.

Происходит коррекция поведения ребёнка. Формируется чувство коллективизма, ответственности друг за друга, опыт нравственного поведения. Значительно стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

 

Список литературы:

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М., 2003.

2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.

3. Белая А.Е. Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 1999.

4. Васильева Н.Н. Навоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1996.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. М., 1982. Т.2

6. Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М., 2004.

7. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.

8. Куликовская Т.А. Забавные чистоговорки. М., 1999.

9. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. М., 1997.

10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

 

. . . . .