Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Трудовые поручения для младших дошкольников на прогулке летом

Дата публикации: 2022-05-21 02:16:19
Статью разместил(а):
Мартынова Надежда Николаевна

Трудовые поручения для младших дошкольников на прогулке летом

Автор: Мартынова Надежда Николаевна

МБДОУ «Детский сад № 26 общеразвивающего вида»

 

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что дети младшего дошкольного возраста проявляют интерес к жизни растений и животных, любят помогать взрослым ухаживать за ними.

Ключевые слова: труд, дети, взрослый, прогулка, поручения.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

 

Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребёнка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудиться, а так же будут развиваться нравственные качества. Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Важным структурным компонентом прогулки является выполнение детьми посильных трудовых действий. Трудовые поручения – наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд не может стать планомерной и систематической деятельностью малышей.

При выполнении трудовых поручений активизируется двигательная, а также речевая активность каждого ребёнка. В тесном соприкосновении с природным материалом обогащается чувственная основа познания: уточняются цвет, величина, форма предметов; взрослый фиксирует внимание детей на гладкой и шероховатой поверхности одних, на различном весе других и т.д. Сам природный материал поддерживает неослабевающий интерес детей к действиям с ним. Упражнения в их выполнении закрепляют трудовые умения и навыки. Это приводит к тому, что дети с удовольствием начинают проявлять свою самостоятельность. У детей начинают проявляться волевые усилия: очень хочется поиграть с водой, но прежде необходимо наполнить бассейн, а потом уже играть. Вначале нужно отнести ведёрки на место, а потом уже строить дом из песка.

Появившаяся самостоятельность способствует тому, что дети начинают выполнять то или иное трудовое действие для других: приносят песок для малышей, траву для кроликов и т. д. У них возникает желание прийти на помощь окружающим, позаботиться о живых существах. Бережное обращение с орудиями труда воспитывает у детей аккуратность, стремление к порядку.

При выполнении трудовых поручений теперь несколько изменяются отношения между взрослым и дошкольником. Ребёнок уже не такой беспомощный, каким был в начале года. Взрослый, оставаясь неизменно рядом, несколько иначе строит свои отношения с детьми. Он уже не берёт на себя основную часть работы, не стремится демонстрировать образцы для подражания. Конечный результат хорошо знаком детям по предыдущему опыту, знакомы и требования взрослого выполнять последовательно всю цепь необходимых действий, в основном знакомы и сами трудовые действия. Воспитатель напоминает последовательность действий, уточняет характер их выполнения.

Заставить ребят с первого раза понять важность того или иного повседневного действия сложно, если об этом просто говорить. В труд нужно играть. Детская заинтересованность в игре помогает усвоить важность ежедневной деятельности и привить ответственность за её выполнение.  Побуждения к началу совместных действий играют положительную роль при осуществлении задуманного. Например, воспитатель останавливает расшалившегося малыша: «Если будешь разливать воду, цветы не напьются»; «Не соберёшь камешки - не будет угощения для кукол».

В тёплое время года дошкольников следует научить правильно пользоваться водой. Как только взрослый предложит принести воду, дети сразу же начинают играть с ней: они несут воду, стараясь расплескать её, оглядываясь на лужи, оставленные на асфальте; намеренно толкают ведёрки, чтобы облить собственные ноги и рядом идущих ребят. Задача воспитателя – снять возбуждённость детей. Например, он предлагает им наполнить бассейн для того, чтобы вымыть игрушки. В этом случае за водой надо сходить несколько раз и каждый поход должен преследовать определённую цель, например, вылить всю воду в бассейн тонкой струёй. В последующем можно показать детям, как правильно пользоваться лейкой. Чтобы научить их не проливать воду на ноги, можно предложить для тренировки поливать песок в песочнице, передвигаясь вдоль её края. Чтобы дети не задерживались на одном месте, взрослый медленно двигается сам, произнося речёвку: «Ты, водичка, лей, лей! Ты, песочек, пей, пей!» Только тогда, когда все ребята научатся правильно пользоваться лейками, воспитатель предлагает им полить огородные гряды, а затем цветы на клумбе. Песочницу теперь малыши поливают, чтобы увлажнить песок, а затем из него сооружать всевозможные постройки.

В процессе систематической, планомерной работы, проводимой на прогулке, изменяются и отношения детей между собой. Если раньше они не замечали действий друзей, находящихся рядом, сконцентрировав своё внимание лишь на действиях взрослого, то теперь наблюдают за тем, как выполняют поручения сверстники. Этому способствуют и высказывания взрослого: « Выполнил задание, посмотри, не нужно ли помочь другу». Такая направленность в работе с детьми приводит к тому, что они по собственной инициативе обращаются к воспитателю: «Можно с нами пойдёт Маша? Мы ей поможем набрать песок».

Трудовое воспитание младших дошкольников на прогулке может осуществляться эффективно при условии систематического включения детей в выполнение совместных  со взрослым трудовых действий. Планируя каждодневную работу на прогулке, воспитатель должен отчётливо представлять, какие из имеющихся умений и навыков будут закреплены, какие знания уточнены.

Для того чтобы малыши овладели необходимыми навыками, важно соблюдать принцип повторности трудовых поручений. Причём тематика их должна меняться в зависимости от того, какой природный материал используют дети, какие впечатления получают во время наблюдений, какова последующая за трудовыми действиями самостоятельная игровая деятельность детей.

Воспитатель организует работу на прогулке с учётом климатических условий, уровня подготовленности всей группы и индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Систематическая и планомерная работа в условиях прогулки будет способствовать реальному осуществлению задач всестороннего гармонического развития и воспитания младших дошкольников.

 

Список литературы:

1. В.Н. Кастрыкина, Г.П. Попова. «Организация деятельности детей на прогулке. Вторая младшая группа». Издательство: Учитель,  Волгоград.

2. Л.В. Куцакова. «Трудовое воспитание в детском саду». Издательство: Мозайка-Синтез, Москва, 2018 г.

3. С.Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке с малышами». Издательство: Мозайка-Синтез, Москва, 2018г.

 

. . . . .