Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Авторы: Бикбаева Мария Владимировна
и Неустроева Ирина Анатольевна
МБДОУ "Детский сад № 41", г. Иркутск
Аннотация: Статья посвящена патриотическому воспитанию дошкольников, а также описан опыт работы нашего сада.
Тематическая рубрика: Дошкольное образование.
"Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма". В.А. Сухомлинский.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут.
Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
1. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.
2. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.
3. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.
4. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
5. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
6. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.
Как воспитать маленького патриота?
Мы живем прекрасном городе – Иркутске. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине, готовности встать на защиту Отечества.
Исходя из вышесказанного, наше дошкольное учреждение ставит цель: формировать нравственно-патриотические чувства дошкольников в процессе изучения истории, культуры, природных и экономических особенностей родного края.
Данная работа включает целый комплекс задач:
1. Дать детям представления об истории нашего края.
2. Познакомить детей с символами России и города: гербом, флагом, гимном.
3. Воспитывать уважение к труду людей, чувство гордости за трудовые достижения земляков.
4. Расширять знания детей о родном городе, как частице русской земли.
5. Развивать интерес к традициям национальной культуры русского народа. Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам.
6. Обогащать знания детей о природных богатствах родного края, их роли в социальном и экономическом развитии области.
7. На примере жизни знаменитых людей города Иркутска воспитывать чувства гражданской ответственности, гордости за трудовые и боевые подвиги своих земляков.
8. Воспитывать любовь и привязанность, созидательное отношение к родному городу и родному краю.
Ведущей формой работы по ознакомлению с родным краем, городом являются познавательные занятия по теме, экскурсии по городу, посещение музеев, Вечного огня, планетария, театров города.
Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников. Наши родители совместно изготовили альбомы о любимых местах города. Приняли участие в выставках фотографий «Любимый Иркутск - середина земли».
Дети нашей группы участвовали в конкурсе чтецов «Русское слово», «Капельки поэзии».
Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни.
Наши родители активно участвуют родители в создании развивающей среды: организации оформлении фольклорных праздников атрибутами русского быта, изготовлении для детей элементов русских костюмов.
Работая в данном направлении, мы уже достигли результатов:
- дети получили необходимые знания о своем городе, области России;
- продолжается тесное сотрудничество с родителями;
- педагоги продолжают повышать педагогическое мастерство;
- расширилось сотрудничество детского сада с организациями города;
- пополняются групповые уголки по нравственно-патриотическому воспитанию новыми материалами;
Планы на будущее:
- продолжить работу по патриотическому воспитанию;
- использовать в дальнейшем проектный метод работы;
- создать мини-музеи «Семейные коллекции», «Русская изба».
Гражданственность, любовь к Родине, почитание и уважение народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры – все это является для человека очень важным, независимо от того взрослый это или ребенок.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если взрослые сами будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.
Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.
Литература:
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. УЦ Перспектива. Москва, 2008 г.
2. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Творческий центр. Москва, 2007 г.
3. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников. Дошкольная педагогика (февраль 2009г.).