Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Мастер-класс для молодых учителей "Портрет современного учителя"

Дата публикации: 2024-03-03 21:09:20
Статью разместил(а):
Кудухова Нонна Нугзаровна

Мастер-класс для молодых учителей "Портрет современного учителя"

Докладчик: Кудухова Нонна Нугзаровна

 

Использование психологических тренингов в работе классного руководителя.

Любая деятельность может успешно осуществляться только при условии готовности к ее выполнению. В школе должны создаваться условия для развития индивидуального профессионального стиля. Педагог должен приобщаться к научно-исследовательской работе, экспериментаторству, творческому взаимодействию и сотрудничеству. Учителю надо владеть психолого-педагогическими, методическими, исследовательскими, прикладными умениями. К общепедагогическим умениям относят коммуникативные, организаторские, познавательные, конструктивные. Учитель должен обладать убеждениями, мировоззрением, социально одобряемыми морально-волевыми качествами, рядом педагогических способностей и профессионально значимыми личностными качествами: навыками общения, педагогическим тактом, интуицией, эмпатией, эмоциональной уравновешенностью.

От личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося. В мировой и российской педагогике разрабатываются модели идеального учителя и его подготовки, предъявляются новые требования к облику «модели» педагогов, к тому минимуму знаний, которым должен владеть практически каждый специалист.

Ведущими задачами педагога нового типа являются:

- создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника;

- учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся;

- коррекция сложного мира отношений, интересов, увлечений ребенка: помощь ему в осознании основных социальных ценностей.

Великий мыслитель Конфуций писал: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем». 

Учитель-воспитывающий– это творческий человек, несущий знания, любовь, доброту воспитанникам, поэтому слово зашифрованное на доске постоянно сопровождает нас в течении всей профессиональной деятельности. Все этапы работы нашей работы тесно перекликаются с этим словом.

- Какие же ассоциации возникают у вас, когда слышите слово ТВОРЧЕСТВО?

Т - талант

В - воспитанность

О - одаренность

Р - развитие

Ч - честность

Е - единство

С - совершенство

Т - трудолюбие

В - восхищение

О - общение 

Предназначение учителя, на мой взгляд – стать тем солнечным лучом, который согреет своими лучами ученика. Учитель – это творец будущего, ведь он создает своего ученика, который будет направлен в будущее и через 10 лет кропотливого труда выйдет во взрослую самостоятельную жизнь, как в открытый космос. 

А сейчас мы с вами поработаем в группах. Попробуем составить образ идеального современного педагога. (Работа групп под музыку)

Задание для 1 группы

Попробуйте составить образ идеального современного педагога глазами администрации.

Задание для 2 группы

Образ идеального педагога глазами учащихся. 

Задание для 3 группы

Образ идеального педагога глазами родителей.

Школа  обеспечивает воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям.

3. Упражнение «Дерево успешного  воспитания».

Каждый получает заготовку «Дерева семейных ценностей» и примерный перечень возможных ценностей (чтобы участникам было легче сориентироваться).

Задача участников – ранжировать ценности:

- в корневую систему помещают самые важные, от которых не откажутся ни при каких условиях.

- в ствол – важные, но от которых в некоторых случаях можно отказаться.

- в крону – желаемые, но не обязательные ценности.

Участникам объясняется, что они могут воспользоваться подсказкой из перечня, могут что-то добавить свое.

Фундамент педагогического мастерства охватывают такие составляющие как: личность педагога (в т.ч. темперамент и стиль педагогического общения, о котором мы говорили), его знания (как полученные в институте, так и приобретенные самостоятельно в результате самообразования и саморазвития) и педагогический опыт (в ходе которого отрабатываются навыки работы, общения с детьми, использования различных технологий, методов и приемов).

Одним из "камней преткновения" на уроках молодых и неопытных учителей является вопрос дисциплины. Конфликтная ситуация на уроках очень часто возникает в результате неопытности педагога, как следствие неграмотного, непрофессионального, неэтичного его поведения.

Авторитарный тон еще никого не спас в подобных случаях. Напротив, создание искусственной дистанции между учителем и классом (или учащимся) редко идет на пользу делу и не помогает устранить конфликт.

• Конструктивное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя.

• Всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие.

• Если ученик бросил вызов учителю, значит, у него есть на это причина.

• Каждая конфликтная ситуация – острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива.

• Разумнее провести глубокое размышление при первых симптомах неблагополучия, чем начать это после серьезных проявлений конфликта.

• Положительные находки в работе зачастую забываются, промахи же помнятся долго, иногда всю жизнь.

Конфликт легче предотвратить, чем разрешить!

Целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения

• Не следует за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

• Необходимо тщательно готовиться к уроку, чтобы не допустить даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

• Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

• Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

• Хорошо организованная совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.

• Предупредительность и корректность поведения учителя снижает напряжение в общении.

Каждый из вас, конечно же, уже столкнулся на уроках с конфликтными ситуациями, найти выход из которых порой так не просто.

«Решение педагогических ситуаций»

Сейчас вам предстоит это сделать, но с разных позиций. 1-я группа – с точки зрения учеников, 2-я – с точки зрения учителей, а 3-я – родителей.

1. Звонок на урок. Учитель физики входит в класс и наблюдает следующую картину: по классу летает воробей, ученики стараются его поймать...

Учитель, успокаивая ребят, обратился к воробью: "Ну что, бедняга, испугался? Есть, наверное, хочешь? А тебя никто не накормил?" И, обращаясь к классу, попросил: "Что же вы, хозяева, так к гостю относитесь? Покормить бы надо". Нашлись хлеб и вода. Ребята успокоились, воробей тоже. Изредка, правда, он совершал перелеты по классу. Но урок шел как обычно. Зато следующий урок был сорван. Учитель, зайдя в класс, стал требовать признания в том, кто пустил птицу в кабинет, возмущаться поведением учеников, кричать, что они сорвали ему урок. В результате учитель покинул в возмущении класс. Урок действительно был сорван.

2. Учительница биологии пришла на урок в 10 класс. Подготовленный плакат висел на доске вверх ногами. Все ждали реакции учителя...

Учительница начала объяснять урок по перевернутому плакату. Конечно, ученикам было непонятно. После объяснения они попросили перевесить плакат. Она ответила, что ей все равно, как объяснять урок, а если ученикам непонятно, то в следующий раз нужно быть внимательнее дежурным, которые вешали это наглядное пособие.

3. Ребята решили сорвать урок молодой учительницы. При этом они договорились на уроке хрюкать. Когда педагог вошла в класс, раздались соответствующие звуки...

Тогда она обратилась к лидеру класса: "Вот хорошо, Витя, я вас как раз на ферму собралась повести на экскурсию. Будешь переводчиком? Поможешь в общении с животными?" Все засмеялись. Урок прошел как никогда живо и весело.

Одним из "камней преткновения" на уроках молодых и неопытных учителей является вопрос дисциплины. Конфликтная ситуация на уроках очень часто возникает в результате неопытности педагога, как следствие неграмотного, непрофессионального, неэтичного его поведения

Авторитарный тон еще никого не спас в подобных случаях. Напротив, создание искусственной дистанции между учителем и классом (или учащимся) редко идет на пользу делу и не помогает устранить конфликт.

• Конструктивное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя.

• Всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие.

• Если ученик бросил вызов учителю, значит, у него есть на это причина.

• Каждая конфликтная ситуация – острый сигнал о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива.

• Разумнее провести глубокое размышление при первых симптомах неблагополучия, чем начать это после серьезных проявлений конфликта.

• Положительные находки в работе зачастую забываются, промахи же помнятся долго, иногда всю жизнь.

Конфликт легче предотвратить, чем разрешить!

Целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения

• Не следует за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.

• Необходимо тщательно готовиться к уроку, чтобы не допустить даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

• Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.

• Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

• Хорошо организованная совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.

• Предупредительность и корректность поведения учителя снижает напряжение в общении.

Современной школе нужен такой учитель, который ценит и уважает ребёнка, умеет и стремится выстраивать обучение и воспитание так, чтобы подрастающее поколение стало в будущем опорой нашего государства, гордостью современной России.

Всегда спешите к детям, радуйтесь каждой встрече с ними, тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече с вами.

 

. . . . .