Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 30.04.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Изучение темы "Ордынское нашествие на Русь" в 6 классе основной школы

Дата публикации: 2024-01-11 17:23:52
Статью разместил(а):
Дзюба Ирина Никифоровна

Изучение темы "Ордынское нашествие на Русь" в 6 классе основной школы при работе при работе по формированию гражданской идентичности в соответствии с ФГОС ООО

Докладчик: Дзюба Ирина Никифоровна

МКОУ Новокузьминская ООШ Ордынского района Новосибирской области

 

Актуальность данной работы связана с принятием обновленного Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). ФГОС ООО 2010 г. поставил одной из главных задач формирование гражданской идентичности школьников, социализацию личности; освоение учащимися универсальных способов принятия решений в самых разнообразных жизненных и социальных ситуациях на каждом этапе возрастного развития. В обновленном ФГОС ООО 2021 г. направленность стандарта на обеспечение формирования российской гражданской идентичности выражена в «Общих положениях». Задача формирования гражданской идентичности подрастающего поколения  является одной из самых главных воспитательных и образовательных  целей нашего государства.  Образование в целом и историческое образование в частности становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития страны.

ФГОС основного общего образования ставит перед учителем задачу: быть готовым к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели и задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Необходимость модернизации школьного образования вызвана меняющимся общественным запросом и требованиями времени. Оптимальной формой модернизации стал системно-деятельностный подход. В его рамки  входит большое число педагогических технологий. Они носят  метапредметный характер и могут быть реализованы в результате использования  нового учебно- методического комплекса по отечественной истории.

Тема «Ордынское нашествие на Русь» носит ярко выраженную патриотическую направленность, что соответствует задачам ФГОС по воспитанию учащихся в духе патриотизма и формированию гражданской идентичности. В Концепции нового УМК по отечественной истории говорится: «Воспитанию патриотизма и гражданственности у школьников при изучении отечественной истории способствует обращение к ярким примерам воинских подвигов многих поколений россиян». Тема «Ордынское нашествие на Русь» содержит немало таких моментов: героическая оборона Рязани, Козельска и других русских городов, подвиг Евпатия Коловрата, поединок Пересвета с Челубеем, Куликовская битва. Период с середины XIII по XV рассматривается как время кардинальных перемен в судьбе России, удар, нанесенный по русским землям, серьезно изменившим, прежде всего их политическое положение.

Историография по теме.

По теме монгольского нашествия  в историографии имеется много публикаций разного времени и имеющих несколько точек зрения. Первые упоминания о «Батыевом погроме» имеются в летописях. Авторы Южнорусской летописи всячески подчеркивали жестокость монголов и их вероломство, а суздальский летописец рассказывает о нашествии Батыя значительно более сдержанно и склонен видеть основную причину поражения славянских князей в их постоянных междоусобицах. Московские же летописи создают представление о разрушительном характере Батыева нашествия, о времени угнетения Руси и разжигания ханами княжеских усобиц.

Первым ввел в научный оборот словосочетание или термин «монголо-татары» российский историк первой половины XIX в. П.Н. Наумов. В.Н.Татищев, С. М. Соловьев, В. В. Каргалов называют нашествия «татарскими», хотя в них участвовали кочевые народы различного происхождения.

Общую картину нашествия попытался дать в «Истории Российской» В.Н. Татищев. Он подробно описал походы Батыя, что определило дальнейшее развитие историографии монголо-татарского нашествия.

Российские историки XIX в. М.И. Иванин и С.М. Соловьева впервые сделали попытки осмыслить события похода Батыя с точки зрения военного историка. Этим были заложены основы изучения военного искусства монголов.

Советские историки в своих работах опирались на уже накопленный фактический материал. Ярким представителем взглядов эмигрантской исторической школы евразийцев являлся профессор Г.В. Вернадский.

Дальнейшее развитие получил поставленный еще в XIX в., но вызывающий до сих пор жаркие споры вопрос «о всемирно-историческом значении героической борьбы русского народа против татаро-монгольских завоевателей, спасшей страны Центральной и Западной Европы от разгрома кочевниками». Выработан единый взгляд на последствия монгольского нашествия как на страшное бедствие для народа, надолго задержавшее экономическое, политическое и культурное развитие Руси, поставлен вопрос «об особенностях классовой борьбы в условиях иноземного ига и ее роли для сохранения народом возможностей самостоятельного исторического существования». Значительно расширена источниковая база исследований. В 1937 г. были опубликованы новая «История монголов» Д. Оссона и сборник «История Татарии в документах и материалах», содержащий многочисленные выдержки из современных нашествию восточных и западноевропейских источников. В 1940 г. С.А. Аннинский издал материалы венгерских миссионеров XIII в. о монголах и народах Восточной Европы, а год спустя С.А. Козин – русский перевод «Сокровенного сказания», важного монгольского источника XIII в.

К середине 60-х гг. XX в. появились многочисленные научные и научно-популярные работы советских историков, в которых давался общий очерк нашествия и его оценка, содержались интересные наблюдения и выводы, основанные на привлечении археологических данных. Была подготовлена почва для специального исследования о монгольском нашествии, выполненного В. В. Каргаловым, который, основываясь на критическом анализе всей суммы летописного материала, использовании восточных и западноевропейских источников, широком привлечении археологических данных, в своей работе уточнил и конкретизировал традиционную картину нашествия Батыя. Она считалась весьма авторитетной и почти не подвергалась критике в советской историографии. В последнее время в научных трудах некоторых отечественных и зарубежных историков наметилась тенденция, направленная на пересмотр устоявшихся взглядов и выводов, выдвинуты новые оригинальные концепции и идеи. Л.Н. Гумилев поставил под сомнение не только вопрос о всемирно-историческом значении героической борьбы народа против монгольских завоевателей, но и сам факт этой борьбы. Однако эти идеи не нашли отклика среди историков, прежде всего из-за свойственной автору некоторой публицистичности стиля и недостаточной научной корректности при аргументации его построений. Более весомой представляется точка зрения Д. Феннела – признанного главы западноевропейских славистов, профессора Оксфордского университета. В своих работах он критически рассматривает сведения летописей о монгольском нашествии и выдвигает положение о том, что походы монголов в 1237–1240 гг. оказали не такое разрушительное влияние на внутреннюю жизнь Руси, как было принято считать.

С начала 1990-х гг. начинается новый этап в отечественной историографии изучения истории взаимоотношений Руси и Золотой Орды. В российской науке это было связано, во-первых, с появлением возможности преодоления крайностей тенденциозности и идеологизации в отношении изучения и освещения истории Золотой Орды; во-вторых, с разработкой новых методологических подходов и концепций русско-ордынских отношений; в-третьих, с интенсивным изучением золотоордынского наследия в национальных историях народов Российской Федерации. Считается, что определение начала 1990-х гг. в качестве рубежа в исследованиях русско-ордынских отношений также справедливо для историографии Монголии и некоторых стран СНГ. Принимая во внимание отсутствие кардинальных изменений в западноевропейской традиции изучения Руси и Золотой Орды, специфика рассматриваемого этапа в историографии Западной Европы и США просматривается в усилении интереса к истории Руси и Монгольской империи, интенсификации и расширении международных исследований, выработке новых теоретических подходов.                                                                 

Характерной чертой современной российской историографии русско-ордынских отношений стало обращение к евразийской концепции, недоступной в советский период. Основным идейным постулатом исследований в данной области явился тезис, сформулированный П.Н. Савицким: «без “татарщины” не было бы Руси». Евразийская концепция была разработана в трудах Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Э. Хара-Давана, Г.В. Вернадского и получила продолжение в работах Л.Н. Гумилева. Идеи, заложенные представителями евразийской исторической школы, активно развиваются во многих современных трудах.

Содержательный историографический обзор изучения русско-ордынских отношений представлен в монографии Ю.В. Кривошеева. Характеризуя новейшую историографию взаимоотношений Руси и Золотой Орды, Ю.В. Кривошеев отмечает противостояние евразийской концепции и концепции русско-ордынских отношений, сформированной в советской исторической науке в конце 30-х – 60–70-х гг. XX в. Согласно евразийской концепции русские княжества входили в состав Золотой Орды как «Русский улус», при этом Русь не остановилась в развитии, а обогатилась новыми приобретениями. Альтернативная точка зрения, по мнению ученого, не отождествляет Русь и Золотую Орду в территориальном и общественном смыслах. Вместе с тем Русь 2,5 столетия находилась под тяжелым ордынским «игом», что обусловило ее отсталость от Европы.

Более детальный анализ современного состояния изучения русско-ордынских отношений представлен в статье Ю.В. Кривошеева «“Монгольский вопрос” в русском общественном сознании: прошлое и современность, наука и идеология» (2005). Ученый отмечает, что в 1990-е гг. формируется представление об ограниченности рамок сугубо конфронтационной трактовки отношений Руси и Золотой Орды с позиции господства – подчинения, что предполагает многосторонний и многоуровневый анализ. Реализацию данного подхода ученый видит в работах А.А. Горского, Д.Г. Хрусталева и др.

Ф.Ф. Мухаметов в своей диссертации обозначил следующие перспективы изучения современной историографии русско-ордынских отношений: во-первых, проведение более глубоких исследований понятийного аппарата и терминологии проблемы, которые на современном этапе вызывают многочисленные дискуссии; во-вторых, создание цельного научного исследования по проблеме монгольского завоевания Руси в сопоставительном анализе отечественной, национальной и зарубежной

Историография русско-ордынского военного противостояния отражена в трудах Ю.В. Селезнева, А.О. Амелькина, Е.И. Сусенкова, Д.Г. Хрусталева, А.Б. Широкорада. Историография исследования правовых аспектов взаимоотношений Руси и Золотой Орды показана в работах Р.Ю. Почекаева.

Работы Ю.В. Селезнева, В.Н. Рудакова, И.И. Назипова и других ученых отражают тенденции преодоления концепции татаро-монгольского ига в современной отечественной историографии.

Источниковедческий анализ русско-ордынских отношений представлен в трудах А.А. Арсалановой, Р.Ю. Почекаева, И.Н. Данилевского В.Н. Рудакова, В.Ю. Кривошеева, А.А. Горского, А.П. Григорьева, Ш.Б. Чимитдоржиева и др.

Среди работ американских ученых, посвященных вопросам современной историографии русско-ордынских отношений, необходимо отметить исследования Ч. Гальперина и Р. Пайпса.

Историографические и источниковедческие исследования русско-ордынских отношений проводятся белорусскими учеными. С.Б. Жарко отмечает, что в современной историографии нет единого обоснованного взгляда на историю монгольского нашествия. А.В. Мартынюк подчеркивает, что в современной российской историографии наблюдается слабое знакомство с зарубежной литературой по данной теме.

В работе С. Цолмон «Монгольская Золотая Орда», аккумулировавшей достижения современной монгольской историографии русско-ордынских отношений, делается акцент на преобладании в современных работах более взвешенных и объективных оценок взаимоотношений Руси и Золотой Орды.

Вместе с тем на сегодняшний день отсутствует комплексное исследование современной историографии изучения русско-ордынских отношений как отдельного этапа в российской и зарубежной исторической науке. При этом наблюдается увеличение числа книг, статей и диссертационных исследований, посвященных взаимоотношениям Руси и Золотой Орды, вследствие чего возникает потребность в историографическом обобщении.

Место темы в основной образовательной программе.

Тема «Ордынское нашествие на Русь является одной из важнейших тем курса «История России». Федеральная образовательная программа основного общего образования предусматривает изучение следующих аспектов истории России, связанных с ордынским нашествием на Русь:

Русские земли и их соседи в середине XIII - XIV в.

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго).

… Александр Невский. Взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

… Роль Православной церкви в ордынский период русской истории

… Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура.

… Распад Золотой Орды, образование татарских ханств.

… Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний…. Литературные памятники Куликовского цикла.

Учебно-методический комплекс для работы по теме «Ордынское нашествие на Русь».

В соответствии с утвержденной Концепцией нового УМК по отечественной истории рекомендованными и имеющими гриф «Допущено» МО РФ являются учебники  издательства «Просвещение» авторов Арсентьева Н.М., Данилова А.А., Стефановича П.С., Токаревой А.Я., А.В.Торкунова, А.П. Дмитриева. Их содержание соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, освещает  все предусмотренные ФОП ООО вопросы истории России с древнейших времён до конца XVI века. Данный учебник состоит из двух частей и открывает линию учебников по отечественной истории.

С учетом современных достижений отечественной и мировой исторической науки авторы излагают ключевые события отечественной истории. Впервые в школьном учебнике дается синхронизация исторического процесса. Значительное внимание уделено вопросам культуры и быта; формированию важнейших культурно-исторических ориентиров для формирования  гражданской идентичности  личности учащихся на основе изучения исторического опыта России и человечества. Содержание  учебника адаптировано под возрастные и психологические особенности учащихся. Научное содержание учебника обновлено авторами  с учетом последних достижений мировой исторической науки, показаны роль и место отечественной истории в русле мировых событий. В основу линии УМК положен культурно-антропологический принцип. Вопросам культуры и повседневной жизни населения, различных его слоев, уделено большое внимание.

Содержание учебника направлено на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих возможностей школьников. В основу методического аппарата учебника положен системно-деятельностный подход в обучении, направленный на формирование у школьников универсальных учебных действий  и способствующий формированию навыков анализа, синтеза, отбора и систематизации материала, умения самостоятельно работать с информацией и использовать приобретённые знания в повседневной жизни. . Этому способствуют разноуровневые вопросы и задания, отрывки из исторических сочинений, темы для проектов, исследований, творческих работ.

В состав УМК по отечественной истории для 6 класса входят:  

1. Учебник. В 2 частях

2. Рабочая тетрадь

3. Контрольные работы

4. Тетрадь для проектов и творческих работ

5. Атлас

6. Контурные карты

7. Сборник рассказов

8. Методическое пособие (на сайте)

Планируемые результаты освоения темы «Ордынское нашествие на Русь».

К важнейшим личностным результатам изучения темы относятся:

1) в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

2) в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

3) в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;

В результате изучения темы у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

- определять познавательную задачу;

- намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта;

- систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием;

- определять новизну и обоснованность полученного результата;

- представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и другие);

- осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и другие) - извлекать информацию из источника;

- различать виды источников исторической информации;

- высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно);

- коммуникативные универсальные учебные действия:

- представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире;

- участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;

- публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

Ррегулятивные универсальные учебные действия:

- владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);

- владеть приемами самоконтроля - осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов;

- вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

- выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;

- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);

- регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения;

Совместная деятельность:

- осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей;

- планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе - на региональном материале;

- определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды;

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

- систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем);

- выявлять характерные признаки исторических явлений;

- раскрывать причинно-следственные связи событий;

- сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы.

Особенности методики изучения темы. Поурочное планирование.

Тема «Ордынское нашествие на Русь» изучается в курсе «История России» в 6 классе в третьей четверти учебного года. Уроки по этой теме входят в темы поурочного планирования:

49. Возникновение Монгольской империи и ее завоевательные походы

50. Борьба Руси против монгольского нашествия.

55. Дмитрий Донской. Куликовская битва

56. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории

62. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды

65. Развитие культуры единого Русского государства: летописание и житийная литература

 

. . . . .