Развитие творческого воображения у учащихся ДХШ и ДШИ
Развитие творческого воображения у учащихся ДХШ и ДШИ
Докладчик: Лазарева Александра Максимовна
МБОУ ДО ДШИ «Вдохновение»
Творческий потенциал детей, в частности их воображение, открывает широкие горизонты для применения интегративного подхода в процессе образования и воспитательной работы. И здесь особую роль играет изобразительное творчество детей, которое предлагает многообразие путей для их развития.
Сейчас актуальным является воспитание учащихся художественных школ в творческой направленности. Это может быть достигнуто через систематическое и регулярное взаимодействие с детьми. Я убеждена, что предлагаемые упражнения нацелены на стимулирование творческого воображения и могут быть интегрированы в программу занятий по различным предметам.
Темой данного исследования является определение процесса развития творческого мышления у младших классов ДХШ и ДШИ через творческую деятельность на уроках изобразительного искусства, а также изучение природы творческого мышления и способов его развития у учеников.
Среди главных задач исследования стоит выделить следующие пункты:
1. Изучение и анализ научных и методических материалов, а также применение практического опыта в области творчества.
2. Выявление особенностей творческого мышления в разные периоды развития личности ребенка.
3. Разработка примеров заданий и упражнений для развития творческих способностей учащихся с внедрением в творческую деятельность на занятиях.
Фантазия является результатом изучения окружающего мира с визуальной и практической точки зрения и играет ключевую роль в нашей повседневной жизни. Представьте себе, что произошло бы, если бы этот мыслительный процесс вдруг исчез: не существовало бы культуры и искусства, дети не слышали бы сказок и песен, не играли бы в игры. Поэтому значение воображения столь значимо в нашей жизни. Оно зарождается и развивается в процессе труда, и его суть заключается в том, что невозможно работать, не представляя себе конечный и промежуточный результат.
Ведущую и основную роль, которая лежит в основе любого творчества, играет воображение. Различают несколько типов воображения: репродуктивное (воссоздающее натуру), продуктивное (производящее образ предмета по описанию), творческое (новые образы, которые требуют отбора материала в соответствии с задумкой
В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной (Л.С. Выготский, В. Вундтом, и др.). В ходе исследований наиболее эффективными показали себя следующие методы:
1. Агглютинация. Суть агглютинации заключается в присоединении в воображении частей или свойств одного объекта к другому для создания нового образа. Этот метод широко используется искусстве, науке и сказках, примером могут служить такие герои сказок и мультипликации, как кентавр, женщина-кошка и т.д.
2 .Схематизация. Её смысл заключается в том, что при создании образа воображения отдельное представление сливается, различия сглаживаются, черты сходства выступают четко. Примером может послужить любой схематичный рисунок.
3. Типизация - процесс обобщения объектов, имеющих родственные связи, для того чтобы выявить у них общие, повторяющиеся признаки. Пример: портрет лучника, мечника.
4. Акцентирование - это заострение, подчеркивание, утрирование каких-либо признаков предмета; выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура).
Многие специалисты в области психологии утверждают, что активности детей, связанные с изобразительным творчеством, нельзя назвать настоящим творчеством. Вероятно, это связано с тем, что развитие воображения и развитие логики у детей находятся на разных уровнях на раннем этапе их развития, и такая относительная автономия детского воображения, его независимость от логического мышления, скорее является проявлением недостатка, а не изобилия детских фантазий. Тем не менее, многие педагоги придерживаются другой точки зрения и утверждают, что детское творчество имеет свою ценность.
Творческий потенциал человека неразделим с его эмоциональным миром. Когда наши чувства насыщены и многообразны, мы можем лучше использовать нашу фантазию. Игровая активность у детей – это классический пример того, как эмоции стимулируют воображение. С возрастом, когда ребенок учится в школе, его фантазия становится менее активна, что приводит к утрате эмоциональной насыщенности восприятия, необычности мыслей. Таким образом, воображение и личностное развитие неразрывно связаны. Игры помогают ребенку обогатить собственный жизненный опыт, пробуждая чувства и компенсируя неиспытанные переживания, что способствует развитию таких качеств, как храбрость и справедливость. Именно воображение и фантазия служат фундаментом для игровой активности.
Следующий период, который можно назвать "чувствительным", наступает в период подростков и молодежи. На этом этапе мечта приобретает особое значение и становится центром внимания. В этот период ребенок строит мечты и представляет свое возможное будущее.
Воображение играет важную роль и в жизни взрослых. Люди, которые сохраняют яркое воображение во взрослом возрасте, обладают талантом и считаются одаренными личностями.
При организации уроков по изобразительному искусству необходимо сохранять интерес учащихся как обязательный элемент, где главной целью действий учителя будет мотивация учащихся к созданию оригинальных композиций при помощи нестандартной деятельности. Моя идея заключается в использовании разнообразных художественных методов для осуществления учебного плана. При изучении каждой новой темы важно стремиться к поиску особого, но наиболее выразительного способа её воплощения. Например, это может быть:
1. Внедрение в рисунок красками аппликаций, тканевых и газетных вырезок
2. Монотипия, гравюра на картоне, линогравюра, граттаж.
3. Рисование акварелью с использованием свечей или соли, мятой бумагой, бисера.
Для формирования способности у детей размышлять над образом, фантазировать я предлагаю использовать на каждом занятии упражнения для развития воображения:
Упражнения – рисунки:
1.«Образ» (Из пятнах акварели на бумаге ищем силуэт предмета, животного или человека и обводим гелиевой ручкой).
2. «Закомпонуй» (Из представленного набора предметов или геометрических фигур составить максимальное количество вариантов композиций).
3. «Цвет музыки» (На листе бумаги рисуем под музыку разноцветные фигуры, ассоциирующиеся с этой музыкой).
4. «Какая картина?» (Листом с отверстием 2–3 сантиметра накрываем репродукцию картины известного художника и передвигаем, пока учащиеся не угадают по фрагментам в отверстии картину)
Данные упражнения можно внедрять как дополнительные к основной учебной программе.
В заключение хочется сказать, что в наших силах помогать в развитии воображения- одной из самых важных составляющих развития личности детей. В наше время существуют множество методов и приемов, открывающих возможности для расширения педагогического опыта.