Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект урока в 10 классе по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Дата публикации: 2024-05-03 11:11:23
Статью разместил(а):
Каримова Гульнар фоэловна

Конспект урока в 10 классе по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Автор: Каримова Гульнар Фоэловна

МОБУ СОШ им. Пикунова А.С., д. Дорогино Уфимского р-на республики Башкортостан

 

В конспекте представлены нетрадиционные методы и приемы работы с произведением на уроке, новый взгляд на обучение анализу произведения старшеклассников. Герои произведения анализируются как традиционными способами, так и с точки зрения современной психологии. Материал будет полезен преподавателям старших классов, обучающимся и студентам–филологам.

ТЕМА: Художественное мастерство писателя. Психологизм в романе «Преступление и наказание»

Цель урока:

1. Выявить средства психологического анализа в романе, проанализировать поступки героев с точки зрения современной психологии

• Образовательные:

1. Выявить средства психологического анализа в романе.

2. Проанализировать поступки героев с точки зрения современной психологии.

•  Развивающие:

1. Формировать умение анализировать эпизод текста.

2. Формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста.

3. Формирование умения логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские  темы, подтверждая суждения текстом.

4. Совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся.

• Воспитательные:

1. Воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним.

2. Способствовать духовно-нравственному развитию учащихся; воспитывать гордость за русскую литературу.

3. Формирование умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанных художественных произведений.

4. Дать возможность научиться обработке информации, систематизации и анализу художественного произведения.

Тип урока: урок-тренинг.

Методические приемы (эпиграф, высказывания великих, постановка проблемного вопроса, театрализация), направленные на достижение следующих результатов:

· Работа с информационным потоком;

· Выборочная работа с текстом;

· Построение аргументации;

· Умение задавать вопросы;

· Умение решать проблему;

· Умение вырабатывать собственное мнение;

· Умение выражать свои мысли;

· Умение аргументировать свою точку зрения;

· Умение сотрудничать и работать в группе.

Формы организации познавательной деятельности:  фронтальная, индивидуальная, групповая. 

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературы проведу у вас я. Ребята, как вам комфортнее, чтобы я к вам обращалась, на вы или на ты? Я Гульнара, и я гуманная. А вы кто и какие вы? Давайте познакомимся поближе. Очень приятно познакомиться с такими замечательными ребятами.

Урок у нас пройдет в форме социально-психологического тренинга.

В мире есть наука, которая изучает душу человека. Какая это наука? (Психология). А как связаны психология и литература? (Ответы)

Известно, что в центре каждого литературного произведения стоит человек с его сложным внутренним миром. Поэтому каждый писатель - это психолог, задача которого раскрыть душу человека, понять мотивы его поступков.

На прошлых уроках вы анализировали один из величайших романов современности «Преступление и наказание». Сегодня мы с вами продолжим разговор об этом произведении.

Как вы думаете, с какой стороны мы сегодня будем анализировать это произведение?

Верно! Тема нашего урока Художественное мастерство писателя. Психологизм в романе «Преступление и наказание».

Цели урока:

1. Выявить средства психологического анализа в романе.

2. Проанализировать поступки героев с точки зрения современной психологии.

Дадим определение психологизма.

ПСИХОЛОГИ́ЗМ —  изображение психологических переживаний человека в художественном произведении, воссоздание внутренней жизни героя в eё динамике. Как вы думаете, кого больше всего читают за рубежом?

Достоевский — самый популярный русский писатель в мире. Его произведения переведены на 170 языков. За последние несколько лет статьи о нем вышли в большом количестве СМИ разных стран от США и Евросоюза, до Японии и Китая. Этой чести не удостаивались многие не менее маститые писатели, не говоря уже о лауреатах Нобелевской премии по литературе (хотя, Федор Михайлович таковым лауреатом не был). Согласно рейтингу аудиокниг на русском языке, Федор Достоевский стал самым популярным писателем, которого слушают любители чтения за рубежом.

Именем Достоевского названы проспекты и улицы, школы и театры, самолеты и пароходы. Даже в космическом пространстве есть объекты с именем Федора Михайловича: кратер на Меркурии и малая планета 3453. То есть получается такая, не побоюсь этого слова, хорошая реклама, которая побуждает даже тех, кто не очень любит читать, хотя бы послушать, кто такой Достоевский и о чем же он писал. Достоевский – это бренд, как и русская литература. Мы можем гордиться нашей страной, нашей литературой, нашим талантливым народом. Чем же этот мрачный и немного странный автор смог заслужить признание в Европе и Америке? Скорее всего, в этом замешана необычная судьба писателя, и умение понять психологию человека.

Давайте сначала вспомним сюжет романа. Поиграем?

Итак, "Своя игра".

1. Какие журналы редактировал Достоевский? («Время», «Эпоха»)

2. Как называлась политическая партия, которую основал и к которой принадлежал Достоевский? («Почвенники»)

3. В каком журнале и в каком году впервые был опубликован роман

«Преступление и наказание»? («Русский вестник» , 1866г.)

4. Как Достоевский сам излагает основную мысль своего произведения?

(«Это психологический отчет одного преступления»).

5. Как сам Достоевский формулирует идею своего романа?

(«Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием»).

6. Где, при каких обстоятельствах возникает у Достоевского интерес к проблеме преступления, изображенного в романе?

(На каторге: много не только политических, но и уголовных преступников).

7. В каком месяце происходят события в романе «Преступление и наказание»? (В июле)

8. Раскольников получает от матери письмо: «письмо было большое, плотное, в два лота». Что значит «в два лота»?

(Лот — русская мера веса (12,8 г.), применявшаяся до введения метрической системы. Вес письма= 25,6 г.)

9. Назовите отчество Сони Мармеладовой. (Семёновна).

10. Сколько лет Родиону Раскольникову при встрече с ним в романе?

(23 года).

Молодцы!

Наверное, вы уже знаете жанр этого произведения. Какой это роман?

Верно, социально-психологический, философский.

Выдающимся мастером в изучении человеческой психологии является Ф.М. Достоевский, и венцом его исследования души человека является роман «Преступление и наказание». И в целом роман считается социально-психологическим. Почему? (вопрос в класс)

Какое событие ключевое в этом романе? (Убийство старухи - процентщицы). А в каком жанре литературы в центре убийство (Детектив). А можно ли назвать «Преступление и наказание» детективом? Какие типичные сюжеты у детектива?

Да, «Преступление и наказание» слишком узко называть только детективом. Это социально-психологический роман.

Многие считают Достоевского одним из основоположников современной психологии за его точные описания человеческих переживаний, даже З. Фрейд указывал на талант русского писателя, что было совсем ему не свойственно.

По мнению большинства литературоведов, «Преступление и наказание» (1866) – социально-психологический роман, в котором автор исследует внутренний мир отдельного героя, а также психологию, характерную для разных социальных групп: униженного и оскорбленного городского люда, преуспевающих торговцев, обездоленных крестьян, мелких служащих. В основе драматического конфликта романа – «внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями, между собой» (Ю.В. Лебедев).

Ф.М. Достоевского считают одним из родоначальников психологизма в литературе. Каждый из его героев – индивидуальность, яркий тип личности. На наш взгляд, понять героев романа «Преступление и наказание», объяснить их поступки, действия помогут знания из области психологии.  

Мы сегодня постараемся разобраться во внутреннем мире героев не только с точки зрения человека 19 века, а будем оперировать современными психологическими понятиями.

Таким образом психологию или внутренний мир человека Достоевский показывает читателю через такие приемы. Как мы узнаем о внутренних переживаниях и чувствах?

Портрет, Пейзаж, Сон, Монологи, Речь, Символы, Говорящие фамилии.

1. Портрет. Поговорим про портретную характеристику героев. Перед вами отрывки романа с портретными характеристиками героев. Ваша задача соотнести героя и его характеристику. 

(Берут характеристики и клеят под именем героя)

Родион Романович Раскольников – бывший студент Петербургского юридического факультета. Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкования фамилии героя. Одно происходит от слова раскол, что означает «раздвоение», другое связано со словом раскольничество, то есть это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей») – так пишет Н.С. Прокурова.

Как себя чувствует герой после убийства?

Кого из истории можно привести с синдромом мании величия? (Гитлер)

К чему привело это?

Раскольников не хочет, как большинство, молчаливо повиноваться и терпеть. Отсюда, по мнению Раскольникова, возможен лишь один вывод – он должен доказать себе, что он - не «тварь дрожащая», а прирождённый «властелин судьбы», имеющий право преступить элементарные нравственные законы и нормы, признаваемые нерушимыми обыкновенными людьми. Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, который он рассматривает как испытание, чтобы определить, кто он - обыкновенный или необыкновенный человек.

У Раскольникова были иррациональные установки, но глядя на Соню, он осознал насколько они не правильны, поэтому единственным для него выходом это было признание. По сути, Раскольников - жертва сложившихся внешних обстоятельств и неверной установки. 

Соня Мармеладова 

Выбор женского персонажа пал на Соню Мармеладову из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В общепринятом понимании она - один из самых сильных женских персонажей в русской литературе. Её личностными качествами восхищаются. Она пример для подражания многих людей, ведь она пожертвовала всем, чтобы спасти свою семью и впоследствии своего возлюбленного. Её считают героиней, которая готова пойти на многое ради близких, но что, если она вредит себе таким поведением? Что, если она никогда не думает о себе и своём благополучии? Например, когда она стала жить по жёлтому билету, чтобы её семья, хоть и не кровная, выбралась из нищеты. Этим она навредила своему душевному здоровью. Второй яркий пример — она бросила всё и уехала вслед за Раскольниковым, чтобы дождаться его из заключения. Она ни на секунду не задумалась о том, как она будет там жить, чем она будет зарабатывать на жизнь и стоит ли эта жертва таких усилий. Соня Мармеладова всегда готова на самопожертвование. Она готова прийти на помощь людям, чтобы те смогли обрести счастье, не задумываясь о том, что кто-то не хочет быть спасенным, а принудительное спасение никому не пойдёт на помощь. 

Такое желание всем помогать, добровольно отказываясь от личных интересов и ценностей, в психологии называют «синдромом спасателя» или в английской версии «white knight syndrome» («синдром белого рыцаря»). Особенностью синдрома спасателя является то, что через помощь другим спасатели помогают себе, они пытаются удовлетворить свою потребность быть полезными. Такие люди считают, что любовь и заботу нужно заслужить. Например, помочь человеку, бросив на это все свои силы и жертвуя собой. 

Но более, чем портрет, у Достоевского важна речь героев. Здесь нужно обратить внимание на манеру речи, манеру общения и манеру произносить внутренние монологи.  Очень интересны монологи героев (особенно внутренние). Раскольников постоянно говорит сам с собой. Проанализируем один из его монологов (ч.1, гл.4).  Давайте прочитаем. (Ученик читает)

- Как строится его монолог? 

- Он обращается сам к себе, задает вопросы и отвечает, его можно разделить на несколько голосов.

- Каков характер вопросов? 

- Дразнящие, обличительные, герой издевается на собой.

- Каково его внутреннее состояние, почему он с таким наслаждением себя дразнит? 

- Герой возбужден, расстроен, сознание его воспалено, он поддразнивает себя, чтобы «непременно что-нибудь сделать, во что бы то ни стало решиться, хоть на что-нибудь…».

Вспомните еще эпизоды, в которых герои бредят, волнуются, злятся. ФРАГМЕНТ МОНОЛОГА НА ЭКРАНЕ

Что еще, кроме портрета и речи персонажей, использует Достоевский в раскрытии психологии героев? (Пейзаж, интерьер.)

Какова обстановка вокруг героев? В каком городе происходит действие? Санкт-Петербург – один из красивейших городов мира. Самый популярный туристический город с великолепной архитектурой, дворцами, садами. А у Достоевского как выглядит этот город?

У Достоевского пейзаж адекватен внутреннему миру героя. Пейзаж как бы сливается с пейзажем души. Петербург оказывает на героя болезнетворное влияние. Читая описание города, комнат, уличных сцен, мы можем судить и о внутреннем состоянии Раскольникова.

Как выглядела комната Раскольникова?

"Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову." (часть 1 глава III)

Еще раз вспомним, какое влияние оказывает на героя пейзаж? 

Еще один прием - сны. При помощи снов автор помогает читателю выйти на уровень подсознания героя. Вспомним первый сон Раскольникова. Он символичен. Как при помощи этого сна можно охарактеризовать моральное и нравственное состояние Раскольникова? Второй сон - убивают его квартирную хозяйку. «Это кровь в тебе кричит», - говорит Настасья. Попробуйте определить смысл этого сна.

Раз уж мы заговорили о снах, предлагаю провести с вами медитацию на расслабление, на перезагрузку и отдых.

Физминутка. МЕДИТАЦИЯ.

Текст по медитации про поляну и речку: 

· представьте себе красивую поляну, на которой теплый ветерок колышет цветущее разнотравье;

· прислушаться к тому, что шепчут травы, почувствовать их под ногами, ощутить нежный аромат луга;

· затем услышать плеск речной воды, пойти к тихой спокойной речке, мягко ступая по шелковому травяному ковру;

· увидеть, прозрачную чистую воду, рассмотреть камушки на дне и плавающих рыбок;

· внимательно присмотреться к каждой рыбке, отметить, как спокойно и безопасно они чувствуют себя в воде;

· опустить руку в приятную прохладу воды, дотронуться до гладких камушков;

· почувствовать расслабление, спокойствие, умиротворение.

Следующий прием - символы. Беседа по символам. 

Скажите, пожалуйста, какое отношение к роману имеют эти предметы?

(Желтая карточка, Цифра 3, крест, часы, шляпа)

Вопрос в класс. Где в романе встречается желтый цвет? 

- у старухи комната с желтыми обоями 

- мебель из желтого дерева 

- носит желтую кацавейку 

- каморка Раскольникова оклеена желтыми обоями 

- ему подают желтый стакан с желтой водой 

- после болезни лицо героя желтое 

- желтое лицо у Мармеладова и т.д. 

- Что подразумевает желтый цвет? (Желтый цвет приобретает смысл чего-то мучительного, давящего, преступного, нездорового)

- Символичны фамилии

Мармеладов мягок, прозрачен, преобладают сонорные звуки, звонкие. Это тоже попытка проникнуть во внутренний мир, но уже на уровне подсознания.

Свидригайлов по своему звуковому составу представляет уже характеристику.

А что нам говорят фамилии Раскольников, Разумихин? Что означает имя Софья? (на этот вопрос отвечают учащиеся).

Раскольников – раскол, раскол личности- раздвоение личности. Охарактеризуйте две грани личности Раскольникова. (Добрый, жалостливый, - мнит себя вторым Наполеоном)

Пожалуйста, разделитесь на группы. Сейчас я предлагаю вам написать письмо поддержки для Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова. Можете пользоваться подсказками, которые перед вами. (Ребята в группах пишут письмо поддержки Соне и Раскольникову)

Оценивание работы. Подведение итогов. Рефлексия.

 Домашнее задание. По выбору.

1. Вам предстоит на следующий год итоговое сочинение. Поэтому по желанию можете написать сочинение на одну из тем.

2. Написать психологический портрет одного героя романа ( Лужин, Свидригайлов, Разумихин, Дуня и др.).

3. Подготовить сообщение на тему «Психологизм в романе Преступление и наказание.

Темы итогового сочинения из ФИПИ:

1. Какие последствия влечёт за собой преступление для духовного мира человека?

2. Почему так опасно «переступить черту»?

3. Преступление – это путь к одиночеству?

4. Грех и раскаяние в жизни человека.

5. Что такое раскаяние? 

6. Как помочь человеку преодолеть отчаяние?

7. Почему говорят, что дорога в ад вымощена благими намерениями?

Мы сегодня проанализировали психологизм романа «Преступление и наказание» и еще раз убедились, что Достоевский – мастер психологического романа. Спасибо. На этом урок окончен.

 

Литература:

1. Достоевский Ф.М.  Преступление и наказание / Ф.М. Достоевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2024.

2. Анненский И.Ф. Достоевский // Анненский И.Ф. Избранные произведения / Сост., вступ. ст., коммент. А. Фёдорова. - Л.: Худож. лит., 1988.

3. Арбан Д. "Порог" у Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. - Л., 1976. - Т. 2.

4. Бабович М. Судьба добра и красоты в свете гуманизма Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования: Сб. ст. - Л.: Наука, 1974. - Т. 1.

5. Баршт К.А. «Каллиграфия» Ф.М. Достоевского // Новые аспекты в изучении Достоевского: Сб. научных трудов. - Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1994.

6. Ветловская В.Е. Анализ эпического произведения: Логика положений // Достоевский: Материалы и исследования. - СПб., 1997.  

 

. . . . .

logo     
    
          
    
Регистрация СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г.
svid smi
                       
      Контакты   Обратная связь  
Свидетельство периодического
издания: ISSN 2713-1416
svid ISSN
technologi.site