Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Профориентационное занятие для учащихся 8-9-х классов "Сделай шаг в будущее"

Дата публикации: 2024-05-03 10:58:18
Статью разместил(а):
Зайцева Наталья Сергеевна

Профориентационное занятие для учащихся 8-9-х классов "Сделай шаг в будущее"

Авторы: Зайцева Наталья Сергеевна

и Лубенцова Светлана Николаевна

ОГБУ «БРЦ ПМСС»

 

Аннотация: В статье представлен конспект профориентационного занятия для учащихся 8-9-х классов с диагностическим блоком. Часто по причине недостаточной информации, отсутствия практического опыта в профессиональной деятельности и ориентации на «модные» специальности молодые люди выбирают профессии, не соответствующие их интересам, склонностям, способностям. От обоснованного выбора профессии, качественного уровня образования, конструктивного поведения на рынке труда зависит успешность профессионального пути, а в конечном итоге – удовлетворенность человека своей жизнью.

Ключевые слова: профориентация, выбор профессии, диагностика интересов и склонностей.

 

Цель: формирование общей готовности к самоопределению и выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся.

Задачи:

- расширить представления учащихся о мире профессий и их особенностях. 

- создать условия для осознания учащимися важности проблемы профессионального самоопределения;

- развить любознательность и привлечь учащихся к активной интеллектуально-творческой деятельности.

Возраст: 14-16 лет.

Оборудование: проектор, доска, бланк № 1 и бланк № 2 к диагностическим методикам.

Вступительное слово. 

Ведущий: «Дорогие ребята! Очень скоро каждый из вас столкнется с проблемой выбора профессии и сегодня мы коснемся этой важной темы. У вас будет возможность соотнести свои интересы и способности с различными профессиями. Возможно, кому-то из вас это поможет сделать свой выбор. Может быть, кто-то из вас уже определился в выборе профессии, в выборе учебного заведения. Тем не менее, не помешает еще раз перепроверить свой выбор, задуматься о том, действительно ли выбранная профессия даст возможность реализовать себя. Тем более актуальной будет тема разговора для тех, кто еще сомневается и не знает, куда идти после школы.  А выбрать есть из чего - в мире существует более 55 тысяч профессий! Сегодня мы будем говорить о том, как правильно осуществить этот выбор». 

Разминка.

Ведущий к одной стене прикрепляет карточку, на которой написано «ДА», к второй – карточку, на которой написано «НЕТ», к третьей – «НЕ ЗНАЮ». Ведущий: «Сейчас я буду зачитывать фразы. Если вы полностью согласны с этим утверждением, вы должны встать и подойти к карточке, на которой написано «ДА». Если вы не согласны – карточке «НЕТ». Если сейчас вам трудно дать однозначный ответ – подойдите к той, на которой написано «НЕ ЗНАЮ».

Фразы ведущего:

· Я точно знаю, чем я буду заниматься после школы; 

· Мои родители поддерживают мой профессиональный выбор; 

· Уже сейчас я готовлюсь к поступлению в вуз; 

· Профессия должна приносить деньги, все остальное – второстепенно; 

· В последнее время я много думаю о своей жизни. 

Ведущий последовательно читает каждую фразу. После того, как прозвучало утверждение, участники подходят к карточкам - ответам. Ведущий просит двух-трех человек коротко прокомментировать свой выбор. Затем читает следующую фразу. После обсуждения последней строчки, участники садятся в общий круг, так, чтобы видеть доску.

Ведущий: «Как уже было сказано в мире существует более 55 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? Для этого давайте немного поиграем» (ведущий-педагог предлагает игру «Самая-самая…»).

Игра «Самая-самая…».

Назовите профессии:

Самая зелёная… (садовод, лесник, цветовод-декоратор…)

Самая сладкая… (кондитер, продавец в кондитерском отделе…)

Самая денежная… (банкир, ювелир, модель, боксер, теннисист…)

Самая красивая… (парикмахер, визажист, художник, дизайнер…)

Самая детская… (воспитатель, учитель, педиатр…)

Самая чистая … (дворник, клинер, технический работник…)

Самая смешная… (клоун, юморист, пародист…)

Самая общительная… (журналист, учитель, массовик-затейник, экскурсовод…)

Самая серьезная… (хирург, судья, политик, полицейский, разведчик…)

Самая железная… (металлург, токарь…)

Играя, вы освежили память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Может кто-то из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком или балериной, это, конечно, замечательно и очень интересно. А многие из вас выберут более обыденную профессию. Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор. Существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским. Само слово «житейский» говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, из своего опыта и возможностей. Итак, следуя этому методу, что же мы должны учитывать при выборе профессии?

- востребованность на рынке труда;

- доходность;

- требования к умственным и физическим способностям, здоровью;

- нервно-эмоциональная напряженность;

- образованность;

- возможность проявить творчество;

- положительное влияние на семейную жизнь;

- общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа)

(обсуждение).

Диагностический этап 1.

Методика Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник».

Цель: определение степени выраженности интересов обучающихся к разным группам профессий.

Ведущий: «На что же можно и нужно ориентироваться при выборе будущей профессии? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» -старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека.

Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Евгения Алексеевича Климова. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов: 

1. Человек - природа. Представителей этих профессий объединяет одно очень важное качество – любовь к природе. Но любовь не созерцательная, а деятельная. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа. 

2. Человек - техника. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты – важное условие успеха в данной области. К профессиям этого типа относятся: пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.

3. Человек - человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец. 

4. Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах. 

5. Человек - художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Склонность к одиночеству и впечатлительность, чувственность нервной системы, потому что именно эти чувства находят выражение в произведениях искусства. 

Это приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это только общие требования. Также необходимо взвесить и оценить свои способности, природные задатки. 

Для того, чтобы помочь вам в вопросе выбора профессии мы с вами выполним некоторую работу, для этого мы для каждого из вас приготовили бланки, заполните их, укажите свои данные и далее следуйте инструкции».

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Однако, если бы вам пришлось выбирать только одну из двух возможностей, какой вид деятельности вы предпочитаете? Дайте, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов. (раздать детям бланк к опроснику)

Итак, ребята, что бы вы выбрали? Выбранный ответ обведите в кружочек в бланке № 1».

Бланк № 1.

1a. Ухаживать за животными. 

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) 

2а. Помогать больным. 

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.  

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток.                   

3б. Следить за состоянием, развитием растений                                                 

4а. Обрабатывать материалы (дерево, металл т.п.)                

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.                   

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.                

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)                            

ба. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) 

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)                                           

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)              

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством, подъёмным краном, трактором и др. 

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (справочное бюро, на экскурсии и т.д.)       

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) 

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище   

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках         

10а. Лечить животных. 

10б. Выполнять вычисления, расчеты                      

11а. Выводить новые сорта расте­ний 

116. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты пита­ния и т.п.)                          

12а. Разбить споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять 

126. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) 

13 а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности      

136. Наблюдать, изучать жизнь микро­бов.                                

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.    

146. Оказывать людям мед. помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.        

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)             

15б.  Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях измеряемых объектах и др.           

16а. Делать лабораторные анализы в больнице                                

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение. 

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий                          

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов. 

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, походы и т.п.  

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.                 

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания             

196. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты. 

20а. Вести борьбу с болезнями  растений, с вредителями леса, сада. 

206. Работать на клавишных машинах   (компьютере, пишущей машинке и др.) 

 

Ведущий: «Спасибо, ребята! Отложите пока бланки ответов в сторону и давай те немного отдохнем и поиграм».

Игра «Назови профессию».

Цель: расширение представлений участников о мире профессий.

Инструкция: «Наша задача узнать какое количество профессий, начинающихся на определенную букву, мы знаем. Каждый из вас по кругу будет называть по одной профессии на заданную букву».

Ход игры. Ведущий называет букву, а участники по очереди называют профессии, название которых начинается с этой буквы. Если называется совершенно непонятная профессия, то ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа и ход передается следующему по очереди ученику.  Желательно больше 5 - 7 букв не предлагать, иначе игра перестанет казаться увлекательной.  Игру следует начинать с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы; м, н, о...), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я...). При работе с целым классом можно разбиться на 2 - 3 команды (например, по рядам) и уже таким образом выяснить, какая команда является более эрудированной. При этом ведущий должен фиксировать успешность действий каждой команды на доске (например, каждый удачный ответ помечается плюсом, а неудачный - минусом), тогда игра станет более наглядной и интересной.

Ведущий: «А сейчас мы с вами совершим небольшой экскурс в прошлое и вспомним профессии, которые существовали в далеком и не очень далёком прошлом. Проблема выбора профессии перед молодыми людьми стояла всегда. Менялось время – менялись и профессии».

Викторина «Взгляд в прошлое…».

Ведущий: «Ребята, попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. В период с XVI по XVIII века, чтобы уберечь от разбойников важные письма и документы, эти профессионалы вшивали их в подкладку шляпы. Отсюда и пошло выражение «Дело в шляпе». Кто эти профессионалы? (гонцы, почтальоны).

2. Какие профессионалы из суеверия во время дежурства не чистят сапоги и желают другу друг «сухих рукавов»? (пожарные. Если почистить сапоги – будут бегать все дежурство).

3. Первый задокументированный случай оплаченной работы этого специалиста произошёл лишь в 1908 году — тогда на съёмках фильма «Граф Монте-Кристо» неизвестному акробату заплатили пять долларов за его работу. Назовите профессию. (каскадер. Это был трюк – прыжок со скалы).

4. В 19 веке в Англии использовали в этой профессии мальчиков-сирот в возрасте от 4 лет. Благодаря своему маленькому росту только они могли пролезть в эту техническую конструкцию, чтобы привести ее в порядок. (трубочист).

5. Во рту – дудка, в руке – бубен, под мышкой – харя. Кого так изображали на Руси? (скоморохи).

6. В блокадном Ленинграде была организована бригада из 4-х спортсменов, в задачу которых входила маскировка шпилей, куполов, крестов высотных зданий. Каким профессионалам в настоящее время можно было бы поручить эту работу? (промышленный альпинист).

Викторина «Профессии XXI века».

Ознакомление с новыми профессиями. 

Ведущий: «Ребята, с некоторыми профессиями прошлого века вы познакомились. Сейчас вы познакомитесь с самыми актуальными профессиями современности, с профессиями, которые востребованы в наши дни или будут востребованы в ближайшем будущем. Все профессии взяты из Атласа новых профессий, в котором перечислены 186 профессий, которые уже сейчас востребованы и перспективны или будут востребованными в ближайшие 5-7 лет. На экране будут появляться вопросы. После того, как я прочитаю задание, у вас будет 30 секунд на обсуждение. Затем появиться следующий вопрос.

Вам необходимо будет выбрать один правильный ответ из четырех предложенных.

Вопросы:

1. Высококлассный диагност, владеющий информационными и коммуникационными технологиями и способный ставить диагнозы в онлайн-режиме

А) генетический ит-медик

Б) консультант по здоровой старости

В) сетевой врач

Г) клинический биоинформатик

2. Специалист, определяющий стоимость нематериальных активов, таких как идеи, бизнес-модели, изобретения, материальные и социальные технологии и пр.

А) кибертехник умных сред

Б) оценщик интеллектуальной собственности 

В) менеджер инвестиций в талантливых людей

Г) тренер творческих состояний

3. Специалист по эффективному использованию и распределению личного и общего времени.

А) менеджер онлайн-продаж

В) архитектор виртуальности

Г) тайм-менеджер 

4. Специалист по обустройству и обслуживанию агропромышленных хозяйств на крышах и в зданиях небоскребов крупных городов

А) сити-фермер 

Б) агроном-экономист

В) агроинформатик

Г) агрокибернетик

5. Специалист по утилизации отходов, а именно по разработке принципов утилизации последствий ведения сельского хозяйства, а также занимается восстановлением почв

А) урбанист-эколог

Б) сельскохозяйственный эколог 

В) гмо-агроном

Г) экопроповедник

6. Специалист по разработке и внедрению технологий многократного использования материалов, созданию новых материалов из промышленных отходов, а также разработке технологий безотходного производства

А) проектировщик «умного дома»

Б) прораб-вотчер

В) архитектор «энергонулевых» домов

Г) рециклинг-технолог 

7. Специалист, который занимается программированием генома под заданные параметры

А) разработчик киберпротезов и имплантатов

Б) оператор медицинских роботов

В) тканевый инженер

Г) ит-генетик 

8. Педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках образовательной программы, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития

А) специалист по детской психологической безопасности

Б) эксперт по «образу будущего» ребенка

В) тьютор 

Г) игропедагог.

Диагностический этап 2.

Методика Дж.Голланда (Дж.Холланда) «Одно из двух» в интерпретации Резапкиной Г.В.

Цель: определение профессионального типа личности

Ведущий: «Работа занимает примерно третью часть жизни. Обидно потратить столько времени на дело, не приносящее ни удовольствия, ни пользы. Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой потенциал, избежать разочарования, обеспечить себя и свою семью. Любая работа, даже самая интересная и любимая, требует напряжения и самоотдачи. Чтобы стать профессионалом, надо, во-первых, правильно выбрать профессию. Какой выбор можно считать правильным? Выбор, сделанный с учетом своих возможностей – интеллектуальных, физических, психологических. Однако только этого недостаточно. Ваши возможности могут полностью соответствовать требованиям профессии. Но если эта профессия не пользуется спросом на рынке труда, то ваши замечательные способности окажутся невостребованными.

По данным социологических исследований, более половины выпускников высших учебных заведений работают не по специальности. Это – потерянные годы и выброшенные на ветер деньги. Между тем работодатели все меньше обращают внимания на высшее образование, качество которого снижается. И ребята, выбравшие профессию, руководствуясь своими способностями и требованиями рынка труда, а не соображениями престижа, быстрее добиваются успеха. Выбор профессии – это ваше личное дело. Вы принимаете решение и несете за него ответственность. Задача взрослых – помочь вам получить достоверную информацию о ваших профессиональных интересах и склонностях, специфике профессий и возможности их получения и вашего трудоустройства. Мотивы выбора профессии у всех разные. Для одних главное – гарантированное трудоустройство, для других – высокая зарплата, кто-то получает удовольствие от самой работы. Что важно для тебя?

Сегодня мы приблизимся к решению этого вопроса.  Возьмите снова свои бланки, заполните, пожалуйста, бланк анкеты № 2, ответив на все предложенные вопросы, ни с кем не советуясь.

Я зачитываю пару профессий. Ваша задача – из каждой пары выбрать одну профессию «для себя», в бланке ответов № 2 отметить, что же выбрано – «а» или «в» (для этого поставьте знак «+» или «-» в соответствующем столбике).  Если вам не подходит ни одна из двух профессий, поставьте себя в ситуацию вынужденного выбора: из двух зол выбирайте меньшее.  

А теперь можно отвечать: 

Вариант А 

Вариант В 

1) инженер-технолог

1) инженер-конструктор

2) электрорадиотехник

2) врач-терапевт

3) оператор станков с числовым программным управлением

3) кодировщик (обработка информации)

4) фотограф

4) коммерсант

5) спасатель МЧС

5) дизайнер

6) политолог

6) психиатр

7) ученый химик

7) бухгалтер

8) философ

8) частный предприниматель

9) лингвист

9) модельер

10) инспектор службы занятости населения

10) статист

11) социальный педагог

11) биржевой маклер

12) тренер

12) искусствовед

13) нотариус

13) менеджер

14) перфораторщик

14) художник

15) лидер политической партии, общего движения

15) писатель

16) закройщик

16) метеоролог

17) водитель

17) работник пресс-службы

18) чертежник

18) риелтор

19) специалист по ремонту компьютеров и оргтехники

19) секретарь-референт

20) микробиолог

20) психолог

21) видеооператор

21) режиссер

22) экономист

22) провизор

23) зоолог

23) главный инженер

24) программист

24) архитектор

25) работник инспекции по делам несовершеннолетних

25) коммивояжер (сетевой маркетинг)

26) преподаватель

26) биржевой маклер

27) воспитатель

27) декоратор

28) реставратор

28) зав. отделом предприятия

29) корректор

29) литератор и кинокритик

30) фермер

30) визажист

31) парикмахер

31) социолог

32) экспедитор

32) редактор

33) ветеринар

33) директор (финансовый)

34) автомеханик

34) стилист

35) археолог

35) эксперт

36) библиограф

36) корреспондент

37) эколог

37) актер

38) логопед

38) контролер

39) адвокат

39) директор (глава АО)

40) кассир

40) продюсер

41) поэт, писатель

41) продавец

42) криминалист (баллистик)

42) композитор

Спасибо за работу! Передайте заполненные бланки». 

Профориентационная игра «Кто есть кто?» 

Перед началом игры можно спросить у участников, какие профессии для них наиболее интересны, и выписать эти профессии (примерно 10) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня.  

Инструкция: «Сейчас я буду называть профессии, а каждый из вас в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши, и все по команде одновременно должны показать на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии)». Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека

Заключительное слово.

Ведущий: «Ребята, результаты проведенных диагностик, вы узнаете позже, на следующем занятии. Но хочу вас сразу предупредить, что если профессия, о которой вы мечтаете, не совпадёт с той профессией, которая получится по результатам анкетирования, то это совсем не повод для расстройства. Это лишь повод поработать над собой еще больше. Найти своё призвание не очень легко. Людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью».

 

Список литературы:

1. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с. ISBN 978-5-7695-5690-6.

2. Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.Е. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. – М.:  АСТ-ПРЕСС, Южно-уральское книжное издательство, 1997. – 320 с.: ил. (Педагогика, психология, медицина). ISBN 5-7688-0681-4.

3. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: учебное пособие для ст. кл. сред. шк. – Москва : Просвещение, 1991.- 144 с.: ил.- ISBN 5-09-003550-4.

4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе : игры, упражнения, опросники. (8-11 классы). – Москва. : ВАКО, 2005. – 288 с. (Педагогика. Психология. Управление)  ISBN 5-94665-293-1.

5. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2005. – 2008 с., ил. ISBN  5-98563-048-Х.

 

. . . . .

logo     
    
          
    
Регистрация СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г.
svid smi
                       
      Контакты   Обратная связь  
Свидетельство периодического
издания: ISSN 2713-1416
svid ISSN
technologi.site