Методическая разработка урока ИЗО "Волшебная чаша Уацамонга"
Методическая разработка урока ИЗО "Волшебная чаша Уацамонга"
Автор: Хубецова Фатима Сосланбековна
ГБОУ РФМЛИ, г. Владикавказ
Тип урока: урок формирования предметных навыков.
Цели урока:
Образовательные: дать представление об образе чаши Уацамонга в нартском эпосе, научить осознавать и передавать единство формы и декора в изделии на примере работы с пластическими материалами, создать условия для осуществления собственного художественного замысла, связанного с созданием выразительной формы посуды и украшением её орнаментом и разнородной фактурой.
Развивающие: формирование художественного вкуса, умения выделять главное и второстепенное, развитие образного и конструктивного мышления, внимания к деталям, эмоционального восприятия действительности.
Воспитательные: формирование патриотизма, потребности в самостоятельной практической деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся получают представление об образе чаши Уацамонга в нартском эпосе, осознают и передают единство формы и декора в изделии на примере работы с пластическими материалами, приобретают навыки работы пластическими материалами, учатся выполнять разнородную фактурную поверхность, осуществляют собственный художественный замысел, используют линию и цвет как средство выражения.
Метапредметные: обучающиеся эмоционально воспринимают, выражают своё отношение, выделяют главное и второстепенное, уделяют внимание деталям, сравнивают, анализируют, применяют полученные знания на практике.
Личностные: формируется патриотизм, потребность в самостоятельной практической деятельности.
Основные термины и понятия: симметрия, цветовая палитра, орнамент, разнородная фактура, декор.
Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге, индивидуальная работа, практическая работа.
Оборудование:
· картонная основа для работы, пластилин классический 9–16 цветов, стеки;
· презентация по теме урока с использованием ПК и проектора;
· таблицы с изображением осетинского орнамента.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте. Приготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Я вижу у вас картонную основу для работы и пластилин, который превратится сегодня в волшебную работу.
II. Изучение нового материала.
Учитель демонстрирует слайд с изображением персонажей нартского эпоса и чаши Уацамонга.
Много сокровищ было у нартов. Одно из них — волшебная чаша, неиссякаемая чаша Уацамонга. Она была живая, одушевлённая, и была как бы индикатором правды и лжи, реагировала на правду и ложь. Когда в её присутствии говорили правду, она наполнялась ароматным напитком нартов — ронгом, если же рядом с ней говорили неправду, она иссыхала, в ней появлялись ящерицы и гады. Этому древнему образу, этому предмету мы и уделим сегодня внимание.
Обратите внимание на орнамент, на солярный знак в центре чаши на иллюстрации, но вы в вашем изделии можно использовать любые орнаментальные элементы, представленные на образце. Теперь обратимся к картине Махарбека Туганова «Пир нартов». Посмотрите, какой здесь образ нартовской чаши — она является предметом, в то же время она живая, одушевлённая, скажите, пожалуйста, как художник здесь передаёт массивность чаши, материал – дерево, и в то же время ощущение одушевлённого существа?
Ответы обучающихся.
В начале работы карандашной линией обозначьте чашу, не забудьте, что она должна быть симметричной. Но перед тем, как вы приступите к работе над чашей, я приглашаю вас просмотреть фотографии работ моих прежних учеников. Они уже закончили школу, поступили в университеты, институты. Эти работы мне очень дороги тем, что создавались при мне, на уроке. Давайте, посмотрим.
Учитель демонстрирует обучающимся фотографии работ, приглашает обучающихся рассмотреть и отметить композиционные решения и приёмы работы с пластическим материалом, отметить способы и варианты проработки поверхности, передачи разнообразной фактуры в композиции.
В процессе просмотра экспозиции обучающиеся выделяют интересные, на их взгляд, композиционные решения, высказываются, отмечают геометризацию, тщательную проработку орнамента, использование контура (чёрного и белого), а также работу стеком и использование кончика карандаша для проработки фактурной поверхности, скопления точек.
III. Выполнение практического задания.
Приступим к нашей работе.
Это может самая неожиданная чаша, постарайтесь с помощью цвета и декора передать волшебные качества чудесной неиссякаемой чаши.
Ваш пластилин, ребята, это ваши краски, ваш цвет. Пусть он будет интересным и волшебным. Гладкому цветному участку вы можете дать фактуру с помощью стека, делая различные штрихи или выполняя на поверхности пластилина скопления точек простым карандашом. Пластилин может превратить в цветные нити или волшебные бусинки. В основной части вашей чаши можно поместить народный осетинский орнамент или иллюстрацию из нартского эпоса. И не жалейте украшений, декора.
В процессе выполнения практического задания учитель уделяет внимание каждому обучающемуся индивидуально, в процессе беседы совместно с обучающимися обозначает места затруднения, ошибки в построении, корректируя необходимые моменты.
IV. Подведение итогов урока.
Учитель: ребята, ваши замечательные работы вы сможете закончить на следующем уроке, пока сложите аккуратно работы в шкаф, приведите в порядок рабочее место, соберите кусочки пластилина.
V. Рефлексия.
Учитель: сегодня вы попробовали применить различные приёмы работы с пластилином, расскажите, как это отразилось на вашем настроении? Ответы детей.
VI. Домашнее задание: Подумайте, какую иллюстрацию к нартскому эпосу вы хотели бы выполнить на следующих уроках.