Методическая разработка урока ИЗО "Медаль "За оборону Кавказа"
Методическая разработка урока ИЗО "Медаль "За оборону Кавказа"
Автор: Хубецова Фатима Сосланбековна
ГБОУ РФМЛИ, г. Владикавказ
Тип урока: урок формирования предметных навыков.
Цели урока:
Образовательные: дать понятие о способе выполнения эскиза медали (на основе медали «За оборону Кавказа»), сформировать представления о дизайне, о связи искусства и жизни.
Развивающие: формирование художественного вкуса, умения выделять главное и второстепенное, развитие образного и конструктивного мышления, эмоционального восприятия действительности.
Воспитательные: формирование патриотизма, потребности в самостоятельной практической деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся получают представление о связи искусства и жизни (на примере ювелирного искусства (ДПИ) и военных страниц России (Битва за Кавказ), приобретают навыки работы художественными материалами, осуществляют собственный художественный замысел, связанный с созданием эскиза медали «За оборону Кавказа».
Метапредметные: обучающиеся эмоционально воспринимают, выражают своё отношение, выделяют главное и второстепенное, сравнивают, анализируют, обобщают увиденное.
Личностные: формируется патриотизм, потребность в самостоятельной практической деятельности.
Основные термины и понятия: конструкция, медальер, медальерное дело, графика.
Виды деятельности: беседа, индивидуальная работа, практическая работа, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге.
Оборудование:
· Альбомы, чертёжные инструменты и принадлежности, цветные карандаши, фломастеры;
· Презентация по теме урока с использованием ПК и проектора;
· иллюстративный материал (схематичное изображение медали, плакат И. Тоидзе «Отстоим Кавказ!»)
· Видеофрагмент из документального фильма «Наши горы. Битва за Кавказ» из цикла «На пути к Великой Победе», выпуск № 43.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте. Приготовьтесь, пожалуйста к уроку.
II. Актуализация знаний обучающихся.
Демонстрирует обучающимся горный пейзаж, автор М.Ю. Лермонтов.
Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:
Вопрос: назовите жанр, к которому относится данное произведение.
Ответ: Пейзаж.
Вопрос: Вид изобразительного искусства?
Ответ: Живопись.
Вопрос: Есть ли здесь применение принципа линейной и воздушной перспективы?
Ответ: Принцип линейной перспективы: дальние объекты изображаются меньше по размеру и уменьшаются по мере удаления.
Воздушная перспектива: ближний план более чёткий, дальний план приобретает постепенную размытость.
Вопрос: Кто автор этого произведения? Автор – Михаил Юрьевич Лермонтов.
Давайте посмотрим видеофрагмент документального фильма «Наши горы. Битва за Кавказ». Учитель осуществляет просмотр видеофрагмента в классе.
И сегодня объектом нашего изучения и практической работы (на 2 урока) будет медаль «За оборону Кавказа».
III. Изучение нового материала.
Учитель выводит максимально крупно изображение медали с двух сторон, обращает внимание обучающихся на имя автора медали, приглашает обучающихся внимательно ознакомиться с характеристиками и описанием изделия.
Медаль «За оборону Кавказа» изготовляется из латуни и имеет форму правильного круга диаметром 32 мм. На лицевой стороне медали изображён Эльбрус. В нижней части, у подножья горы, нефтяные вышки и группа движущихся танков (на переднем едут солдаты с ружьями). Над вершинами горы виднеются силуэты самолётов. В верхней части медали по окружности надпись «За оборону Кавказа».
Особенность оформления:
Эскиз награды создавал опытный художник и медальер Николай Москалёв.
Он является автором десятков военных наград, среди них:
орден Кутузова;
орден Славы;
орден Богдана Хмельницкого;
оборонная серия медалей (за Ленинград, Севастополь, Одессу, Сталинград, Кавказ);
другие работы.
Особенность описываемой награды – использование национальных мотивов с географической привязкой. Речь идет о виноградных гроздьях и цветочном орнаменте. Это единственная подобная медаль в серии.
Учитель: так как объект нашего изучения и практической работы — изделие (декоративно-прикладное искусство), нам нужно прежде всего понять конструкцию этого изделия, посмотрите, сколько объектов на этой медали, и текст, и виньетка, конечно, изображение богатое и довольно сложное, поэтому я помогу вам. (Учитель демонстрирует изображение медали со вспомогательной сеткой из дополнительных цветных линий), посмотрите на следующий слайд — с помощью цветных дополнительных линий я обозначила своего рода СЕТКУ — и теперь вы чётко видите, где находится центр всей композиции, линия горизонта, с какого места начинается надпись и где она заканчивается. Обратите внимание, что надпись располагается чётко в верхней половине вспомогательной окружности, а государственная символика (звезда наверху, и серп и молот внизу) располагаются строго по вертикальной вспомогательной оси нашей так называемой СЕТКИ.
И теперь нам гораздо легче рассмотреть и изучить именно конструктивный замысел этого незаурядного и замечательного изделия декоративно-прикладного искусства — медали «За оборону Кавказа»
(автор: Москалёв Н.И., советский художник, график и медальер).
IV. Выполнение практического задания:
Думаю, мы можем приступить к практическому заданию на два урока: выполнить эскиз медали «За оборону Кавказа», как можно ближе к оригиналу, уделяя внимание конструкции изделия, государственной символике и всем объектам композиции. Использовать вспомогательные линии, как на образце. После построения обвести все линии контуром (чёрная линия).
В процессе выполнения практического задания учитель уделяет внимание каждому обучающемуся индивидуально, в процессе беседы совместно с обучающимся обозначает места затруднения, ошибки в построении, корректируя необходимые моменты.
V. Подведение итогов урока.
Вопрос: Ребята, наша работа будет продолжена на следующем уроке, а пока давайте подведём предварительные итоги. Благодаря чему вам было несложно начать выполнение эскиза медали максимально близко к образцу?
Ответ: благодаря дополнительным линиям, образующим вспомогательную сетку.
VI. Рефлексия.
У каждого из вас свой темп работы, кто-то выполнял задание быстрее, кто-то медленнее, но, посмотрите, каждого из вас можно похвалить за личные успехи, вы разбирались в конструкции, выделяли главное и второстепенное, уверена, у нас получатся достойные работы.
VII. Домашнее задание:
- посмотреть документальный фильм «Наши горы. Битва за Кавказ» полностью;
- продумать дальнейшее выполнение практической работы по теме на следующем уроке.