Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Методическая разработка урока ИЗО "Медаль "За оборону Кавказа"

Дата публикации: 2024-05-03 03:16:20
Статью разместил(а):
Хубецова Фатима Сосланбековна

Методическая разработка урока ИЗО "Медаль "За оборону Кавказа"

Автор: Хубецова Фатима Сосланбековна

ГБОУ РФМЛИ, г. Владикавказ

 

Тип урока: урок формирования предметных навыков.                                     

Цели урока:

Образовательные: дать понятие о способе выполнения эскиза медали (на основе медали «За оборону Кавказа»), сформировать представления о дизайне, о связи искусства и жизни.

Развивающие: формирование художественного вкуса, умения выделять главное и второстепенное, развитие образного и конструктивного мышления, эмоционального восприятия действительности.

Воспитательные: формирование патриотизма, потребности в самостоятельной практической деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся получают представление о связи искусства и жизни (на примере ювелирного искусства (ДПИ) и военных страниц России (Битва за Кавказ), приобретают навыки работы художественными материалами, осуществляют собственный художественный замысел, связанный с созданием эскиза медали «За оборону Кавказа».

Метапредметные: обучающиеся эмоционально воспринимают, выражают своё отношение, выделяют главное и второстепенное, сравнивают, анализируют, обобщают увиденное.

Личностные: формируется патриотизм, потребность в самостоятельной практической деятельности.

Основные термины и понятия: конструкция, медальер, медальерное дело, графика.

Виды деятельности: беседа, индивидуальная работа, практическая работа, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге.

Оборудование: 

· Альбомы, чертёжные инструменты и принадлежности, цветные карандаши, фломастеры;

· Презентация по теме урока с использованием ПК и проектора;

· иллюстративный материал (схематичное изображение медали, плакат И. Тоидзе «Отстоим Кавказ!»)

· Видеофрагмент из документального фильма «Наши горы. Битва за Кавказ» из цикла «На пути к Великой Победе», выпуск № 43.

Ход урока

 I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте. Приготовьтесь, пожалуйста к уроку.

II. Актуализация знаний обучающихся.

Демонстрирует обучающимся горный пейзаж, автор М.Ю. Лермонтов.

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:
Вопрос: назовите жанр, к которому относится данное произведение.
Ответ: Пейзаж.
Вопрос: Вид изобразительного искусства?
Ответ: Живопись.
Вопрос: Есть ли здесь применение принципа линейной и воздушной перспективы?
Ответ: Принцип линейной перспективы: дальние объекты изображаются меньше по размеру и уменьшаются по мере удаления.
Воздушная перспектива: ближний план более чёткий, дальний план приобретает постепенную размытость.
Вопрос: Кто автор этого произведения? Автор – Михаил Юрьевич Лермонтов.

2779 01

Давайте посмотрим видеофрагмент документального фильма «Наши горы. Битва за Кавказ». Учитель осуществляет просмотр видеофрагмента в классе.

И сегодня объектом нашего изучения и практической работы (на 2 урока) будет медаль «За оборону Кавказа».

III. Изучение нового материала.

Учитель выводит максимально крупно изображение медали с двух сторон, обращает внимание обучающихся на имя автора медали, приглашает обучающихся внимательно ознакомиться с характеристиками и описанием изделия.

Медаль «За оборону Кавказа» изготовляется из латуни и имеет форму правильного круга диаметром 32 мм. На лицевой стороне медали изображён Эльбрус. В нижней части, у подножья горы, нефтяные вышки и группа движущихся танков (на переднем едут солдаты с ружьями). Над вершинами горы виднеются силуэты самолётов. В верхней части медали по окружности надпись «За оборону Кавказа».

Особенность оформления:
Эскиз награды создавал опытный художник и медальер Николай Москалёв. 
Он является автором десятков военных наград, среди них:
орден Кутузова;
орден Славы;
орден Богдана Хмельницкого;
оборонная серия медалей (за Ленинград, Севастополь, Одессу, Сталинград, Кавказ);
другие работы.

Особенность описываемой награды – использование национальных мотивов с географической привязкой. Речь идет о виноградных гроздьях и цветочном орнаменте. Это единственная подобная медаль в серии.

Учитель: так как объект нашего изучения и практической работы — изделие (декоративно-прикладное искусство), нам нужно прежде всего понять конструкцию этого изделия, посмотрите, сколько объектов на этой медали, и текст, и виньетка, конечно, изображение богатое и довольно сложное, поэтому я помогу вам. (Учитель демонстрирует изображение медали со вспомогательной сеткой из дополнительных цветных линий), посмотрите на следующий слайд — с помощью цветных дополнительных линий я обозначила своего рода СЕТКУ — и теперь вы чётко видите, где находится центр всей композиции, линия горизонта, с какого места начинается надпись и где она заканчивается. Обратите внимание, что надпись располагается чётко в верхней половине вспомогательной окружности, а государственная символика (звезда наверху, и серп и молот внизу) располагаются строго по вертикальной вспомогательной оси нашей так называемой СЕТКИ.

И теперь нам гораздо легче рассмотреть и изучить именно конструктивный замысел этого незаурядного и замечательного изделия декоративно-прикладного искусства — медали «За оборону Кавказа»
(автор: Москалёв Н.И., советский художник, график и медальер).

2779 02

IV. Выполнение практического задания:

Думаю, мы можем приступить к практическому заданию на два урока: выполнить эскиз медали «За оборону Кавказа», как можно ближе к оригиналу, уделяя внимание конструкции изделия, государственной символике и всем объектам композиции. Использовать вспомогательные линии, как на образце. После построения обвести все линии контуром (чёрная линия).

В процессе выполнения практического задания учитель уделяет внимание каждому обучающемуся индивидуально, в процессе беседы совместно с обучающимся обозначает места затруднения, ошибки в построении, корректируя необходимые моменты.

2779 03

V. Подведение итогов урока.

Вопрос: Ребята, наша работа будет продолжена на следующем уроке, а пока давайте подведём предварительные итоги. Благодаря чему вам было несложно начать выполнение эскиза медали максимально близко к образцу?
Ответ: благодаря дополнительным линиям, образующим вспомогательную сетку.

VI. Рефлексия.

У каждого из вас свой темп работы, кто-то выполнял задание быстрее, кто-то медленнее, но, посмотрите, каждого из вас можно похвалить за личные успехи, вы разбирались в конструкции, выделяли главное и второстепенное, уверена, у нас получатся достойные работы.

VII. Домашнее задание:

- посмотреть документальный фильм «Наши горы. Битва за Кавказ» полностью;

- продумать дальнейшее выполнение практической работы по теме на следующем уроке.

 

. . . . .

logo     
    
          
    
Регистрация СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г.
svid smi
                       
      Контакты   Обратная связь  
Свидетельство периодического
издания: ISSN 2713-1416
svid ISSN
technologi.site