Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Конспект урока во 2 классе по формированию функциональной грамотности обучающихся

Дата публикации: 2024-04-30 22:52:44
Статью разместил(а):
Захарычева Ольга Ивановна

Конспект урока во 2 классе по формированию функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность)

Автор: Захарычева Ольга Ивановна

ГБОУ Школа № 1411, г. Москва

 

Аннотация: Статья раскрывает организацию урока литературного чтения в соответствии с требованиями образовательного стандарта и является уроком изучения нового материала. У учащихся  формируется представление о красоте родной природы при знакомстве со стихотворением С. Есенина «Закружилась листва золотая…». Урок реализуется в системно-деятельностном подходе. Обучающиеся, работая с метапредметным понятием в кругу своих одноклассников под руководством учителя, учатся применять усвоенные знания в известной ситуации, переносить их в новые условия и оперировать данным понятием в различных сферах деятельности.

Ключевые слова: конспект урока, читательская грамотность, Сергей Есенин, признаки стихотворения, листва золотая.

 

Тема урока: С.А. Есенин «Закружилась листва золотая...».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Общедидактическая цель: создать условия для восприятия и первичного осознания учащимися нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения с помощью введения метапредметного понятия «признак». 

Образовательный аспект: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению стихотворения С. Есенина «Закружилась листва золотая...».

Развивающий аспект: помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, создавать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект.

Воспитательный аспект: создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию групповой, парной и фронтальной работы.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, рабочие листы. 

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Планируемые результаты: 

Предметные:  

– формирование представления о красоте родной природы при знакомстве со стихотворением С. Есенина «Закружилась листва золотая…»;

– овладение учебными действиями с литературоведческими понятиями и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Метапредметные: 

•    регулятивные:

– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

– планирование своей деятельности;

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия; 

•    познавательные:

– умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение;

•    коммуникативные:

– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные: 

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 

– развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков.

Инновационная идея: 

Урок реализуется в системно-деятельностном подходе. Обучающиеся, работая с метапредметным понятием в кругу своих одноклассников под руководством учителя, учатся применять усвоенные знания в известной ситуации, переносить их в новые условия и оперировать данным понятием в различных сферах деятельности.

1. Организационный этап. (1 мин) 

Расскажу я вам рецепт
Крепких знаний и побед.
Будь серьезен на уроке и старательно вникай,
Не спеши, будь аккуратен, наблюдай и подмечай.
Приложи ты трудолюбье, просто время не теряй,
Сравнивай и обобщай, и почаще отвечай.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. (10 мин)

Сегодня на уроке литературного чтения вы будете слушателями и исследователями. Давайте вспомним, произведения каких жанров вы изучали на уроках чтения. (Стихотворения, басни, рассказы, сказки…).  

А как вы определяли жанр изучаемого произведения на уроке чтения? (по признакам) 

– Что такое признак? (ПРИ́ЗНАК. Показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-либо. (Словарь русского языка, том 3), ПРИ́ЗНАК. Примета, знак, симптом; показатель. (Словарь синонимов))

Для того чтобы вспомнить признаки различных жанров, мы с вами разделимся на группы. На рабочих листах каждой группы написан жанр. Вы должны отметить любым знаком или подчеркнуть только те признаки, которые подходят к жанру на рабочем листе. 

Признаки сказки.

1. Наличие вымысла.

2. Вывод-поучение (мораль).

3. Своеобразное начало (зачин), концовка, наличие присказок, продолжений.

4. Рифма.

5. Повтор (чаще троекратный повтор).

6. Сказочные слова и выражения.

7. Добро побеждает зло.

8. Пишут писатели-сказочники или народ.

Признаки рассказа.

1. Повествование о реальных событиях.

2. Описание одного эпизода из жизни героя или автора.

3. Рифма.

4. Своеобразное начало (зачин), концовка, наличие присказок, продолжений.

5. Немного действующих лиц.

6. Небольшой объём.

7. Пишут писатели.

Признаки стихотворения.

1. Короткая строка («столбик»)

2. Рифма.

3. Добро побеждает зло.

4. Выражение эмоций, чувств.

5. Вывод-поучение (мораль).

6. Небольшой объём.

7. Перечисление действий героя.

8. Пишут поэты. 

Давайте проверим, что вы выбрали к сказке, рассказу, стихотворению. 

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством известного русского поэта, постараемся проникнуть в его восприятие природы, убедимся в том, насколько прекрасно все, что нас окружает.  

Как вы думаете, с каким по жанру произведением мы познакомимся. (Стихотворением). 

Как вы это определили? Молодцы, вы были очень внимательны. 

Сейчас я прочитаю вам стихотворение Николая Брауна, а вы попробуйте услышать в нём фамилию русского поэта, с творчеством которого мы сегодня познакомимся:

В этом имени слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём

От русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёзы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней

Грусти, юности, чистоты:

Только скажут – Сергей Есенин,

Всей России встают черты.

О творчестве какого поэта пойдёт сегодня речь? (Сергей Есенин).

Посмотрите на портрет поэта. Всмотритесь в это лицо. Попробуйте, глядя на портрет поэта, представить, каким был человеком Сергей Александрович Есенин? (Он молодой и красивый, у него очень умные и добрые глаза. Он задумчивый и мечтательный).

С.А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября (3 октября) 1895 года. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику было 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Целые дни летом мальчик проводил вне дома. Он любил бескрайние поля и луга своего родного села, радовался и белой берёзке, и душистой черёмухе, любил цветы, животных...

Поэт писал о себе: 

Худощавый и низкорослый, 

Средь мальчишек всегда герой, 

Часто, часто с разбитым носом 

Приходил я к себе домой. 

В осенние и зимние вечера, забравшись на печь, любил он слушать бабушкины сказки, её грустные степные песни. Хотелось самому сочинять, и свои первые стихи он сочинил в 9 лет. 

В 23-летнем возрасте поэта было опубликовано его стихотворение «Закружилась листва золотая...», с которым мы сегодня с вами  и познакомимся. 

3. Постановка цели и задач урока. (5 мин) 

Сейчас мы определим самого внимательного ученика. 

Из моего рассказа сформулируйте тему сегодняшнего урока. 

(Значит, какая будет тема нашего сегодняшнего урока?)

Тема: Сергей Есенин «Закружилась листва золотая…»

(Открыть тему).

С помощью слов-помощников, написанных на доске, поставьте главную цель урока. 

Познакомиться с … (произведением Есенина «Закружилась листва золотая...»).

Ребята, по первой строчке этого  произведения можно ли определить, о каком времени года пойдёт речь в произведении? (Можно. «Листва золотая» – это про осень). 

С помощью чего мы определим время года? (С помощью признаков) Если не скажут, то сказать самой: У каждого времени года есть признаки.  

Какие времена года вы знаете? (Лето, осень, зима, весна).

Как вы думаете, чтобы нам легче было определить время года в произведении, что мы должны вспомнить о временах года?

Вспомнить … (признаки времён года).

А помощниками нам будут загадки:

Тает снежок, ожил лужок.

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мёд принесла. 

День прибывает. Когда это бывает? (Весной)

Назовите признаки весны

Солнце печёт, липа цветёт.

Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом)

Назовите признаки лета.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Без красок и без кисти

Я перекрасила все листья. (Осенью)

Назовите признаки осени.

Снег на полях,

Лёд на водах,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

Назовите признаки зимы.

4. Первичное усвоение новых знаний. (7 мин) 

Знакомство с текстом. 

Мы повторили признаки всех времён года, и я надеюсь, что мы сейчас без труда узнаем время года, которое изобразил в своём произведении С.А. Есенин. Закройте глаза, послушайте произведение. 

Слушание произведения.

О каком времени года идёт речь в произведении? (Об осени)

Скажите с помощью чего вы это определили? (По признакам)

Назовите признаки осени, которые вы увидели в этом произведении. (Листва золотая, желтеющий дол)

Молодцы, вы отлично справились с этим заданием.  

А теперь откройте учебник, возьмите в руку простой карандаш, мы ещё раз прослушаем это произведение и подчеркнём слова, которые нам непонятны. (Читает учитель вслух) 

Какие слова вам показались непонятными? 

Дол – долина (яма, низина). 

Бубенец – ударный музыкальный инструмент, который является небольшой металлической погремушкой. 

Физминутка: «Осенние листики». (3 мин)

Мы листики осенние,                         – Поднять руки вверх

На ветках мы сидели,                        – Руки опустить в стороны

Дунул ветер, полетели.                      – Помахать руками

Мы летели, мы кружились                 – Круговые движения руками

И на землю опустились.                     – Руки вниз, спина прямая

5. Первичная проверка понимания. (7 мин) 

Анализ стихотворения. 

Перечитаем стихотворение по четверостишиям, законченным частям. Такая законченная часть будет называться строфой.

1 строфу читает учитель.

С чем автор сравнивает листья? (Словно бабочек лёгкая стая) Почему? 

Такой приём в литературе называется сравнение. 

Сравнение – это художественный приём, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. 

В стихотворении встретилось слово закружилась. Я думаю, что это слово вы встречали. Что оно обозначает? (Слайд № 24)

Как вы понимаете фразу «закружилась листва золотая». Разве листва живая, разве она может кружиться, как человек? Автор, как будто оживляет листья, такой приём, когда автор оживляет неживые предметы, называется олицетворением.

Олицетворение – поэтический приём, когда предметы неживой природы изображаются как живые существа. (Слайд № 25) 

Признаки олицетворения: 

1. Признак живого лица (одушевлённый предмет) переносится на неживой (неодушевлённый) предмет.

2. Неодушевлённым предметам приписывают действия людей (листва закружилась как человек в танце).

Прочитайте 2 строфу. Есть ли в данном четверостишии сравнение и олицетворение? (Олицетворение. Отрок-ветер по самые плечи заголил на берёзке подол).

Прочитайте 3 строфу. Есть ли в данном четверостишии сравнение и олицетворение? (Сравнение. Синий сумрак как стадо овец).

Как вы думаете, нравится ли это время года автору? Почему? С помощью каких слов автор показывает свои чувства? (Я сегодня влюблён в этот вечер).

6. Первичное закрепление. (7 мин) 

А теперь нам надо подготовиться к выразительному чтению этого стихотворения. Давайте вспомним, что нельзя забывать, чтобы стихотворение звучало ярко.

Для этого используем следующий план:

1. Название стихотворения и фамилия автора (С. Есенин «Закружилась листва золотая...») 

1) Громкость. 

Какая строка нам подсказывает, как именно надо читать это стихотворение?

(За калиткою смолкшего сада

Прозвенит и замрёт бубенец). 

Как будем читать это произведение? (Будем читать так, чтобы передать любование автора осенней листвой и осенним вечером, неторопливо, не очень громко, чтобы не разбудить дремлющую природу).

2) Выразительность. 

Что вы понимаете под словом выразительность?

Посмотрите на слайд.

Почему некоторые слова в стихотворении у меня подчёркнуты. (На эти слова падает логическое ударение, выделяем их голосом).

Почему возле некоторых слов стоит стрелочка вверх? (Повышаем к концу строки голос).

Почему после каждой стихотворной строки стоят палочки? (Палочки – это паузы: одна – короткая, две – длинная).

3) Безошибочное исполнение.

Что мы должны сделать для безошибочного исполнения (Потренироваться).

Прочитаем стихотворение вместе со мной: я читаю громко, а вы вполголоса вместе со мной. 

Достаточно ли для безошибочного чтения одного раза тренировки? 

Самостоятельная работа.

Проверка. 

Выразительное чтение стихотворения. 

Стихотворение С. Есенина «Закружилась листва золотая…» очень музыкально, поэтому оно положено на музыку.

Слушание в исполнении Сергея Безрукова.

7. Рефлексия (подведение итогов урока). (3 мин) 

С помощью слов на слайде скажите несколько слов об уроке.

Как вы думаете, изученные на уроке признаки, где вам могут пригодиться? 

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (2мин)

Выучить стихотворение наизусть.

 

Литература:

1. Сергей Есенин. Собрание сочинений в пяти томах под общей редакцией Г.И. Владыкина, К.Л. Зелинского, М.В. Исаковского, А.Т. Твардовского, В.Р. Щербины, С.П. Щипачева, Том второй, Государственное издательство художественной литературы, Москва, 1961г.

2. Формирование читательской грамотности у младших школьников. (Из опыта работы педагогов Липецкой области) под редакцией Е. Е. Пановой. Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020 – 116 с.

3. Н.Ф. Виноградова, М.В. Рожкова. Особенности работы с произведениями на уроках литературного чтения, 2 класс. Институт стратегии развития образования, Министерство просвещения РФ, Москва, 2023 г.

 

. . . . .

logo     
    
          
    
Регистрация СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г.
svid smi
                       
      Контакты   Обратная связь  
Свидетельство периодического
издания: ISSN 2713-1416
svid ISSN
technologi.site