Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Вопросы исполнительства в ансамбле баянов и аккордеонов учреждений дополнительного образования

Дата публикации: 2024-04-27 16:02:12
Статью разместил(а):
Москаев Сергей Петрович

Вопросы исполнительства в ансамбле баянов и аккордеонов учреждений дополнительного образования

Автор: Москаев Сергей Петрович

ГБУДО «ЦРТ» Калининского района Санкт-Петербурга

 

В условиях дефицита репертуара для ансамблей баянов и аккордеонов старших классов детских учреждений дополнительного образования, проблема пополнения репертуара остается одной из наиболее актуальных на сегодняшний день. Ученические и концертные коллективы, регулярно выступающие, ежегодно сталкиваются с необходимостью обновления творческого багажа новыми произведениями. Часто эту проблему решают сами руководители, знающие свои коллективы и адаптирующие произведения под свой состав. Опытные руководители часто делают инструментовки и аранжировки самостоятельно, но молодые руководители также могли бы воспользоваться готовым репертуаром, если он соответствует техническим характеристикам и инструментальному составу их коллектива.

Существуют закономерности фактурные, тембральные, регистровые, способы и варианты использования различных ударных и других инструментов, которые могут освежить и обогатить музыкальную фактуру или сделать более выразительными линии различных инструментов. Знание подобных вопросов приходит с опытом и может представлять собой проблему для молодых руководителей на начальных этапах своей карьеры. Ансамбль баянов и аккордеонов относится к однородным составам, и роль контраста, в том числе за счет привнесенного дополнительного инструмента, достаточно велика.

Необходимо учитывать, что издание произведений для ансамблей и оркестров баянов и аккордеонов оставляет желать лучшего. Следовательно, любая продукция в данной области может быть полезна, и каждому педагогу следует самостоятельно определять пригодность конкретного произведения для его коллектива.

Данные инструментовки и аранжировки были разработаны в период руководства ансамблем баянов и аккордеонов, использовались в концертной практике и, вероятно, не потеряли своей актуальности в наши дни. Написаны для следующего состава: 1, 2- аккордеоны, 1.2.3.- баяны, бас, К-бас баяны, ударные.

Для упрощения технических нагрузок для исполнителей все партии, кроме басовых баянов, могут исполняться на дивизи. Партии баса при отсутствии бас-баяна могут исполняться либо на инструментах с помощью фаготного регистра, либо с использованием левой руки. Предполагается, что учащиеся достаточно хорошо владеют своим музыкальным инструментом и технически подготовлены.

Все произведения характерны, образны и относятся к категории популярной классики. Например, в первом произведении - "Музыкальная табакерка" А. Лядова - своеобразная "хрустальность" подчеркивается высоким регистром и штрихом стаккато. В партитуре пьесы отсутствуют басовые инструменты, а присутствие колокольчика и треугольника освежают фактуру и придают ей изящность и звонкость. Темп невелик, динамика в пределах от пиано до меццо форте, пьеса почти прозрачна. В целом, она представляет собой трехчастную композицию с контрастным средним разделом (цифры 4-6), в которой происходит не только смена тональности (ре мажор), но и изменение типа фактуры, темы, звучащей уже у аккордеонов, приобретает более лирический характер.                                                      

Функции инструментов партитуры: аккордеоны исполняют либо аккордовую педаль, как в цифре 6, либо тему, как в цифре 4, освежая произведение новым тембром, либо «перехватывая» функцию аккомпанемента (цифра 3) у 3 баяна, у которого данная функция является определяющей, 1-е баяны, за исключением цифры 4, исполняют исключительно основную тему.

2-я пьеса «Маленький беленький ослик» Ж. Ибера достаточно живописная, жанровая зарисовка, в основе которой образ «маленького беленького упрямца». Основная смысловая нагрузка, характеризующая образ, падает на шестнадцатые, исполняемые стаккато басовыми баянами (к-бас баян подчёркивает опорные звуки в данных шестнадцатых), так же следует обратить внимание на синкопы у аккордов (5-й такт 3 цифры).

Пьеса характерна прежде всего разнообразием штрихов и тематических линий, как например в цифре 2 – одну линию исполняют 1,2 – баяны, а также треугольник, вторую – 3 баяны, и третью – бас и к-бас.

За счёт того, что они индивидуальны в регистровом, штриховом, динамическом уровнях, они легко «читаются» по горизонтали и в то же время складываются по вертикали в единое целое. Наиболее динамичный отрезок музыкального произведения – это цифры 4,5, начало 6 – потребует немало времени на отработку ансамбля 3-х линий, представленных аккордеонами, баянами и басами, синхронности в исполнении ритмических структур, использование же бубна в свою очередь позволит подчеркнуть синкопы в аккордах. Пьеса достаточно тонкая и музыкальная, с большим количеством разнообразных штрихов, динамики, ритма.

3-я пьеса «Вариации Нунэ» А. Хачатуряна - подвижна, динамична, жизнерадостна, изобилующая акцентами. В основе произведения– изложение основной темы на фоне акцентированного и ритмически определённого, артикуляционно-отчётливого аккомпанемента. Партии ударных – малый барабан и ксилофон – подчёркивают рельеф аккомпанемента и смысловые акценты (тт. 13-16, 25, 31), а в цифре 4 – тему в целом пьеса представляет из себя композицию со вступлением (тт.1-16) и заключением (цифра 11), построенную на контрастах. Регистровая, проставленная в пьесе, призвана обеспечить рельеф исполняемым в данный момент тематическим линиям и позиционировать их по отношению друг к другу. Это особенно наглядно продемонстрированно в цифре 2. В цифре 3 – позиционирование происходит за счёт разных длительностей и ритмического разнообразия партитуры, что способствует комплементарной целостности и в то же время дифференциации данных линий в партитуре.

4-я пьеса - Скерцо из сюиты №2 си минор для флейты И.С. Баха – является аккомпанементом для солирующей флейты (либо другого инструмента за неимением данного). Рассматривая фактуру партитуры, можно заметить элементы полифонического и гомофонно- гармонического изложения. Налицо 3 линии: 1-я представлена солирующим инструментом, 2-я –партией баса, являющаяся наиболее самостоятельной, 3-я- представлена у аккордеонов и 1,2,3 баянов. Главная исполнительская задача данного произведения- предельно «тактичный аккомпанемент», лёгкий, ажурный, «барочный», определяющим штрихом которого является стаккато. Основные трудности могут возникнуть в синхронности исполнения нот составляющих гармоническую вертикаль различных партий. Что касается басовой линии, то на неё следует обратить особое внимание, так как она является цементирующим элементом фактуры, а качество её исполнения и создаёт ту самую лёгкость и «ажурность». Здесь можно использовать принцип дивизи при скачках.

5-я пьеса - в лесу прифронтовом М. Блантера – достаточно «развёрнутое» музыкальное произведение по сравнению с предыдущими пьесами, с развитым вступлением и заключением. Во вступлении использован музыкальный материал обработки И. Паницкого того же произведения. Пьеса достаточно тонкая в музыкальном отношении, много агогики, фразировки, темповых сдвигов. Особое внимание следует обратить на вступление. Изложение музыкального материала происходит в начале в форме диалога басов с аккордеонами и баянами (тт.1-9), а затем- 1 баяна и 1 аккордеона (тт.16-37). Основной раздел - (цифры 4 -  16) строится на последовательном изложении темы у 1-го аккордеона с «вкраплениями» небольших музыкальных фраз у баянов (тт.9-12 ц. 4). Особенно показателен в плане распределения тематических «ролей» - отрезок фактуры в цифре 7. Здесь можно наблюдать почти полную самостоятельность голосов, которые разделяются на несколько самостоятельных линий, легко читаемых, и в то же время соединяющихся в интересную, тематически насыщенную музыкальную ткань, подчиняясь единой гармонической логике.

 Нужно отметить и достаточно сложную в техническом отношении партии 1и 2 баянов. Аккомпанирующая функция отводится басовым баянам и 2 аккордеону, а также малому барабану и тарелке, призванной подчеркнуть смысловые доли в цифре 9. В заключительном разделе (цифра 16) тема дублируется колокольчиком происходит «растворение музыкального действия», движение останавливается и застывает.

В заключение хочется сказать, что данные рекомендации не касались структурных и формообразующих вопросов, а старались лишь определить «точки» внимания при работе над партитурами. Хочется верить, что данные произведения заинтересуют педагогов, окажутся полезными в учебной и концертной практике коллективов, работающих в данном направлении.

 

Литература:

1. А. Лядов «Музыкальная табакерка» пьеса для фортепиано.

2. Ж. Ибер «Маленький белый ослик» пьеса для фортепиано из цикла «Истории».

3. А. Хачатурян «Вариация Нунэ» из балета «Гаянэ».

4. И.С. Бах «Скерцо» из сюиты №2 си минор для флейты и струнного оркестра.

5. М. Блантер «В лесу прифронтовом».

6. Рогаль Левицкий Д., Современный оркестр М., 1953г.

7. Дмитриев Г. Ударные инструменты. Трактовка и современное состояние М.,1973г.

8. Холопов Ю.Н. Введение в музыкальную форму М., Московская консерватория, 2006г.         

9. Кюрегян Т.С. Фактура Музыкальная энциклопедия М., 1990г.

 

. . . . .

logo     
    
          
    
Регистрация СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г.
svid smi
                       
      Контакты   Обратная связь  
Свидетельство периодического
издания: ISSN 2713-1416
svid ISSN
technologi.site