Журнал "1 сентября"

Педагогические и образовательные статьи
  • lu_res@mail.ru
  • Статьи в следующий номер журнала принимаются по 31.05.2024г.

Регистрация СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г. Смотреть

Регистрация периодического издания: ISSN 2713-1416 Смотреть

         
kn publ 1   kn publ 2   kn publ E
         
         
kn publ 5   kn publ 3   kn publ 4
         

Творческий проект на уроках литературы (эйдос-конспект как методический прием)

Дата публикации: 2023-11-27 20:48:40
Статью разместил(а):
Кирпичева Елена Петровна

Творческий проект на уроках литературы (эйдос-конспект как методический прием ассоциативного восприятия художественного текста)

Автор: Кирпичева Елена Петровна

МБОУ «СОШ № 12» г. Обнинск, Калужская область

 

Аннотация: Описание идеи метода проектирования изучения произведения в форме эйдос-конспекта. Идея основана на организации эмоционально-образного восприятия текста, выраженного в ассоциациях, представленных в виде рисунков, знаков. Статья знакомит с идеей данного приема и некоторыми аспектами её воплощения.

Ключевые слова: метод проектирования, эйдос-конспект, организация текста.

Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

 

Проекты на уроках литературы – давно используемый, отлично зарекомендовавший себя путь изучения художественного текста. Среди многообразия форм и методов проектирования модели изучения произведения особую роль следует отвести такому методическому приему как эйдос-конспект.

Это относительно новая, довольно редко применяемая на практике форма организации эмоционально-образного восприятия обучающимся художественного текста. Это итог сотворчества читателя и писателя, интерпретация размышления об идее, образах, художественно-изобразительных средствах, воплощенные в ассоциации, представленные в виде рисунков, знаков.

Использование такого приема в личной педагогической практике на протяжении более 5 лет дает некоторые основания для утверждения особой значимости такой работы с художественным текстом. При выполнении эйдос-конспекта погружение в текст (то есть его прочтение) предполагает работу с конкретной цитатой, описанием, рассуждением автора. Общий обзор текста, так называемое краткое содержание никогда не позволит создать Э́йдос (др.-греч. εἶδος — вид, облик, образ), термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший «видимое», «то что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл — «конкретная явленность абстрактного)

Данная статья не предполагает полное описание этапов создания проекта, а лишь знакомит с идеей приема эйдос-конспект и некоторыми аспектами её воплощения.

Из опыта работы по созданию таких «конспектов» следует отметить прежде всего важность выбора материала (то есть собственно текста изучаемого произведения) для интерпретации модели текста, понимания идеи и художественных особенностей. Например, это может быть произведение большое по объёму (Н.В. Гоголь «Мертвые души», И.А. Гончаров «Обломов», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита») и среднее (А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Н.В. Гоголь «Ревизор», А.С. Грибоедов «Горе от ума»). Эти тексты наиболее удачно помогли обучающимся изобразить ассоциации, возникшие после прочтения текста.

На протяжении нескольких лет работы с такой формой организации представления текста сложилась довольно успешная «модель» изображения прочитанного, своеобразное графическое расположение «ассоциаций» по форме : середина разделенного вертикально и горизонтально листа формата А4 – это «центральный»(главный) герой произведения, «сектора» от центральной точки – это второстепенные персонажи или основные , но  не центральные (все зависит от восприятия текста, концепции автора и других условий погружения в текстовую организацию модели). Обучающийся находит цитату, часть текста и так далее, вызывающие определенные ассоциации, визуальные образы, рисует на листе изображение. Умение рисовать, безусловно, приветствуется, но это необязательно, так как ассоциация часто может быть выражена абстрактным изображением или цифрой. Многие учащиеся привлекают к рисованию своих родителей, друзей, что только помогает творческому восприятию прочитанного и получается ещё и обсуждение совместно с «помощником». Вот примеры таких работ:

Эйдос-конспект может быть провокационным, спорным. Встреча с образом-отзывом может вызывать у обучающихся несогласие. Цель намеренного искажения восприятия произведения – вызов сердцу и уму, рождение эмоции, подсказка, помощь в построении высказывания. Обучающимся проще начинать размышление с аргументации отрицания, с формулирования противоречия. Выражение собственного мнения в итоге оказывается более убедительным.

Безусловно, главное в этом творческом процессе – защита своего понимания, «рисования» текста. Эйдос-конспект демонстрирует, как ассоциативное восприятие литературного героя, художественной мысли, художественного мира произведения организует творческую мысль читателя, формулируя её изобразительно и словесно. Защита проекта заключается в представлении так называемой «идеи» изображений, способа построения рисунков (горизонталь, вертикаль, круг или иные формы) и собственно представления своего прочтения текста. Это может быть обычное представление героев произведения, их портретное описание; может быть изображен «сюжет», движение мысли автора, элементы композиции.

Самым интересным в представлении является конкретизация выбранной детали, изображение и определение её роли в создании концепции понимания текста. Таким образом, использование эйдос-конспекта оправдано на уроках русского языка и литературы при изучении основных изобразительно-выразительных средств языка, функционально-смысловых типов речи, так как активизирует воображение; обучает образной речи, требует осмысления художественной роли изобразительно-выразительных средств языка, решает учебную задачу – позвать в текст, позвать в слово.

Обычно защита проекта происходит на отдельно выделенном для этого уроке, элективном занятии, кружке, так как требует довольно много времени для представления. Главной особенностью любого представления эйдо-конспекта является введение цитаты из текста под рисунком или другого комментария, точно представляющего текст. Отсутствие цитаты снижает впечатление, влияет на оценивание.

Для оценки представления работы (рисунка) выработаны некоторые критерии, по которым можно выставить традиционную для школы отметку. В список критериев входит словесное представление идеи, высказанное грамотным литературным языком с обязательной опорой на текст. Манера представления (название произведения, своя концепция, логика повествования). Сложность интерпретации, эмоциональное воздействие на слушающего. Правильность использования цитат и их трактовки (последнее предполагает провокацию). Общий вид, эстетическое восприятие творческой идеи.

Проведение такой работы с учащимися является одной из форм анализа текста, а самое главное, способом «погружения» в текст. На сегодняшний день качество чтения обычного литературного текста оставляет желать лучшего. Существует некая тенденция поверхностного прочтения текста, краткого изложения произведения, неприятия написанного, а в самых тяжелых случаях «отторжения», нежелания читать вообще. Создание проекта в виде эйдос-конспекта – способ решить некую проблему в преодолении текста через изображение, визуальную образную параллель.

 

Литература:

Головацкая Н.Ф. Эйдос-конспект как одна из форм постижения своеобразия художественных произведений // Размышляя о вечном. Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках литературы. Выпуск. 2. – Томск: ГНМЦ, 2003. – С. 70–84.

 

. . . . .

logo     
    
          
    
Регистрация СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 77018 от 06.11.2019г.
svid smi
                       
      Контакты   Обратная связь  
Свидетельство периодического
издания: ISSN 2713-1416
svid ISSN
technologi.site